Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Левостороннее смещение сычуга

Источник: Сельскохозяйственная консалтинговая компания "СКК "Виктория-агро"

Левостороннее смещение сычуга у коров в отечественной литературе описано недостаточно полно, а методы диагностики, лечения и про­филактики этого заболевания практически не предлагались. Одно из объяснений - такое смещение регистрировалось в России крайне ред­ко и ущерб от него был минимальным. Отечественные породы скота мало подвержены этому заболеванию, однако интерес к нему резко воз­рос при массовом ввозе в страну из-за рубежа голштино-фризов.

Левостороннее смешение сычуга характерно для коров голштино-фризской породы и регистриру­ется у 3-8% поголовья. Поскольку консер­вативное лечение практически не приносит результатов, и ценные животные выбывают из стада, ушерб от заболевания огромен. Импортер голштино-фризов должен быть готов к тому, чтобы потерять из 1 тыс. за­везенных нетелей 30-80 голов после их оте­ла из-за смещения сычуга.

Правостороннее его смешение встре­чается значительно реже и гораздо легче диагностируется ректальными исследо­ваниями. Сильно увеличенный сычуг рас­полагается между брюшной стенкой и пет­лями кишечника, достигая правой голод­ной ямки.

В норме сычуг (abomasum) - истинный желудок у жвачных - вмешает у коров до 6-15л. Своей правой поверхностью при­легает к брюшной стенке вдоль реберной дуги от 12-го симфиза до мечевидного хря­ща грудной кости.

Патология диагностируется перкуссией, аускультацией и ректальным исследова­нием. Пальпация дает мало информации из-за толщины брюшной стенки, разве что может выявить болезненность при абомазите - воспалении сычуга.

При левостороннем смешении сычуг сдвигается между вентральными мешками рубца в левую половину брюшной поло­сти и располагается между левой брюшной стенкой и поверхностью рубца. При рек­тальном исследовании рубец ощутимо от­теснен от левой брюшной стенки и зани­мает практически центральное положение.

Сычуг часто вздут, и при перкуссии в области левого подреберья от левой го­лодном ямки вперед и вниз прослушивается тимпанический звук. При аускультации области правого подреберья, как правило, отсутствуют звуки, характерные для работающего сычуга.

Заболевание сопровождается сниже­нием аппетита, отказом от поедания концентрированных кормов. При дефекации (малыми порциями) животные горбятся. Кал имеет темный цвет, нехарактерный запах, примеси слизи.

При торсионном завороте или язвен­ной болезни сычуга возможно появление крови в кале. Пульс - 110-120 ударов в минуту. Отмечается гипотония или атония рубца.

Биохимическое исследование кро­ви определяет снижение уровня кальция, хлора и калия.

Наиболее часто патология проявляет­ся в первый месяц после отела, из числа зарегистрированных случаев около 20% - в первый день после отела. Из всех смеше­ний сычуга на долю левостороннего при­ходится около 85% случаев.

Наибольшая вероятность развития па­тологии у животных с такими диагнозами, как ацидоз рубца, ламинит, задержание последа, молочная лихорадка и мастит. Объяснением этому могут служить нару­шения правил и норм кормления.

Корова в запуске должна получать необходимые питательные вещества примерно 11 кг сухого вещества рациона, где концентраты занимают не более 30%. Если этот объем сухого вещества корова не съе­дает (невкусные или некачественные силос, сенаж, сено), автоматически увеличивает­ся процент комбикормов в рационе и раз­вивается ацидоз рубца. В дальнейшем это приводит к развитию асептических ламинитов и задержанию плаценты. Недоста­точное количество потребляемой клетчат­ки одновременно вызывает сокращение объема рубца. Объемистые корма не долж­ны быть тонкоизмельченными.

Сычуг, стесненный увеличивающимся оибемом бременной матки, сдвигается несколько влево, под вентральные мешки рубца. Пилорус сычуга по-прежнему оста­ется с правой стороны и не создает препят­ствий движению кормовых масс. При рез­ком освобождении брюшной полости от плода и малом объеме рубца сычуг не воз­вращается на «законное» место, а уходит в область левого подреберья, увлекая пилорус и двенадцатиперстную кишку. Тор­сионный поворот составляет 180-270°.

Если корова потребляла перед отелом достаточное количество клетчатки и объем рубца был нормальным, смещение сычу­га маловероятно. При избытке в рационе концкормов развивается дисбактермоз руб­ца и нарушаются пищеварительные про­цессы в сычуге. Вздутый от избыточных газов сычуг практически не может вернуть­ся в исходное положение.

Если корова резко вставала в стойле или падала на скользком полу, это тоже может послужить причиной патологии.

Факторы, провоцирующие смещения сычуга, в сумме могут привести и к другим осложнениям. В практике на десять случа­ев левостороннего смещения приходится один случай заворота кишок, который за­канчивается скорой гибелью. Заворот ки­шок происходит против часовой стрелки (если смотреть сзади), и это используют для консервативного лечения, переворачи­вая лежащую корову по часовой стрелке.

Если степень смещения сычуга незна­чительна, лечебное действие оказывает прогон животного вверх по крутому хол­му. Есть данные о возможности возврата сычуга, если правую тазовую конечность приподнять и зафиксировать в 30 см над уровнем пола.

При кормлении корнеплодами (чаще свеклой) развивается язвенная болезнь сычуга, приводящая к его атонии и право­стороннему смещению. Одна из причин - песок и камешки, попадающие с грязны­ми корнеплодами. При правостороннем смещении сычуга прогноз более неблаго­приятный, чем при левостороннем.

Патология в 30-50 раз увеличивает ве­роятность развития кетоза. При обычном, не осложненном смещении корова может болеть относительно долго и на фоне вы­сокой молочной продуктивности (при ми­нимуме потребляемого корма) гибнет от истощения.

Тонус сычуга и, естественно, вероят­ность вернуться в исходное положение зависят от концентрации кальция в плаз­ме крови. У животных с левосторонним смещением его уровень на 30-40% ниже физиологической нормы. Крайне важна структура рациона и сбалансированность его по отдельным микроэлементам.

Консервативное лечение, как правило, успеха не имеет. Поддерживающая тера­пия в виде внутривенных инъекций ра­створов солей, глюкозы и новокаина облег­чает страдания животных и несколько продлевает им жизнь. По некоторым сооб­щениям, коровы, отдыхающие на левом боку; менее подвержены заболеванию. Сей­час даже принимаются меры по конструи­рованию станков, побуждающих живот­ных лежать именно в этой позе.

Наиболее эффективный метод - опе­ративное вмешательство. Схематично смысл операции сводится к рассечению брюшной стенки в области правого подре­берья. Далее через зонд с иглой из сычуга удаляются газы (в противном случае его не извлечь из правого подреберья). Воз­вращая сычуг на место, во избежание ре­цидивов пришивают его к правой стенке.

Успех достигается в 80-95% случаев. Возможные осложнения - свищи, грыжи инфекционные и другие заболевания. Так что лучший способ избавить коров от рис­ка смещения сычуга - профилактика этой патологии.

Возможно, вам это будет интересно