Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Штефан Дюрр vs Аркадий Пономарёв – два самых известных воронежских молочника оценивают новые правила жизни от Минсельхоза

Источник: Abireg.ru

Несмотря на все усилия Минсельхоза, в 2016 году в России продолжилось сокращение поголовья крупного рогатого скота: минус 3,4% в подсобных хозяйствах и минус 1,2% в личных подсобных хозяйствах. Но далеко не во всех регионах ситуация складывается негативно. Воронежская область уже не первый год является общероссийским лидером по росту производства молока. В конце января правительство РФ утвердило новый порядок предоставления субсидий в молочном скотоводстве. Как скажутся эти изменения на жизни молочных ферм и перерабатывающих предприятий? С этим и другими вопросами «Абирег» обратился к двум самым известным воронежским молочникам – Аркадию Пономарёву, депутату Госдумы и основателю компании «Молвест» (ТМ «Вкуснотеево», «Иван Поддубный») и Штефану Дюрру, основному владельцу «ЭкоНива» (ТМ «Академия молочных наук»), а также в департамент аграрной политики Воронежской области.

«Абирег»: Новые правила субсидирования в молочном скотоводстве отменяют принцип субсидирования молока только высшего и первого сорта, но при этом вводится требование о постепенном увеличении продуктивности стада. Больше полномочий по выдаче субсидий должны получить регионы. Как нововведения повлияют на отрасль молочного животноводства региона? Могут ли они привести к увеличению производства молока?

Департамент: Молочное скотоводство – наиболее социально ориентированная подотрасль сельского хозяйства, поэтому ее развитию и поддержке в регионе уделяется приоритетное внимание. Так, в рамках ведомственной целевой программы «Развитие молочного скотоводства» в 2016 году на субсидирование 1 кг реализованного молока было выделено 433,3 млн. рублей. В 2017 году на эти цели планируется направить 339,7 млн. рублей.

До 2017 года, согласно постановлению правительства РФ, субсидирование высшего и первого сортов сырого молока было направлено на поддержку наиболее эффективных производителей, работающих над повышением качества продукции и улучшением воспроизводства стада. В регионе применялся повышающий коэффициент в зависимости от продуктивности молочного стада. Ставка субсидии на молоко высшего сорта была на 40% выше, чем на молоко первого сорта. Новым постановлением зависимость размера субсидии от сортности отменена. Теперь получение субсидии увязывается с показателем молочной продуктивности скота и обеспеченности сохранности поголовья коров.

Динамика роста объемов производства молока в регионе сохраняется. За 2016 год хозяйствами всех категорий произведено 828,5 тыс. тонн. К 2020 году планируется увеличить объемы производства молока-сырья до 860 тыс. тонн. В 2016 году по объему прироста товарного молока Воронежская область занимает первое место среди всех регионов РФ ( плюс 62 тыс. тонн).

Аркадий Пономарёв: Несмотря на значительные вливания в отрасль в виде субсидий, показатель товарности молока, равно как и молочной продуктивности коров, растет крайне слабо. Вот смотрите, за 10 месяцев 2016 г. производство товарного молока в России выросло всего лишь на 0,7% в сравнении с тем же периодом в 2015 году. Причем, происходит это только в хозяйствах, которые занимаются обновлением генофонда стада. Там – да, молочная продуктивность животных растет, товарность молока-сырья повышается. Но таких хозяйств в России немного. Валовое производство молока в стране стабильно снижается. По оценкам Росстата, в 2016 году уйдем в минус на те же 0,7%. Валовой объем сократится до 30,6 млн т.

Поэтому критерии относительно сортности молока, на мой взгляд, всё же были оправданы. Государство должно стимулировать не только объем, но и качество молока. Это вопрос эволюции животноводства, его культуры, конкурентоспособности. И кто в отрасль пришел надолго, этот момент учитывает. Занимается селекцией, кормовой базой, повышает продуктивность своих коров. Проводит модернизацию, внедряет новейшие технологии. Только при таком подходе возможно производить продукцию, отвечающую высоким требованиям качества. Стимулы повышения качества молока-сырья следует возвратить.

Штефан Дюрр: В принципе, я очень хорошо оцениваю изменения правил субсидирования, потому что больше полномочий для распределения субсидий получили регионы. На местах лучше видно, какие направления нужно поддерживать. Надо понимать, что сумма прямых субсидий, которая выплачивается на производство литра молока, по стране уменьшится в 2017 году до 8 млрд рублей против 12 млрд рублей, которые были в 2016 году. Также вводится дифференциация субсидий в зависимости от продуктивности стада. Предполагается, что это повысит эффективность субсидий. Скорее всего, так и будет. «ЭкоНива» выиграет от этих изменений, но проиграет от уменьшения общей суммы субсидий. Предполагаю, что в итоге сумма будет такая же, как в прошлом году. Думаю, что слабые хозяйства быстрее бросят заниматься молоком.

Еще одно изменение – это увеличение субсидии на капитальные затраты при строительстве животноводческих комплексов с 20% до 30%. Это очень хорошее возмещение, поднимать эту ставку выше и не надо.

«Абирег»: Изменились также правила предоставления льготных кредитов для сельхозтоваропроизводителей. Не приведет ли это к неразберихе в выдаче льготных кредитов и к их фактическому удорожанию?

Департамент: Согласно постановлению правительства РФ № 1528 от 29 декабря 2016 г., организации АПК, осуществляющие производство и переработку сельхозпродукции, с 1 января 2017 года могут получать кредиты по льготной ставке: от одного до пяти процентов годовых.

Льготное кредитование в сфере АПК позволит сократить расходы на обслуживание кредитов и сроки оформления документов. Уменьшится число участников процесса распределения, увеличится скорость получения средств сельхозпроизводителями.

Аркадий Пономарёв: С субсидированием отрасли уже – неразбериха, а мы – в преддверии посевной...

О консолидации отраслевых субсидий с 54-х до 7-ми Минсельхоз известил еще летом. 30 декабря новый формат господдержки был уже утвержден. Однако ясности, как будет работать эта система, до сих пор нет.

Нет четких принципов распределения помощи по регионам, банкам. На весь Сибирский округ денег выделено меньше, чем на Тамбовскую область, к примеру. В некоторых субъектах банки ведут кредитование без согласования властей. Судя по всему, руководствуются собственными соображениями приоритетности. Уже сегодня имеет место получение отдельными предприятиями 90% средств, предназначенных для АПК региона в целом. Информирование аграриев о предназначенных им субсидиях не налажено. Поэтому ситуация выглядит так: кто первый получил информацию и ближе к финансовому «пирогу», тому и достается «кусок».

Отдельный момент – сами кредиты. Условия кредитования резко ухудшились. Если раньше эффективная ставка по субсидируемым кредитам была 1,5-2%, то сейчас – не ниже 5-ти.

Отрасль дезориентирована. Поэтому вопрос ее субсидирования будет в повестке дня до тех пор, пока не будет системно и однозначно решен.

Штефан Дюрр: Та система кредитования, которая была раньше, нас вполне устраивала. Мы брали кредиты примерно под 12%, а государство возвращало нам в среднем 10%. Цена кредита получалась в размере 2%. Главной проблемой были задержки с выплатами субсидий, но система работала. Сейчас банкам даны полномочия самостоятельно выдавать льготные кредиты сельхозпроизводителям от одного до пяти процентов годовых, а государство теперь будет компенсировать затраты самим банкам в размере ключевой ставки, то есть на данный момент – 10%. Думаю, банки будут давать кредиты под четыре, а то и под пять процентов годовых. Цена кредита может вырасти, что немного ухудшит ситуацию для сельхозпроизводителей. По сути, сельхозпроизводители ничего не выигрывают. Поскольку, в случае отказа государства возмещать эту статью расхода банкам, банки имеют право переложить эти расходы на сельхозпроизводителей. В итоге риск получить дорогое финансирование остается.

«Абирег»: Осталось ли государство должно животноводам (региону, вашей компании) по субсидиям за 2016 год?

Департамент: По итогам 2016 года Минсельхоз выполнил все свои обязательства перед Воронежской областью по господдержке животноводства в рамках выделенных лимитов. Однако у организаций АПК Воронежской области на 1 января 2017 года существует дополнительная потребность в мерах государственной поддержки на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным до 31 декабря прошлого года.

Аркадий Пономарёв: Задолженность осталась. От 20% и более – сейчас эти данные уточняются. И пока еще нет понимания, как будут реализованы эти долги.

Штефан Дюрр: В конце 2016 года были неплохие выплаты, но и недоплаченная сумма оказалась очень приличной, даже по меркам такого крупного хозяйства, как наше. Сколько остались нам должны, сейчас точно не скажу. Но ожидаем, что государство все свои обязательства за 2016 год по животноводству закроет в марте, а вот о невыплаченных субсидиях в растениеводстве возможно придется забыть.

«Абирег»: Какую закупочную цену на литр сырого молока можно было бы считать справедливой? И каков должен быть при этом объем дотаций на литр молока?

Аркадий Пономарёв: Справедливая цена должна обеспечивать рентабельность, расширенное воспроизводство животноводу. При этом не уменьшать объем потребления, сохранять ценовую доступность продуктов для всех социальных слоев. Исходя из этого, должны рассчитываться все дотации, не только на литр молока. А кроме того – должна быть пересмотрена налоговая и тарифная политика для АПК.

Департамент: Средняя цена реализации представленного на субсидирование молока в 2016 году составила 23,7 руб./кг при себестоимости 21,18 руб./кг. Как показывает практика, эффективной мерой является субсидирование молока на уровне не менее 5-10% от себестоимости, что в принципе выдерживалось в 2016 году. В среднем за 2016 год субсидия составила один рубль за один килограмм реализованного молока. С учетом роста закупочных цен на молоко-сырье в IV квартале 2016 года существующий объем бюджетных ассигнований за один килограмм реализованного молока видится достаточным.

Возможно, вам это будет интересно