С каждым днем вопрос о расширении экспортных возможностей для отечественных сельхозпроизводителей становится все актуальнее. В ряде аграрных секторов, в том числе в птицеводстве и свиноводстве, в последние годы наблюдается серьезный рост.
С одной стороны, он привел к достижению продовольственной безопасности, с другой – усилил внутреннюю конкуренцию производителей, негативно влияя на цены и общую рентабельность бизнеса. Необходим своего рода «выпускной клапан», который бы уравновесил нарастающее давление и позволил сбалансировать рынок. Одним из таких «клапанов» для российских свиноводов и птицеводов может стать Китай. Несмотря на ветеринарные и технические барьеры, нужно рассматривать эту страну как потенциального стратегического партнера. Что представляет собой сегодня рынок свинины Китая и каковы его перспективы?
На китайский рынок свинины приходится более 50% всего мирового потребления этого вида мяса, при этом он продолжает расти, прибавляя по 1% ежегодно. В 2017 году его объем достиг 55 млн т. Среднегодовой темп роста потребления свинины до 2020 года ожидается на уровне 0,8%. По прогнозам, к 2020 году население Китая вырастет до 1 млрд 430 млн человек, то есть прибавит еще 50 млн к сегодняшним цифрам, и только этот фактор увеличит потребление свинины на 1,6 млн т в год.
Урбанизация и перемещение сельского населения в города также будет способствовать увеличению спроса на свинину в Китае. Таким образом, к 2020 году потребление свинины в этой стране вырастет еще на 3,5 млн т и составит порядка 58 млн т в год. В последующие пять лет повышению среднедушевого потребления и спроса будут способствовать три главных фактора: рост населения, дальнейшая урбанизация и увеличение прослойки среднего класса.
В 2017 году потребление свинины в Китае в среднем составляло менее 32 кг на душу населения в год. При этом потенциал роста этого показателя еще не исчерпан. По различным прогнозам, к 2020 году ожидается увеличение потребления этого мяса до 32,5 – 33 кг на человека в год (рис. 1).
С точки зрения общего потребления мяса, находящегося на уровне 50 кг на человека в год, Китай все еще отстает от большинства стран, что открывает дополнительные возможности для роста. Нужно отметить, что темп роста среднедушевого потребления говядины и баранины в Китае за последние годы составлял 2,4%, в то время как свинина прибавляла лишь 1,2%, а птица – 1,1% в год (рис. 2). При этом свинина удерживает свои лидирующие позиции, занимая более 60% в общем потреблении.
Рисунок 1. Потребление свинины в Китае на душу населения в 1995-2020 гг. (прогноз), кг/чел.
Рисунок 2. Среднедушевое потребление мяса в Китае в 1995-2020 гг. (прогноз), кг/чел.
Повышение доходов китайских граждан способствует смещению потребления белков в сторону более «дорогих» продуктов, например говядины или баранины, цены на которые в Китае традиционно в два раза выше, чем на свинину или мясо птицы. С точки зрения потребления продуктов питания, наиболее явными за последние 15–20 лет являются два тренда:
- потребление калорий растет в Китае быстрее, чем в большинстве других стран (+26% за последние 20 лет);
- рацион питания смещается от углеводно-растительного типа в сторону белкового, включающего больше мяса, молочных продуктов и яиц.
Оба этих фактора оказывают положительное влияние на потребление мяса.
Среднедушевой доход в Китае за последние пять лет увеличился на 10%. При этом до 2020 года ожидается дальнейшее его увеличение еще на 8%. Но растут и расходы китайцев, в которых продукты питания занимают около 30%. Если говорить о мясе, молочных продуктах и яйцах, то они составляют около 23% потребляемых калорий в Китае, что все еще существенно ниже, чем в западных странах. Этот фактор также нужно рассматривать как возможность для роста в будущем.
Поголовье свиней в Китае составляет порядка 700 млн голов. Снижение этого показателя, которое наблюдается с 2015 года, является следствием консолидации рынка и ухода с него мелких игроков. Так, в 2017 году поголовье свиней в Китае составило около 670 млн, приведя к определенному дефициту свинины в этой стране. Он был частично компенсирован импортными поставками, показавшими значительный рост из-за существенного диспаритета цен на импортную и местную свинину, иногда доходящим до 60%. В 2017 году на импорт приходилось около 6% потребляемой свинины и субпродуктов. Прогнозируется, что к 2020 году этот показатель составит 7%, так как устойчивый рост потребления свинины будет опережать рост собственного производства. При этом существенным фактором будет служить развитие ситуации с распространением АЧС на территории этой страны. Дальнейшее негативное развитие может привести к значительному сокращению собственного поголовья и, как следствие, увеличению ввоза этого мяса из-за рубежа.
Основными поставщиками свинины в Китай являются страны Евросоюза и США, на долю которых приходится 58% и 13% поставок соответственно. Основные игроки рынка свинины Китая – это свинофермы, бойни, дистрибьютеры, ритейлеры и производители кормов.
Расширение собственного производства для китайской свиноводческой отрасли не является первостепенной задачей в отличие от необходимых качественных изменений, связанных с перераспределением производства свинины от личных подсобных хозяйств в сторону крупных промышленных предприятий. Несмотря на то, что отрасль первичной переработки скота претерпевает процесс консолидации с 2008 года, концентрация сектора остается на низком уровне. В Китае топ-10 игроков представляют всего 5% общего рынка, тогда как в США, к примеру, топ-5 крупнейших игроков контролируют 70%.
Сектор, традиционно представленный ЛПХ, за последнее десятилетие претерпел ряд существенных изменений, связанных с развитием крупных индустриальных свинокомплексов. Несмотря на это, мелкие подсобные хозяйства пока продолжают доминировать в общем объеме производства свинины в Китае, занимая порядка 57% рынка. На средние фермы приходится треть рынка. Крупные свинокомплексы продолжают укреплять свои позиции, и за 10 лет их количество увеличилось с 4% до 10%.
В данный момент крупнейшим игроком рынка свинины Китая является компания Wen’s с долей рынка 2,5%, значительно превышающей доли ближайших конкурентов. Компания объединила более 22 тыс. ферм по модели «компания + фермер». Эта бизнес-модель позволила Wen’s быстро расширить объем производства. За четыре года производство увеличилось в два раза, достигнув отметки в 17 млн голов свиней, что больше, чем совокупное поголовье следующих игроков: Zhengda, Muyuan, Chuying, Zhengbang и COFCO, чьи доли составляют от 0,2 до 0,6% в общем объеме производства (рис. 3).
Рисунок 3. Топ-6 крупнейших свиноводческих компаний Китая
Китай – крупнейший производитель кормов для животных, занимающий около 20% мирового рынка.
Основным потребителем кормов в Китае является свиноводческий сектор, на который приходится 42% от общего производства. За ним следуют птицеводческая промышленность и аквакультура (рис. 4).
Рисунок 4. Потребление кормов в Китае
За последние пять лет общее производство кормов в Китае выросло на 4%, при этом потребление кормов свиноводческим сектором за этот же период увеличилось на 7%. Как и во всем мире, корм занимает основную долю в себестоимости выращивания свиней (рис. 5). На него приходится до 60% общих затрат. Несмотря на то, что Китай является крупнейшим мировым производителем свинины, себестоимость выращивания свиней здесь остается более высокой, чем в других странах. Так, в США она на 36% ниже вследствие использования более дешевого сырья, экономии на масштабе производства и лучшего управления хозяйством.
Рисунок 5. Структура себестоимости выращивания свиней в разных странах
Стоимость кормов в Китае за последние 10 лет выросла в два раза, в первую очередь вследствие существенного увеличения цен на кукурузу. В результате проводимой государством политики стоимость кукурузы в Поднебесной значительно превышает ее стоимость в США. Несмотря на шаги по модернизации отрасли, доля корма в одном килограмме мяса в Китае будет существенно выше этого показателя, чем в США или ЕС.
Говоря о среднесуточных привесах в свиноводческом секторе, можно отметить, что этот показатель в Китае по своим значениям достаточно близок показателям США и ЕС. Показатель конверсии корма, который является индикатором эффективности использования кормов, находится на уровне 3,0–3,15 единицы по сравнению с 2,7 единицы в США. Хотя здесь стоит отметить, что некоторые крупные китайские производители, например компания Wen’s, публиковали данные о достижении показателя конверсии в 2,8 единицы.
Еще один важный показатель в себестоимости – это продуктивность свиноматок. В среднем количество поросят на одну свиноматку в Китае составляет 22–23 поросенка в год в крупных индустриальных свинокомплексах. В личных подсобных хозяйствах этот показатель значительно ниже. В целом показатель количества поросят на свиноматку в Китае находится на более низких отметках, чем в других странах с развитым свиноводством, в основном из-за высокой смертности и погрешностей в кормлении животных.
Еще одна проблема свиноводческой отрасли Китая – оплата трудовых ресурсов, которая возникла вследствие высокой текучести кадров и нехватки квалифицированных специалистов. В общей структуре себестоимости производства свинины затраты на персонал в Китае находятся на уровне США и равны примерно 11–12%, тогда как в Европе этот показатель равен 9%. Ожидается, что оптимизация затрат по этому показателю – сокращению доли расходов на персонал в расчете на одну свинью – будет идти одновременно с развитием крупномасштабного производства свинины.
Рисунок 6. Доля затрат на персонал в себестоимости производства свинины
Следующий показатель себестоимости – это производственный цикл выращивания свиней, который немного короче, чем в странах Запада, так как там выращивают свиней до более тяжелого веса с целью максимизации эффективности производства. С другой стороны, средний живой вес свиньи на убой в Китае ниже по причине высокого спроса на поросят и низкой эффективности производства.
Четыре года назад Министерство сельского хозяйства Китая утвердило индикативные стандарты для отрасли в перспективе на 2020 год. В то время как общее производство свинины существенно не изменится, а прибавит лишь +1,4% к 2020 году, государство ожидает существенного увеличения эффективности производства свинины к 2020 году (рис. 6). Земельный вопрос, экологические и социальные ограничения остаются ключевыми факторами меняющегося рельефа рынка. Государство директивно регулирует рост производства в каждой провинции страны, гарантируя выполнение стандартов и повышение эффективности производства для оптимизации региональной дистрибьюции.
Рисунок 7. Основные цели развития свиноводческой отрасли Китая
Таким образом, ключевые тренды современного рынка свинины Китая таковы:
- консолидация отрасли более крупными игроками и уход с рынка мелких компаний, на которые в настоящее время приходится более половины всей свинины, производимой в этой стране вследствие высокой себестоимости производства и экологических проблем;
- вертикальная интеграция, позволяющая максимизировать прибыль и повысить безопасность выпускаемой пищевой продукции;
- концентрация на эффективности производства;
- эпизоотическая безопасность, в первую очередь борьба с распространением АЧС;
- производство экологически чистой (свободной от антибиотиков) продукции.
В перспективе для покрытия дефицита, образующегося из-за закрытия мелких хозяйств, в Китае открываются возможности для дальнейшего улучшения производительности путем внедрения современных технологий и ноу-хау. Также перспективным направлением для получения дополнительной прибыли предприятиями отрасли будет интеграция в звенья производственной цепи:
- развитие производства кормов для мясоперерабатывающих предприятий;
- производство и глубокая переработка свинины для предприятий, основой бизнеса которых является производство кормов.