Этот симптомокомплекс включает в себя воспаление пакетов молочных желез и репродуктивного тракта, в результате чего снижается либо полностью прекращается продукция молока, что ведет к снижению среднесуточного прироста массы и увеличению процента отхода поросят.
Чаще всего развивается в течение первых трех суток после опороса, иногда на 5-7 день подсоса. Обычно причину однозначно установить невозможно, в патогенезе свою роль играет множество факторов.
Наиболее вероятными причинами синдрома являются:
- наследственная предрасположенность;
- первый опорос;
- погрешности в формулировании рационов и недоброкачественные корма, низкое содержание клетчатки в рационе, кормление животных вволю, затрудненный доступ к воде;
- нарушение зоогигиенических требований: слишком высокая температура в помещениях маточника, слишком поздний перевод с ожидания в цех опороса, большая скученность и недостаток моциона и т. п.;
- слишком высокая упитанность маток (кондиция выше 4 баллов, т. е. ожирение);
- сложные, затяжные роды (более 5 часов);
- по нашим наблюдениям, закономерное осложнение при задержании последа и субинволюции матки;
- несоблюдение санитарно-гигиенических требований в цехе опороса;
- бактериальные инфекции (E.coli, Streptococcus spp, Staphylococcus spp, Citrobacter spp, Klebsiella spp. и др. условно-патогенные микроорганизмы).
Диагностика данного синдрома при достаточной квалификации ветеринарно-зоотехнических специалистов не вызывает трудностей. Со стороны свиноматки наблюдается:
- угнетение и потеря аппетита вплоть до полного отказа от корма;
- повышение ректальной температуры на 0,5-20 С;
- проявление беспокойства и агрессии при попытке сосания вымени;
- уплотнение и болезненность отдельных пакетов молочных желез;
- снижение или прекращение лактации;
- изменение цвета, запаха и консистенции выделений из репродуктивного тракта.
Со стороны поросят видим:
- угнетение и истощение;
- снижение среднесуточных приростов живой массы;
- возможно развитие диспепсии;
- помет становится неоднородным;
- увеличивается процент отхода.
Материалы и методы
В течение текущего года в цехе опороса у нас под наблюдением было 1011 свиноматок. Стадо по номерам репродуктивных циклов распределялось следующим образом:
В цех опороса животные переводятся в среднем за 5 дней до ожидаемой даты опороса. В течение ближайших 12 часов после опороса с целью профилактики синдрома ММА однократно производятся внутримышечные инъекции клопростенола согласно инструкции и 15% эмульсии амоксициллина L.A. согласно инструкции. Максимально допустимый уровень отхода поросят в цехе — 10,5-11%.
Синдром ММА был выявлен у 9 животных, что составило 0,89% от поголовья. Синдром развивался на 2-5 день подсоса и проявлялся следущим образом: со стороны маток — угнетение, повышение температуры до 40,7-41,00С, полной остановкой лактации и желтоватыми выделениями с примесью крови из репродуктивного тракта. Со стороны поросят — заметным истощением, беспокойством, в 7 случаях (77,78%) наблюдалась диспепсия, из которых в 3 случаях (42,86%) по токсическому типу. Распределение по номерам репродуктивных циклов следующее:
Во всех случаях тактика лечения основывалась на:
- проведении антибактериальной химиотерапии;
- назначении нестероидных противовоспалительных средств;
- скорейшей нормализации лактации;
- замена поросят (гнезда менялись местами с самыми крупными поросятами);
- в случае развития диспепсии поросят — назначение антибактериальных препаратов и восстановление водно-электролитного баланса.
Использовались следующие протоколы лечения:
- Протокол №1 (2 головы)
- Цефтиофур 5 мг/кг в течение 5 суток внутримышечно
- Кетопрофен 1% раствор для инъекций внутримышечно по инструкции в течение 5 суток
- Окситоцин 30 МЕ/гол в сутки в течение 5 суток
- Протокол №2 (3 головы)
- Амоксициллин L.A. 15 мг/кг внутримышечно трехкратно с интервалом 48 часов
- Кетопрофен 1% раствор для инъекций внутримышечно в течение 5 суток
- Окситоцин 30 МЕ/гол в сутки в течение 5 суток
- Протокол №3 (4 головы)
- Амоксициллин L.A. 15 мг/кг внутримышечно трехкратно с интервалом 48 часов
- Энрофлоксацин L.A. 12,5 мг/кг внутримышечно однократно на 2 или 4 день лечения
- Окситоцин 30 МЕ/гол в сутки в течение 5 суток
Для лечения простой диспепсии поросят использовался гентамицина сульфат 4% раствор для инъекций внутримышечно в течение 3 дней в дозе 15-20 мг/гол в сутки в течение 3 дней и свободный доступ к раствору электролитов StartAid по инструкции.
При токсической диспепсии применялся раствор гентамицина сульфата 4% на растворе Рингера-Локка из расчета 15-20 мг/гол в сутки гентамицина сульфата на 20 мл раствора Рингера-Локка
внутрибрюшинно в течение 5 дней.
Результат
В результате лечения наступало 100% выздоровление животных: восстанавливалась нормальная лактация на 2-3 день лечения и на 4-5 восстанавливался аппетит. Рецидивов не наблюдалось. У поросят симптомы диспепсии исчезали на 2-3 день лечения, в течение 5-7 дней нормализовывались приросты живой массы. Падеж поросят был на уровне 10%.
Выводы
- Животные первого цикла опороса несколько более предрасположены к развитию данного синдрома.
- К заболевшим свиноматкам желательно подсаживать наиболее крупных, хорошо развитых поросят с целью минимизации риска развития токсической диспепсии.
- Следует выбирать антибактериальные препараты широкого спектра действия. Для достижения максимальной эффективности антибактериальной химиотерапии допустимо комбинировать препараты.
- С целью нормализации лактации и скорейшей эвакуации патологического содержимого из репродуктивного тракта необходимо использовать окситоцин.
- Для контроля над болевым синдромом следует назначать нестероидные противовоспалительные препараты.
- В процессе лечения необходимо следить за появлением признаков диспепсии поросят в станке и при необходимости проводить их лечение.
- В лечении диспепсии поросят ведущую роль играет назначение антибактериальных препаратов, равно как и восстановление нормального водно-электролитного баланса.
Заключение и спорные моменты
В процессе применения все три клинических протокола показали свою безопасность как для маток, так и для поросят. В цехе опороса не было выявлено ни одного случая индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, побочных эффектов также не наблюдалось. В протоколе №3 мы осуществляли дополнительное назначение энрофлоксацина (учитывая ограничение на применение фторхинолонов лактирующим животным) в связи с ухудшением состояния больного животного. Инъекции кетопрофена в этом случае отменялись в связи с повышенным риском усиления нейротоксичности энрофлоксацина. Отдаленные хондротоксические эффекты фторхинолонов у поросят в цехе доращивания отследить невозможно, поскольку индентифицировать принадлежность поросят к матке цели не ставилось.
Поскольку жировой ткани у поросят достаточно мало, согласно клиническим рекомендациям (С. Козлов, Л. Страчунский) гентамицина сульфат назначался искходя из живой массы с эмпирическим увеличением дозы на 25%.
Несмотря на 100% успешность лечения, антибактериальные препараты назначались эмпирически, без сопутствующих лабораторных исследований на чувствительность микрофлоры к антибиотикам.
Использованная литература
1.Болезни собак и кошек. Комплексная диагностика и терапия: учеб. Пособие; под ред. А.А. Стекольникова, С.В. Старченкова. - 4-е изд., испр. и доп. - Спб.: СпецЛит, 2013. - 925 с.: ил.
2.Клиническая фармакология: учебник / под ред. В.Г. Кукеса. - 4-е из., перераб. И доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 1056 с.
3.Козлов С.Н., Страчунский Л.С. Современная антимикробная химиотерапия: Руководство для врачей.-М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2009.-448 с.
4.Brent, Gerry. The Pigman’s handbook. - 2nd ed. London: Farming Press ltd, 1987 (1989 reprinted).
5.Manjyoti Bhuyan, Utpal Barman, Chiranjeevi Acharya and Bhaben Chandra Baishya. Clinical management of mastitis-metritis-agalactia syndrome (MMA) in a sow. International Journal of Recent Scientific Research Vol. 6, Issue, 7, pp.5143-5144, July, 2015.
6.Schepop Lotte van de, Postpartum Dysgalactia Syndrome in sows, https://www.viv.net/articles/blog/postpartum-dysgalactia-syndrome-in-sows 06.09.2018
7. Wolfensohn Sarah, Lloyd, Maggie. Handbook of laboratory