Telegram Agrovesti chanel
Реклама
ТОП-100 – На чем держится успешный агробизнес Евгении Уваркиной?

Фото: ИА DairyNews

Источник: Abireg.ru Виктор Унрау

Когда матерый «зерновик» Вячеслав Бородин, к 2003 году уже около восьми лет занимавшийся трейдингом, впервые увидел Евгению Уваркину, ему и в голову не могло прийти, что у нее когда-нибудь будет одна из ведущих региональных сельхозкомпаний. «Заходит девочка – рваные джинсы, бейсболочка, рюкзачок», – так он описывает Уваркину образца 2003 года.

Свой бизнес-путь Уваркина начинала с умирающего СХПК «Родина». На тот момент предприятие уже не могло выкатить тракторы на весенне-полевые работы, и глава района отдал его начинающему предпринимателю. Это было так похоже на аферу, что одна газета даже вышла под заголовком «Трио» купила Родину».

«Я помню, приехала я на собрание, а там – пустыня. Стоят перекошенные «дэтэшки», МТЗ. Запчастей нет. Мужики все такие, как бы это мягче сказать, неухоженные, и видно, что им нечего делать и они бедные и несчастные беспробудно пьют», – рассказывает Уваркина.

С чего начиналось «Трио»? Считается, что название происходит от того, что компанию организовали три человека – сестры-близнецы Евгения Уваркина и Елена Латышева и их брат Николай Захватаев. Это была группа молодых людей, которые занимались трейдингом сахара и зерна. Работали по принципу «купил-продал».

Чтобы определиться, кто за что отвечает, они тянули спички. Уваркиной досталось сельское хозяйство. Как она рассказывает, тогда была погружена в свой новый бизнес на 110%. Чтобы поднять хозяйство, она вкладывала в него «первое – мозги, второе – физический труд и третье – деньги».

Через год агрофирма уже проводила областной семинар, начинающие аграрии рассказывали о своем опыте интеграции импортной прицепной техники с нашими Т-150, МТЗ-80 и МТЗ-82. В то время они сильно раздражали начальство советской закалки. Но так вышло, что людям, которые не хотели учиться у молодых людей в рваных джинсах, пришлось продавать свои хозяйства с молотка. Начиная с 2005 года «Трио» приобрело активы СХПК «Память Ильича», СХПК «Олым» и затем СХПК «Покровское» в Тербунском районе. К 2008 году компания имела уже 16 тыс. га земли.

Однако самая крупная сделка состоялась в 2009 году, когда «Трио» при посредничестве обладминистрации получило в управление проблемные сельхозактивы агропромышленной группы «Черноземье». В общей сложности это 12 сельхозпредприятий с земельными угодьями в 86 тыс. га, четыре элеватора (общая мощность хранения – 50 тыс. тонн зерна) и Елецкий сахарный завод. Группа принадлежала основателю Московского кредитного банка Роману Авдееву и по состоянию на 2000 год производила 3% всего российского сахара.

Именно эта сделка позволила «Трио» в 2014 году войти в десятку крупнейших в России трейдеров на рынке сахара. В тот год компания реализовала 25 тыс. тонн сахара, что составляло 5% от общего объема рынка. С тех пор сахарный завод стал одним из основных проектов компании, сейчас там идет реконструкция. На заводе уже появились первая в России паровая жомосушка и собственная ТЭЦ с турбиной 13,6 МВт, которая производит 130 тонн пара в час. Когда закончится реконструкция, завод будет производить 200 тыс. тонн сахара в год.

Однако главная тема, которой живет Уваркина, – это молоко. У компании на сегодняшний день два молочных комплекса: «Аня» – на 1 тыс. голов дойного стада и «Лиза» – на 2 тыс. голов. На обоих комплексах установлены система компьютерного управления стадом, автоматизированная система кормления и даже система отслеживания половой охоты коров. В структуре выручки производство молока занимает примерно 20%.

Несостоявшиеся проекты

Впрочем, далеко не все анонсированные в разные годы проекты «Трио» были реализованы. Например, еще в 2011 году появилась информация о желании компании построить еще два животноводческих комплекса: один на 1,2 тыс. голов, другой – на 6 тыс. голов. В 2013 году эти планы имели уже другие очертания – комплекс на 4 тыс. голов скота, способный производить в сутки не менее 100-120 тонн молока.

Одна из причин, почему проект до сих пор не материализовался, кроме сложностей, связанных с кредитованием, вероятно, состоит и в том, что местная власть теперь не помогает так, как в середине нулевых годов, когда «Трио» реконструировало и построило два своих животноводческих комплекса. Тогда власть компенсировала хозяйству от 15% до 20% от общего объема инвестиций.

Другой несостоявшийся проект, анонсированный в 2009 году, – строительство молзавода. Предполагалось, что предприятие стоимостью 600 млн рублей позволит перерабатывать 200 тонн молока в сутки, а в будущем – 500 тонн. Возможно, в то время этот проект был не столько перспективным вложением средств, сколько демонстрацией угроз в сторону переработчиков. Это были годы, когда все производители молока жаловались на свою беспомощную зависимость от перерабатывающей промышленности, диктующей низкие закупочные цены.

«Трио» и чипсы

Примерно в то же время, когда презентовались новые молочные проекты «Трио», у компании появился более интересный объект инвестирования с точки зрения отдачи капвложений – так называемый картофельный проект с радиальной системой орошения и четырехпольным севооборотом. Сегодня компания поставляет картофель компании «ФритоЛэй» (PepsiCo), которая делает из него чипсы.

«Молочное животноводство не дает такой отдачи, как картофель. У нас в агрофирме (по состоянию на ноябрь 2013 года – прим. ред.) 500 га занято картофелем. И эти 500 га дают нам выручки порядка 200 млн рублей в год, притом что всё растениеводство дает в год 600 млн рублей. В этот проект мы вложили 500 млн рублей – это 2 тыс. орошаемых полей и автоматизированное хранилище, – окупится он не за 15, как «молочка», а всего за пять лет», – рассказывала Евгения Уваркина.

С картофелем так же, как и с молоком, Евгения Уваркина вынашивала амбициозные планы. Она намеревалась занять лидирующие позиции в России по объемам производства. Планировалось даже создать с картофелеводами США совместный центр развития промышленного картофелеводства.

Справка

ГК «Трио» образована в 1997 году. В настоящее время у компании 88,1 тыс. га земли в шести районах Липецкой области, пять растениеводческих подразделений, два животноводческих комплекса, подразделение по производству и хранению картофеля, сахарный завод мощностью 100 тонн сахара в год, пять элеваторов мощностью хранения более 220 тыс. тонн зерна. Компания производит 12% пшеницы, 11% молока, 22% сахара, 2,6% картофеля от общего объема производства в Липецкой области.