Кроме нервозности и новых рисков, зерновое эмбарго ничего не принесет российскому рынку, заявил президент российского зернового союза Аркадий Злочевский. Он предложил учиться на ошибках Америки, которая в прошлом, после подобных действий, упустила мировое лидерство по экспорту пшеницы.
О том, как Поволжье компенсирует потери от засухи на юге Росии и какой может быть цена хлебов нового урожая, — в материале «БИЗНЕС Online».
Реродные рублевые цены на пшеницу на экспортных "воротах"
Пандемия большого влияния на посевную кампанию, к счастью, не оказала. Риски, связанные с «ковидными» ограничениями были, но «у чиновников вовремя наступило понимание того, что если провалим посевную, то последствия будут значительно хуже, чем сама пандемия», заявил сегодня в ходе пресс-конференции в «ТАСС» президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
— Мы не только раньше начали сеять, но и идем более быстрыми темпами, есть прибавка к прошлому году по посевным площадям, на текущий момент 27 млн га зерновых яровых культур уже отсеяно, это 93% от плана, осталось 7 процентов, мы быстро их добьем. И, видимо, раньше начнем уборку, — считает Злочевский.
Из негативных факторов, влияющих на экономику растениеводства, — выросли цены на топливо, также из-за скачка курсов валют — подорожали в цене импортные удобрения и компоненты, которые необходимы для производства средств защиты растений. Однако эти потери компенсируются высокими ценами на зерно, которые сложились сегодня на мировых рынках.
— Рекордные рублевые цены на продовольственную пшеницу на экспортных «воротах» сейчас составляют порядка 15,5 тыс рублей за тонну, это в историческом разрезе самая высокая цена (в долларовом выражении нет, а в рублевом — да). Это компенсировало подорожание издержек, выправило экономическую ситуацию этого сезона, — успокоил президент Российского зернового союза.
В целом, этот сезон Россия прожила с хорошими ценами — по 220-230 долларов за тонну зерна, хотя бывали сезоны и получше (по 300-350 долларов за тонну). «Это неплохой уровень цен, учитывая что в историческом разрезе спад цен достигал 160 долларов», — заключает Злочевский.
Но вот что касается прогноза цен на хлеба нового урожая, он говорит, что уже сейчас зерно торгуются на 30 долларов дешевле цен текущего сезона. Причин сразу несколько: во-первых, на старте сезона цены всегда падают, во-вторых, в мире прогнозируется неплохой урожай пшеницы, в-третьих, — идет снижение платежеспособности покупателей российского зерна.
Цены на зерно в перспективе начнут снижаться, считает Аркадий Леонидович — сказывается «давление» старых запасов и поступление нового урожая. Однако розничные цены на хлеб и хлебобулочные изделия вряд ли опустятся, картина будет скорее стабильной.
Смогут ли наши покупатели поддерживать тот режим патежей, который исторически образовался?
Россия на сегодня поставляет зерно в порядка 100 стран. В топе крупнейший экспортеров за последний сезон произошли серьезные изменения: Египет уступил первое место Турции, на второе место вернулся Иран, на серьезные позиции вышли Саудовская Аравия и Бангладеш. Но в следующем сезоне эта картина может измениться — все будет зависеть от покупательской способности стран-экспортеров и тех ограничений, которые в них вводятся в связи с пандемией COVID-19.
«Смогут ли наши покупатели поддерживать тот режим платежей, который исторически образовался? Сможем ли мы отгружать под риск без оплаты (сейчас мы этого не делаем)?», — задавался риторическими вопросами Злочевский. Сам он не был готов немедленно на них ответить.
К тому же с 1 апреля по 30 июня 2020 года Россия, как известно, ограничилаэкспорт зерна, были введены экспортные квоты. По задумке ведомства, это должно было «стабилизировать цены на зерновые и обеспечить население страны хлебом и мукой по доступной стоимости».
— Наши покупатели трезво восприняли принятые государством меры, мы не потеряли ни наши рейтинги, ни наше реноме. Мы продолжаем поставлять зерно, но объемы отгрузок в мае сильно упали — два с лишним миллиона тонн с начала мая мы отгрузили. В июне большого экспорта у нас не будет — от 1 млн до 1,5 млн тонн общий объем составит, — считает эксперт.
Однако введенные квоты могут привести к тому, что Россия потеряет мировое лидерство по экспорту пшеницы в новом сезоне. «У нас есть мощные конкуренты, и когда мы сами отдаем позиции нашим конкурентам, естественно, это место будет сохранить достаточно сложно», — сожалеет Злочевский.
Самым мощным конкурентом России по этому направлению он называет Евросоюз. Он вспоминает, что в прошлом лидером по экспорту пшеницы в мире была Америка, но она потеряла «пальму первенства» из-за вводимых эмбарго — в 1973 году (в связи с наводнением) и в 1980 году (в связи с введением СССР войск в Афганистан).
«Это было политическое решение, чтобы составить проблему для продовольственного снабжения советских территорий», — пояснял президент Российского зернового союза. Но итогом этого решения стало «рождение Евросоюза как конкурента по пшенице».
«В результате американцы приняли мудрое решение — законодательно запретить правительству вводить любые экспортные ограничения вне введения режима чрезвычайной ситуации. Нам бы надо было давно сделать то же самое! ЧС у нас не введена, почему эти ограничения были введены непонятно и в чем их смысл?», — удивлялся Злочевский.
Говорит, что вместо падения цен, произошло обратное. Внутренние цены не снизились, а только выросли, также это стало драйвером роста мировых цен на зерно. «Это прямо противоположный эффект от задуманного!», — возмущается он. Также Злочевский удивляется, зачем был введен запрет на вывоз из РФ семечки подсолнечника? Запасы семечки в стране выше, чем объемы экспорта. «Никакого смысла запрещать экспорт семечки нет! В этих условиях мы просто перестанем ее сеять, если рынка сбыта нет. Это приведет к серьезному падению цены, ведь семечка не хранится так долго, как пшеница», — объясняет глава союза.
Так что, сейчас аграриев остро волнует — отменят ли квоты к старту нового сельскохозяйственного сезона, то есть с 1 июля 2020 года? Злочевский говорит, что сейчас активно лоббируется продление ограничений. Но, кроме нервозности и новых рисков, по его мнению, это ничего не принесет российскому рынку.
Потерянный южный объем компенсирует Поволжье
Теперь, что касается урожайности. Как ожидается, в новом сезоне юг России несколько снизит объемы произведенного зерна — это связано с погодными условиями — одни районы пострадали от засухи, другие — от переувлажнения, в связи с теплой зимой обострилась проблема сорняков и вредителей.
«Но этот потерянный южный объем будет компенсирован другими регионами, в частности, Поволжье прибавит серьезно. Достаточно неплохая ситуация центре России и в Сибири, несмотря на то, что сильно пострадал от засухи Алтай. В целом, ситуация выглядит оптимистично», — говорит Злочевский. Прогноз Российского зернового союза на урожай 2020 года — 124 млн тонн.
Как сообщили в пресс-службе Минсельхозпрода РТ, в Татарстане сев яровых подходит к концу — на 1 июня 2020 года он завершен на 99%. Посеяно 1 млн 45 тыс га яровых зерновых культур. Кроме того, было посеяно 121 тыс га подсолнечника (97% от плана), 116 тыс тонн рапса (92%), 3,7 тыс га картофеля (91%). Состояние посевов, в целом, хорошее, прогноз благоприятный, пояснили в ведомстве. В среднем, Татарстан в год собирает 4-5 млн тонн зерна.
В настоящее время средние цены на зерно, выращенное в Татарстане, составляют 12,5-13,5 тыс. рублей за тонну пшеницы (в зависимости от класса), 14 тыс рублей за тонну продовольственной ржи, 8,5 тыс рублей за тонну ячменя. «Цена на зерно формируется, в основном исходя из урожая южных регионов, а в текущем году ряд южных регионов попали под засуху», — пояснили в региональном минсельхозе.