Продукция компании распространяется в 35 странах мира, в связи с чем в ЦФО «Русагро» стало тесно. ГК активно продвигается восточнее: ставки в развитии компании делают на саратовские «Солнечные продукты», свиноводческий кластер в Приморье и на завоевание азиатского рынка. Как следует из годового отчета «Русагро» по итогам 2018-го, в структуру ГК входит 41 юрлицо, включая кипрское Ros Agro Pls, гонконгское Ros Agro China Limited и китайское Suifenhe City Rosagro agricultural and sideline products co., LTD. В России все бизнес-направления (которых в настоящее время у компании пять) управляются через тамбовские АО «Группа «Русагро» и ООО «Группа компаний «Русагро». По данным на конец 2018 года, агрохолдинг присутствует в 13 регионах и имеет более 12 брендов.
Черноземье активы компании располагаются в Воронежской, Тамбовской, Курской и Орловской областях. Здесь у «Русагро» работают девять сахзаводов, 18 свинокомплексов, пять племенных ферм, два комбикормовых завода, четыре элеватора, два убойных и мясоперерабатывающих производства и крупяной завод. Земельный банк в регионе достигает 557 тыс. га.
Основные показатели
По данным годового отчета «Русагро», выручка компании по итогам 2018 года составила 83 млрд рублей, что превышает показатель 2017 года на 5%. Чистая прибыль в отчетном периоде достигла 12,8 млрд рублей (+131%), скорректированная EBITDA – 16,2 млрд рублей (+16%). Чистый долг на 31 декабря 2018 года составил 54,3 млрд рублей (+723%). Объем капитальных инвестиций в отчетном периоде составил 15,6 млрд рублей со снижением на 11%, инвестиции в социальные программы составили 33 млн рублей (+89%).
Рост обусловлен, в первую очередь, увеличением цен на большую часть продукции компании – на свинину, сахар, масложировую продукцию, сахарную свеклу и другое. Вторым фактором стало увеличение производства в масложировом сегменте.
Первый фактор отлично прослеживается в снижении объемов производства ГК по большинству направлений. Например, на 21% сократился показатель сахарного сегмента – до 773 тыс. тонн, на 1% снизилось производство свинины в живом весе (до 205 тыс. тонн), на 20% – потребительского маргарина (до 29 тыс. тонн), на 14% – производство майонеза (до 48 тыс. тонн). В 2018 году «Русагро» вырастило 3,5 млн тонн сахарной свеклы (-1%), 1,06 млн тонн зерновых (-8%), 329 тыс. тонн масличных (+47%). Таким образом, даже при снижении объемов производства отдельные направления показали рост выручки: товарная свинина принесла группе в 2018 году 22,4 млрд рублей (+9%), масложировой сегмент – 26,3 млрд рублей (+35%), растениеводческий – 20,8 млрд рублей (+11%). Отдельно стоит сказать о развитии молочного сегмента, который ГК начала осваивать в минувшем году, но уже смогла подзаработать. Так, за отчетный период «Русагро» успело произвести на давальческой схеме 4,4 тыс. тонн сухих смесей и сгущенной сыворотки, 1,6 тыс. тонн сыра и сырного продукта, 0,7 тыс. тонн масла и спреда, что принесло 854 млн рублей выручки.
Снижение оборота коснулось только производства сахара, где выручка снизилась, как и объем производства, на 21% – до 24,1 млрд рублей. Тут стоит отметить, что в этой отрасли «Русагро», откровенно говоря, провалилось: помимо объема производства и выручки компания потеряла долю на рынке, которая, по данным на конец 2018 года, составила 13% вместо 15%. Такой результат в компании объясняют глобальным кризисом в мировой сахарной отрасли и перестройкой российской отрасли на работу в условиях профицита сахара. Что касается положения компании на других рынках, то доля «Русагро» в России в производстве товарной свинины составляет 5%, растительного масла – 18%, потребительского маргарина – 67%, майонеза – 25%, промышленных жиров – 23%. Доля производства сыра и сырного продукта в стране пока составляет 2%.
Положение на рынке
Основные конкуренты «Русагро» меняются в зависимости от отрасли. Если говорить о сахарном сегменте, где ГК контролирует 13% рынка, то здесь агрохолдинг буквально дышит в затылок более сильным игрокам – группе «Продимекс» (22%) и ГК «Доминант» (16%). В целом крупнейшие компании России (сюда еще можно отнести Sucden и «Агрокомплекс») производят 61% всего сахара в стране.
По данным на конец 2018 года, в мясной отрасли «Русагро» с долей рынка 5% конкурировало с «Мираторгом» (10%), ГК «Черкизово» (6%) и ГК «Агро-Белогорье» (5%). Однако в 2019 году агрохолдинг выкупил 22,5% в ООО «ГК «Агро-Белогорье», которое является учредителем почти всех активов одноименной группы. Планируют ли компании совместную работу или речь идет о поступательном поглощении, на момент подготовки материала не ясно, однако выгода в таком партнерстве наверняка найдется. По подсчетам «Русагро», результатами их деятельности по итогам 2019 года должно стать увеличение доли рынка до 8%.
В масложировой отрасли в число крупнейших игроков входят ГК «Юг Руси», ГК «Эфко», ГК «Солнечные продукты», ГК «Нижегородский масложировой комбинат» (НМЖК). Доли меняются в зависимости от направления: например, в производстве растительного масла лидерские позиции занимает «Юг Руси» (24% рынка), в производстве майонеза – «Эссен Продакшн АГ» (бренд «Махеев», 25% рынка), в производстве промышленных жиров – «Эфко» (53%). По этим направлениям «Русагро» занимает положение стабильного «середняка», лучше дается изготовление маргарина, где доля агрохолдинга достигает 41%. Однако позиции компании в отрасли в очередной раз заставляют сделать отсылку к поглощению «Солнечных продуктов», за счет которых «Русагро» уже в ближайшем будущем станет вторым по производству майонеза и промжиров.
Что касается молочного сегмента, где доля агрохолдинга пока не превышает 2%, «Русагро» ориентируется как на крупнейших переработчиков – «Данон Россия», «ВиммБилль-Данн» (PepsiCo) и «Молвест», так и на лидеров в производстве сыров – «Доминант» и «Савушкин продукт», занимающих в общей сложности 10% рынка.
Инвестиции
В рамках инвестиционной деятельности в 2018 году «Русагро» запустило цех производства бутилированного масла, за счет чего выросли объемы его производства и, соответственно, улучшился финансовый результат. В ноябре минувшего года ГК запустила процесс поглощения более крупной масложировой компании – группы «Солнечные продукты». Также, как отмечают в компании, «Русагро» сделало первый шаг на пути к цели – со временем в планах войти в тройку лидеров по производству сыра. Выбор пал на это направление в связи с тем, что рынок крупный, растущий и не консолидированный. В этот сегмент вошла компания «Алев», владеющая маслосыродельным заводом в Самарской области и площадкой в Ульяновске, находящиеся у «Русагро» в залоге в результате приобретения долга регионального производителя.
Что касается денежного эквивалента, агрохолдинг вложил 2 млрд рублей в развитие растениеводческого дивизиона, 3,1 млрд рублей – в сахарную отрасль, 9,4 млрд рублей – в мясную, 1,2 млрд рублей – в масложировую.
Планы и риски
В качестве рисков для дальнейшего развития в «Русагро» называют окончание импортозамещения в России и сокращение доходов населения – в связи с чем приходится искать новые источники роста. Ими могут стать сделки по слияниям и поглощениям, расширение экспорта и освоение новых рыночных ниш. Помимо этого, растут и риски, которые включают эволюцию патогенных элементов и расширение санкционных и торговых «войн». В частности, глобальные риски могут повлечь за собой снижение цен на продукцию, рост стоимости приобретаемого сырья и услуг, а также вспышки АЧС.
Как отмечает основатель и руководитель международной аграрной площадки «Агро.Клуб» Егор Кирин, риски «Русагро» мало отличаются от рисков конкурентов. По мнению эксперта, долгосрочный успех будет зависеть от эффективного управления активами и грамотно выстроенной стратегии. «Вертикальная интеграция помогает компании контролировать процесс производства, экономить на синергиях, удерживать больше добавочной стоимости в цепочки ее создания. Однако, как и у всех крупных компаний, с увеличением размеров и комплексности бизнеса, увеличиваются риски операционной работы: степень эффективности, контроля, оперативной адаптации к изменениям на рынке. Для «Русагро» это особенно актуально, учитывая их m&a активность: «Агро-Белогорье» и «Солнечные продукты». Интеграция этих двух бизнесов – процесс крайне трудоемкий и длительный. А оставлять эти активы вне общей цепочки вряд ли является планом руководителей «Русагро», – считает господин Кирин.
Несмотря на незначительные огрехи, в целом холдинг успешно справился с поставленной на год задачей по развитию и освоению новых направлений. «После непростого предыдущего года 2018 год стал для «Русагро» позитивным и принес рост финансовых показателей. Компания увеличила производство сахара из экстракта и бутилированного растительного масла, а также улучшила урожайность возделываемых культур. Были закреплены лидерские позиции на российском рынке кускового сахара и продано в четыре раза больше брендированной мясной продукции. «Русагро» продолжило автоматизацию и цифровизацию бизнесов», – комментирует результаты председатель совета директоров Ros Agro Pls Вадим Мошкович.
Что касается планов «Русагро» на обозримое будущее, можно отметить следующее. В 2019 году в рамках мясного направления агрохолдинг планировал заселить три новых свинокомплекса в Тамбовской области, а также заняться расширением мощностей по убою и переработке и запуском кластера в Приморском крае. В «Русагро» рассчитывают на скорое открытие азиатских экспортных рынков для российской свинины: в этом контексте наиболее интересны Китай, Япония, Корея, Филиппины, Таиланд и Вьетнам – планы по запуску новых площадей в целом могут позволить компании стать крупнейшим поставщиком.
«С учетом эпидемии АЧС на азиатских рынках, мировые цены на свинину показали серьезный рост, что может дать возможность экспорта при условии наличия у «Русагро» всей необходимой сертификации на данную деятельность», – добавляет Егор Кирин.
В сахарном сегменте в планах запуск станции дешугаризации в Белгородской области, в растениеводческом – начало реализации проекта по расширению элеваторных мощностей в Черноземье. Масложировой бизнес ГК, как уже упоминалось выше, должен в обозримом будущем буквально выстрелить – в этом году «Русагро» займется консолидацией активов холдинга «Солнечные продукты». И здесь тоже не обошлось без Азии, так как продукция под брендом «Щедрое лето» вполне узнаваема в Таджикистане и Узбекистане.