Традиционно принято считать, что дополнительное введение в рационы водорастворимых витаминов (особенно группы В) необходимо только для моногастричных животных, поскольку потребность животных с многокамерным желудком в них обеспечивается за счет работы микрофлоры желудочно-кишечного тракта. Поэтому в практике животноводства витамины группы В дополнительно вводят в корма либо только в технологически сложные периоды (сухостой), или же в лечебно-профилактических целях — для устранения последствий стресса, отравлений и т. п.
При этом зачастую не учитывается, что за последние несколько десятков лет продуктивность коров значительно выросла, а значит — увеличилась и потребность в питательных веществах.
Если нормы сырого протеина, энергии и прочих показателей с каждым годом увеличиваются, то уровень потребности витаминов (в т.ч. группы В) практически не менялся с конца прошлого века, и явно тоже должен быть пересмотрен. Это следует принимать во внимание, если в хозяйстве хотят наиболее полно реализовать генетический потенциал животного.
К сожалению, в России мало научных работ на эту тему. Однако в иностранных источниках регулярно освещаются результаты исследований о пересмотре норм потребностей животного в витаминах группы В.
Согласно им, бактериальный синтез уже не способен в достаточной мере обеспечить лактирующую корову нужным количеством витаминов данной группы. Особенно много работ посвящено цианокобаламину, относящемуся к группе витаминов В12.
Витамины группы В12 - целая группа кобальтсодержащих биологически активных веществ, называемых кобаломинами. К ним относится собственно цианокобаламин, гидроксокобаломин, а также две коферментные его формы — метилкобаломин и кобаламин. Зачастую витамином В12 называют только цианокобаламин, что не совсем правильно с точки зрения биохимии, но общепринято в зоотехнии и кормлении животных, поэтому далее под витамином В12 следует понимать именно его.
Витамин В12 не содержится в растительных кормах, как ряд других витаминов В-комплекса, а вырабатывается только путем связывания кобальта дрожжевым или бактериальным синтезом.
Поскольку в состав молекулы В12 входит не менее 4,5 весовых процента трехвалентного кобальта, считается, что уровень синтезируемого витамина В12 прямо пропорционален содержанию кобальта в рационе.
Ряд исследований показывает, что это не так, поскольку бактериями синтезируется также ещё несколько молекул витаминоподобных веществ, схожих по структуре с витамином В12, но без его биологической активности. Зачастую они проходят транзитом и выводятся из организма с навозом. Отсюда следует, что даже соблюдение норм содержания кобальта в корме не всегда обеспечивает достаточное количество витамина В12.
Следует помнить, что кобальт и его соединения довольно токсичные (летальная доза для коров 25 мг/кг массы тела, при суточной норме для высокоудойных коров — до 20 мг/кг массы тела), поэтому дополнительно вводить в рацион соединения кобальта следует с большой осторожностью. Лучше всего, если животное будет получать кобальт из естественных источников.
В рацион жвачных кобальт поступает в основном из растительных кормов, куда поступает из почвы. Содержание же кобальта в почве сильно колеблется не только в зависимости от региона и типа почвы (наиболее бедны кобальтом регионы с супесями, дерново-подзолистыми и болотистыми почвами), но и от ряда других факторов.
Например, растения поглощают кобальт из почв в меньшем количестве в присутствии некоторых минералов и их соединений (марганец, известь).
Количество осадков также снижает содержание кобальта в почвах, вымывая его в более низкие слои. Тип и состояние пастбищ также влияют на содержание кобальта. Злаковые извлекают из почвы кобальта меньше, чем бобовые. Однолетние пастбища также бедны кобальтом, в отличие от многолетних пастбищ.
Витамин B 12 отличается более высокой активностью, чем другие витамины группы B. Потребности в нем у жвачных можно компенсировать за счет его ввода уже на уровне миллионной доли грамма на килограмм.
Витамин B 12 – единственный водорастворимый витамин, который депонируется в тканях в течение относительно длительного периода времени. Соответственно, симптомы дефицита витамина B 12 проявляются только спустя значительное время, когда уже поздно что-либо предпринимать.
Роль витамина В12 в организме жвачных велика. Он незаменимый участник энергетических обменов. Выполняет каталитические функции при синтезе практически всех незаменимых аминокислот.
Недостаток витамина В12 может привести к серьезным метаболическим нарушениям, влекущим за собой такие заболевания, как молочная лихорадка, кетозы и ожирение печени. Это связано с тем, что в организме КРС синтезируемая в рубце пропионовая кислота — основной предшественник для образования глюкозы, необходимого источника молочного сахара и важного участника энергетического обмена в тканях животного, тесно связана с витамином В12.
Даже при повышенном синтезе пропионовой кислоты микрофлорой рубца жвачных дефицит витамина B 12 ухудшает усвоение пропионовой кислоты организмом животного, влияет на ее аккумуляцию в крови, что быстро приводит к энергетическому дефициту, снижению уровня потребления корма, что в свою очередь приводит к снижению молочной продуктивности и содержания жира в молоке.
Ряд исследователей также указывают, что недостаток В12 ведет к увеличению содержания в организме метилмалоновой кислоты — основного ингибитора синтеза жирных кислот.
Известно также, что метилмалоновая кислота, которая накапливается в крови в результате увеличения синтеза пропионовой кислоты при недостатке В12, являясь главным ингибитором синтеза жирных кислот, негативно влияет на содержание жира в молоке. Особенно ярко это проявляется при повышенном содержании в рационе концентратов (свыше 45-50% от сухого вещества). Таким образом, скармливать подобные рационы без нарушения показателей молочной продуктивности лучше на фоне дополнительного ввода витамина В12.
Увеличение синтеза витамина В12 микрофлорой происходит при даче кормов с большим содержанием клетчатки. Оптимальное содержание сырой клетчатки в сухом веществе рациона должно не превышать 22-25%, причем для высокопродуктивных коров 16-18% от этого количества должна составлять клетчатка грубых кормов. Избыточное же содержание клетчатки снижает переваримость и усвояемость питательных веществ в корме, поэтому корма с содержанием клетчатки должны быть достаточно высокого качества.
К сожалению, в большинстве хозяйств в роли грубых кормов выступает сено и солома невысокого качества и с низкой питательностью. Следовательно, генетический потенциал продуктивности особенно импортных животных реализуется не полностью, и из-за этого хозяйство недополучает ежегодно около трети возможных надоев молока. При этом, иностранные источники указывают, что дополнительное введение в рацион витамина В12 способно увеличить надои на 10% и более, а содержание жира в надоенном молоке — на 16%, и особенно ярко этот эффект проявляется в период раздоя и у первотелок.
Увеличение содержания витамина В12 в рационе жвачных может быть экономически выгодным. Этого можно добиться несколькими способами:
- инъекционное введение препаратов цианокобаламина (но следует учитывать вероятность возникновения при этом инъекционного стресса) в дозировке 5-10 мкг/кг массы тела;
- добавление защищенных форм витамина В12 в премиксы или комбикорма
- вводить в рацион сырье, богатое витаминами группы В, в частности В12, - отруби, корнеплоды (особенно морковь), дрожжи. Особенно это важно в зимний период.
Более удобный способ - увеличение содержания витамина В12 косвенно — создание и поддержание благоприятных условий для жизнедеятельности рубцовой микрофлоры, отвечающей за синтез данного витамина, путем использования качественных грубых кормов или зеленой массы с достаточным содержанием кобальта, а также балансирования рациона и соблюдения норм скармливания концентрированных кормов и кормов с высоким содержанием клетчатки.