Беларусь – одна из крупнейших стран-производителей льна, а продукция местных льнозаводов востребована не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. О том, как развивается это направление сельхозпроизводства, рассказывают сотрудники РУП «Институт льна» НАН Беларуси – заместитель директора по научной работе Виктор БОГДАН, руководитель лаборатории агротехники льна Владислав ПРУДНИКОВ и заведующий информационно-аналитическим отделом Валерий КОЖАНОВСКИЙ.
Как давно ваш институт занимается научными разработками?
В. Богдан: Институт был создан в 2000 году. Основные направления работы –селекция льна-долгунца и льна масличного, оригинальное семеноводство районированных сортов собственной селекции, разработка ресурсосберегающих технологий возделывания, уборки и т. д. В общем, стараемся в своей работе охватить очень широкий круг проблем. Конечно, они немного отличаются от российских.
Например, в Беларуси в изобилии были кислые почвы, и раньше вносили много извести. Но со студенческой скамьи мы знаем, что лен – кальцефоб. Сейчас средняя pH по Беларуси около 6,8. Для льна – это почти катастрофа. Поэтому мы рекомендуем создавать компактные сырьевые зоны льнозаводов и проводить там известкование с учетом биологических требований культуры льна к уровню почвенной кислотности.
А в России почвы более кислые. Поэтому агротехника и селекция льна в наших странах имеют свои особенности. Если мы создаем сорта, устойчивые к кальциевому хлорозу, антракнозу и пасмо, то в России – к ржавчине и фузариозу. Наш институт занимается не только наукой, но и производством. Выращиваем лен на 300 га. Этой площади достаточно, чтобы вести оригинальное семеноводство, а тресту сдаем на льнозавод.
Как сейчас отрасль развивается в Беларуси?
Если в общих чертах, то нормально, но есть и проблемы. Беларуси для внутреннего потребления необходимо около 20 - 22 тыс. т длинного и короткого волокна. Столько же его экспортируется. От этого и рассчитывают посевные площади льна-долгунца. Ежегодно в стране льном засевают около 45 тыс. га. Большинство полей входит в созданные около льнозаводов сырьевые зоны. Сегодня в стране работает 24 таких предприятия.
Средняя урожайность по республике в прошлом году составила 9,7 ц/га в пересчете на волокно. Но тогда сложились неблагоприятные погодные условия для северных областей. Здесь затянулся весенний сев, и уборка началась поздно. Наивысшая урожайность была получена в 2014 году. Тогда собрали 10,8 ц/га, а Пружанский льнозавод (Брестская область) с 3 тыс. га получил по 20 ц/га волокна.
За счет чего удалось получать такие высокие урожаи, как изменились технологии?
Интенсификация производства выросла очень сильно, хозяйства стали применять больше удобрений, средств защиты растений, появились новая техника и сорта. Четверть века назад в Беларуси самым популярным был сорт Оршанский 2. По качеству волокна он и сейчас считается эталоном, но его урожайность невысокая.
А теперь современные сорта белорусской селекции ничем не уступают французским и голландским. Например, площади под новым сортом Грант за четыре года выросли почти до10 тыс. га. Таких примеров мало, учитывая, что коэффициент размножения у льна-долгунца – один из самых низких среди полевых культур.
Но невозможно работать только над повышением урожайности. Увеличивать этот параметр до бесконечности нельзя. Поэтому мы также работаем над тем, чтобы сделать урожайность наших сортов стабильно высокой. Выводим сорта,более устойчивые к полеганию и болезням, обладающие хорошей адаптивностью к различным условиям. Ведь мы ведем селекцию на северо-востоке Беларуси, а есть западная часть страны, где климатические условия заметно отличаются.
Какую площадь в стране занимают сорта отечественной селекции?
Около 70 %. Конечно, мы бы хотели большего, но конкуренция – это тоже важно. Присутствие сортов зарубежной селекции нас подстегивает.
В 2015 году Президент Беларуси А. Г. Лукашенко поручил провести сравнительные испытания наших и зарубежных сортов. Годом ранее Пружанский льнозавод получил высокую урожайность, там выращивали только импортные сорта. Поэтому появилось мнение, что наша селекция сильно уступает. На полях завода заложили опыт, в котором сравнивали сорт Грант и два французских – Ализе и Дракар. Наш сорт проявил свой высокий потенциал. По итогам опыта его урожайность в переводе на волокно составила 16,4 ц/га, Ализе – 16,2 ц/га, Дракара – 15,9 ц/га.
Есть еще один важный момент. В институте созданы группы сортов – ранне-, средне- и позднеспелые. Грамотно их используя, можно без потерь убрать лен в оптимальные сроки. Лен, подошедший к уборке, необходимо вытеребить за десять дней. Техника для уборки очень дорогая, самоходные теребилки – импортные бельгийские. Если растянуть уборку за счет созревающих в разные сроки сортов, то можно заметно сократить затраты на амортизацию техники.
Есть ли планы по регистрации белорусских сортов в России?
Шесть наших сортов включены в Государственный реестр РФ. В 2009 году районированы Василек и Пралеска. В 2014 реестр пополнили еще четыре сорта – Грант, Веста, Ласка, Левит 1.
Расскажите о современной технологии выращивания льна.
В. Прудников: Для льна очень важно правильно подобрать почву. Если сеять его на непригодной, то никакие сорта, техника, удобрения и средства защиты растений не помогут. Главные требования льна-долгунца к почве – это кислотность и состав. Оптимальным является интервал рН 4,8 - 5,5. На такой почве можно получить высокую урожайность волокна с отличными прядильными свойствами без интенсивного внесения макро-и микроудобрений.
Но таких «идеальных» полей практически нет. Большинство площадей, выделяемых под посев льна, имеют рН 5,7 - 6,2 и выше. Избыток кальция на них препятствует поступлению в растения цинка, бора, меди и вызывает развитие кальциевого хлороза.
Допустимым уровнем рН для льна может быть 5,6 - 6,0. На таких почвах кальциевый хлороз незаметен, хотя и присутствует. Чтобы исправить положение, необходимо до посева вносить сульфат цинка – 1,0 - 1,5 кг/га д. в. Дополнительно в фазе полных всходов также необходимо вносить цинк, 0,25 - 0,3 и бор, 0,15 - 0,2 кг/га в д. в. Но если посеять лен в почву с рН выше 6,0, то даже внесение цинка и бора не обеспечит высокую урожайность и качество волокна.
Что касается состава, то оптимальными для льна являются легко- и среднесуглинистые, и связно-супесчаные, подстилаемые суглинками почвы. Получить высокую урожайность волокна легче на почве, содержащей более 1,5 % гумуса, а подвижных фосфатов, калия – более 100 мг в 1 кг почвы.
Определить норму азота под лен-долгунец значительно сложнее. Необходимо учитывать гранулометрический состав почвы, содержание в ней гумуса и вносимые удобрения под предшествующие культуры. Лен-долгунец в большинстве случаев размещается после зерновых предшественников, и это позволяет более точно определить дозу азотного удобрения.
А каковы оптимальные параметры содержания гумуса в почве?
По нашим исследованиям, при содержании в почве гумуса свыше 2 % под лен азотное удобрение можно не вносить. Обильное азотное питание снижает содержание волокна в стеблях, при этом падают урожайность и качество волокна даже при отсутствии полегания.
При содержании гумуса 1,7 - 1,8 % после зерновых предшественников необходимо вносить азота (д. в.) 20 - 30 кг/га; при 1,5 - 1,6 % – 30 - 35 кг/га; при содержании менее 1,5 % доза азота может быть увеличена до 40 кг/га. На супесчаных почвах при содержании гумуса менее 2 % доза азотного удобрения может быть увеличена на 5 - 10 кг/га.
Полностью со статьей можно ознакомиться пройдя по ссылке.