Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Выращивание рапса в Восточной Сибири

Источник: по материалам компании Август Беседовал Игорь ТИМЧЕНКО

Выращивать яровой рапс в Иркутской области – это большой риск, но несмотря на это в регионе ежегодно увеличиваются его посевы. Одним из первых хозяйств в области, где стали возделывают эту культуру, было ООО «СХ НАСЛЕДИЕ». Директор предприятия Алексей Ильич СИДОРОВ рассказал, почему он занялся рапсом, об экспорте зерна в Китай и государственной поддержке, которая реально помогает местным сельхозпроизводителям.

Алексей Ильич, у вашего хозяйства интересная история, я знаю, что Вы начинали с создания сельхозкооператива в конце 80-x…

Я организовал его в 1989 году. Мы тогда занимались откормом скота, выращивали овощи, в общем, пробовали разные варианты. В 1993 году мы взяли кредит под 213 % и построили одну из первых мини-пекарен в области. Хлеб пекли из алтайской муки, и он пользовался огромной популярностью. Затем я понял, что мука из зерна, выращиваемого в Иркутской области, тоже может быть хорошего качества. Мы опять взяли кредит, на него построили там же, в Усольском районе, мельницу, начали закупать у хозяйств пшеницу, и дело пошло. За семь лет в чистом поле мы создали базу: поставили подстанцию, провели дорогу, построили новую пекарню, мельницу, гараж с ремонтным боксом, четыре дома для сотрудников. Сегодня в этом месте находится наш центральный офис.

А когда вы сами стали выращивать зерно?

К концу 90-х многие хозяйства находились в упадке, производство зерна сильно сократилось, и, как правило, оно было низкого качества. Поэтому я решил взять в аренду землю в совхозе «Красный Нельхай» Аларского района. Мне дали отделение, на котором осталось только 20 старых коров, а пашня заросла сорняками. В 2000 году мы подготовили 1,1 тыс. га и в следующем году провели первый сев.

К сожалению, в посевном материале была примесь семян гречихи татарской, а так как опрыскивателя у нас тогда не было, мы не смогли побороться с этим сорняком. И хотя на круг собрали 28 ц/га, зерно оказалось засоренным семенами гречихи, в итоге мы не смогли наше зерно перемолоть в муку, но с кредитами все-таки расплатились. На следующий год мы ошибки учли, подобрали новые сорта, и все стало нормально получаться. В 2007 году совхоз разорился, ко мне пришли механизаторы и стали проситься на работу. Кроме того, пайщики стали нам передавать свою землю, так как мы тогда установили приличную арендную плату.

Хотя тогда мы не получали меньше 25 ц/га зерновых, я понимал, что наши технологии и техника уже устарели. Это были старенькие тракторы Т-4 и ДТ-75, сеялки СЗП и др. Для того чтобы повысить заработную плату и развиваться дальше, необходимо было увеличивать объемы и производительность труда. Зимой я съездил на Украину, в компанию «Агро-Cоюз» и там увидел много интересного. Мы взяли долгосрочный кредит и на него приобрели новую технику: посевной комплекс и трактор «Case». До этого, чтобы выполнить на поле все операции, нам требовалось 36 человек, а теперь – всего девять. Но я никого не стал увольнять, перевел людей на другие работы.

В это же время местное правительство обещало компенсировать нам 40 % взятого кредита, но власть сменилась, и эту программу свернули… Плюс в 2009 году, убрав 35 ц/га, мы получили убытки… цена на зерно резко упала. Было очень тяжело, но мы успели внедрить новые технологии и смогли продержаться.

Если производство зерна было нерентабельным, за счет чего хозяйство развивалось?

Мы начали выращивать рапс. В 2008 году посеяли его в первый раз – это был неудачный опыт: из 750 засеянных гектаров убрали только 143. Мы просто высушили предпосевной культивацией землю, посеяли его на 2 - 3 см, а он не взошел. Я обозлился и на следующий год рапс решил не сеять, но цена на пшеницу упала. Я понял, что не стоит «все яйца класть в одну корзину». Мы опять посеяли рапс и получили хорошую прибыль. Теперь каждый год наращиваем производство этой культуры. Кроме того, для нас открылся китайский рынок. Мы в среднем получаем 15 ц/га рапса, рентабельность его производства составляет около 70 - 80 %.

Но сейчас эту культуру стали выращивать многие фермеры и хозяйства, из-за этого возникли проблемы с экспортом в Китай, инфраструктура оказалась не готова к таким объемам. Поэтому мы уже весной начинаем искать покупателей, стараемся продавать рапс без посредников.

На какой площади выращиваете его?

У нас около 6,6 тыс. га пашни, в структуре посевов рапс занимает около 30 %. Для того чтобы удержать эту площадь посевов, каждый год вводим в оборот залежные земли, например, в прошлом году освоили 520 га. Слава богу, что стабилизировалась ситуация с господдержкой. На освоение залежного гектара дают 2,4 тыс. руб. субсидий. Но главное то, что у нас в области существуют очень хорошие инвестиционные программы, стимулирующие производителей рапса и зерновых колосовых. Мы составляем план, в котором берем обязательства по увеличению объемов производства, отчислений в бюджет, созданию дополнительных рабочих мест. Условия жесткие, но все эти обязательства мы выполняем вовремя, а государство взамен на 50 % субсидирует приобретение новой техники, оборудования, необходимого для производства сельскохозяйственной продукции.

Мы участвуем в этой программе с 2012 года и за это время смогли приобрести две зерносушилки, самоходный опрыскиватель, еще один посевной комплекс, мощный трактор, обновили уборочную технику, приобрели современное оборудование по сортировке, строим ангары для хранения зерна

Сложно ли подготовить документы для участия в инвестпроекте?

Никаких проблем с этим нет. У нас есть фирмы, которые за небольшую плату могут оформить всю необходимую документацию, причем раньше это также субсидировалось государством.

Расскажите о технологии выращивания рапса.

Землю под него мы не пашем с 2003 года, выращиваем культуру по минимальной или нулевой технологии. У рапса мощная корневая система, но это не значит, что она может бетон пробить. Поэтому весной ежегодно измеряем плотность почвы и, если необходимо, делаем чизелевание.

Раньше мы выращивали отечественные сорта: в основном это Фрегат и Ратник, но в этом году половину отведенной под рапс площади засеяли импортными гибридами компании «Rapool». В условиях Восточной Сибири выращивать рапс – это очень большой риск, так как весной часто бывают возвратные заморозки. В прошлом году 19 мая у нас от заморозков пострадало 600 га. Российские сорта среднеспелые, созревают за 112 дней, сеять их приходится очень рано. А у немецких гибридов вегетация на три недели короче, поэтому их можно посеять попозже и не попасть под заморозки.

Главное – получить дружные всходы. Для этого необходимо «поймать» влагу и посеять рапс на оптимальную глубину, обычно сеем на 3 - 4 см. Семена обрабатываем инсектицидным протравителем Табу. Иногда крестоцветных блошек на всходах бывает много, тогда лучше применять инсектициды с системным действием, например Борей. Мы использовали контактные препараты, они дешевле, но блошки появляются уже через несколько дней после обработки.

Первые 40 дней рапс развивается очень медленно, сорняки его могут быстро задушить. Стараемся подобрать под него более-менее чистые участки, но если на поле большое количество овсюга, то рапс там лучше не сеять. В фазе бутонизации обычно работаем против цветоеда, инсектицид вносим, если на растении есть два - три насекомых. Интенсивность выращивания у нас, конечно, высокая, поэтому стали появляться новые проблемы – в прошлом году мы столкнулись с капустной молью.

Фунгициды пока не применяем, будем отслеживать развитие болезней. В прошлом году обрабатывали отдельные участки фунгицидом Колосаль Про, но большой разницы я не заметил. У нас зимой сильные морозы, период вегетации короткий, весной и летом осадков мало, поэтому, видимо, болезни сильно не развиваются.

Рапс убираем при влажности семян 14 - 15 %. Стараемся все сделать максимально быстро: намолотили и сразу сушим до 6 - 7 %, затем сортируем и отправляем на склад.

Десикацию на рапсе не применяете?

Десикация необходима, когда культура созревает неравномерно. Это бывает, если рапс некачественно посеять, а если все сделаешь правильно, то тогда она не нужна. А когда всходы неравномерные, то мы ее проводим, но я считаю, что это потерянный урожай. Необходимо, чтобы культура сама созрела и качественные показатели были высокие, так как у китайских покупателей очень высокие требования к продукции.

Что касается системы удобрений, то мы вносим 100 кг/га аммиачной селитры и 50 кг/га диаммофоски, если сеяли рапс после пшеницы, а если предшественник пар, то – 40 - 45 кг/га аммиачной селитры и 50 кг/га диаммофоски. В этом году будем применять листовые подкормки.

Получается, что сегодня выращивать пшеницу и ячмень в Иркутской области невыгодно?

Если заниматься только одними зерновыми, то в итоге ничего не получишь, кроме проблем. Производство молока и мяса КРС тоже нерентабельно без переработки. Наращивая производство зерна, мы начинаем сильно конкурировать между собой, и закупочные цены падают. Если раньше государство регулировало ситуацию за счет интервенционного фонда, то сегодня закупок нет. Надеюсь, что в этом году Иркутскую область включат в список регионов, экспортирующих пшеницу. Иркутским хозяйствам необходимо продавать зерно за рубеж, чтобы была еще какая-то альтернатива для сбыта излишков. Думаю, что со временем все наладится.

В этом плане есть движение вперед, но оно медленное, объемы у нас не те, нам всем необходимо внутри области объединяться и экспортировать свою продукцию. Но в любом деле важен первый импульс, государство должно помочь нам на первом этапе кооперации. Мы только недавно «разбежались» из колхозов и совхозов, но сегодня жизнь нас заставит рано или поздно объединиться. Главное – помочь на первом этапе, а дальше аграрии смогут сами наращивать производство и экспорт зерна.

Возможно, вам это будет интересно