В 2022 году вопрос импортозамещения стал для сферы ИТ ключевым. О том, как этот процесс протекает в сельскохозяйственной отрасли, рассказывает руководитель направления систем бизнес-аналитики и математической оптимизации BIA Technologies Станислав Воронин.
Агропромышленный комплекс оказался примерно в той же ситуации, что и все остальные отрасли российской экономики: до недавних пор большинство предприятий, занимающихся автоматизацией, отдавали предпочтение апробированным иностранным решениям. Свои разработки, стартапы в этой сфере у нас безусловно были, но они не могли похвастаться тем же уровнем развитости и популярности на рынке.
Санкционные ограничения подняли вопрос импортонезависимости ИТ в АПК на новый уровень и ускорили разработку специализированного программного обеспечения. Здесь можно выделить топ-3 ключевых технологий, развитие которых сейчас происходит наиболее интенсивно:
1. Платформы для автоматизации бизнес-процессов
Любому агропредприятию требуются системы, автоматизирующие основные бизнес-процессы, происходящие в компании. В растениеводстве речь идет, в первую очередь, о системах планирования и учета производимых сельскохозяйственных работ, фиксирования урожайности, учета времени и объема вносимых минеральных удобрений и химикатов. В животноводстве — о системах, фиксирующих основные производственные действия, связанные с поголовьем (контроль привесов, контроль кормления, ветеринарные операции и т. д.).
Для всех сфер АПК основной платформой для автоматизации сейчас становится платформа 1С, на базе которой активно создаются и развиваются узкоспециализированные конфигурации для растениеводства, рыбоводства и различных видов животноводства.
2. EPM-системы и оптимизационные солверы для интегрированного планирования
Еще один класс ИТ-систем, который приобретает всё большую значимость для агропромышленного комплекса России, — это специализированные системы EPM (Enterprise Performance Management). С помощью этих систем компании осуществляют интегрированное планирование, без которого невозможно поддержание экономической эффективности наиболее распространенной бизнес-модели в российском АПК — диверсифицированных предприятий, завязанных по цепочке кооперационных связей и охватывающих все области сельхозпроизводства — от выращивания зерна и производства кормов до продажи продуктов мясопереработки в магазинах фирменной розницы. С уходом западных вендоров (Oracle, IBM, Anaplan), данная ниша активно восполняется решениями российских разработчиков — например, EPM/BI-платформой Optimacros, которая позволяет создавать многомерные модели, настраивать бизнес-процессы, использовать сценарный анализ при подготовке плана и выстраивать процесс согласования.
Интегрированное планирование также требует использования оптимизационных солверов, поскольку большое количество внутрикооперационных связей серьезно повышает комбинаторику возможных стратегий развития каждой бизнес-единицы компании.
Предприятиям требуется не просто составление плана, а получение наиболее оптимального решения по объему производства или общей маржинальности бизнеса. Здесь российские компании также оказались отрезанными от ведущих западных технологий, таких как IBM ILOG CPLEX и Gurobi. Но на рынке появляются отечественные платформы для решения задач по математической оптимизации. Так, ряд компаний сейчас активно тестирует российскую платформу-оркестратор BPLEX. Таким образом, в отношении систем планирования и оптимизации импортозамещение идет полным ходом, а отрасль АПК вполне адаптировалась к новым условиям.
3. Модели на основе искусственного интеллекта для генетических исследований
Отдельной областью автоматизации в АПК является область генетических исследований. С помощью методов селекции и генной инженерии компании могут выводить сельскохозяйственные породы и культуры, которые дают наилучший урожай или наибольший привес, а также характеризуются лучшей конверсией с точки зрения используемых почв и удобрений. Здесь тоже не обойтись без ИТ: модели на базе искусственного интеллекта способны проследить генетические линии, найти зависимости и подобрать наилучшие семена или сочетания пар.
По сравнению с вышеописанными системами для осуществления планирования, данный тип моделей характеризуется самым низким уровнем импортозамещения на сегодняшний день. Однако процесс запущен. Российские разработчики начали двигаться в новом для себя направлении, привлекать профильных экспертов из индустрии и создавать собственные генетические модели с нуля.
Прогнозы и эффекты
В отличие от таких сфер, как машиностроение или инженерное проектирование, решаемые в АПК задачи импортозамещения не являются сверхсложными. С большой долей вероятности отечественная сельскохозяйственная отрасль выйдет почти на полное самообеспечение с точки зрения IT-решений в ближайшие 3–5 лет. Этого срока должно хватить на то, чтобы разработать и запустить в промышленную эксплуатацию описанные выше классы IT-систем. Немаловажным стимулом здесь является подтвержденная эффективность различного рода проектов по автоматизации и цифровизации агрокомпаний. Практика показывает, что они позволяют сократить от 6 до 10% общих затрат предприятия. Эти весомые цифры, вкупе с активной поддержкой со стороны государства, подталкивают IT-индустрию ко всё большему наращиванию темпов импортозамещения в агропромышленном комплексе.