ГК «Долина овощей», объединяющая тепличные комплексы «Липецкагро» и «Елецкие овощи», за четыре года своего существования неожиданно для всех превратилась в одно из лидирующих предприятий региона.
По финпрогнозам, выручка компании в 2017 году перевалит за 4 млрд рублей, а к 2020 году ГК станет крупнейшим в России производителем овощей закрытого грунта. Накануне на «Липецкагро» впервые пустили большую группу столичных журналистов. Им показали, как на камнях растут огурцы, на сколько московских кольцевых дорог хватит светильников, установленных в теплицах, и что может в одночасье погубить это гигантское предприятие. В нюансах современного овощного хозяйства разбирался корреспондент «Абирега».
Стерильная зона
В начале августа этого года на «Липецкагро» впервые пустили большую группу московских журналистов. Говорят, долго колебались, принимать делегацию или нет. Дело в том, что люди – единственные переносчики болезней тепличной растительности, которые проникают в святая святых этого комплекса. По этой причине комплекс полностью отрезан от внешнего мира и даже отталкивает его от себя: внутри теплицы давление выше, чем снаружи, и оно отбрасывает все, что могло бы попасть внутрь извне. Работники комплекса, прежде чем попасть в оранжереи, моются под душем и переодеваются в стерильную рабочую одежду. А журналистов первым делом просят протереть руки, камеры, фотоаппараты и диктофоны спиртовым раствором. Потом они надевают белые комбинезоны и шапочки из нетканого полотна, а на руки – резиновые хирургические перчатки.
Между прочим, это единственное (по крайней мере, в Липецкой области) место, где запрещено курить не потому, что это вредно для здоровья человека, а потому, что это вредно для здоровья растений.
«С сигарет на наши растения может попасть вирус табачной мозаики. Это самое страшное заболевание для огурца», – объяснила директор по производству Ольга Толмачева.
Чтобы потом избавиться от болезней, которые в этот стерильный, как операционная, мир занес человек, нужно применять гербициды, фунгициды и другие ядовитые вещества. А здесь, как и на любом другом предприятии, заботятся об экологической чистоте продуктов. Правда, тут никто не пытается убедить, что делает это исключительно из любви к ближнему.
«Я не буду вам рассказывать сказки, что мы себе в убыток пытаемся вырастить экологически чистые овощи, потому что хотим накормить население здоровыми продуктами. Нам просто выгодно выращивать экологически чистые продукты, чем неэкологичные. Для химической обработки надо покупать ядохимикаты и антибиотики. Многие из них в России не производятся, и все это было бы для нас очень накладно. Поэтому мы просто соблюдаем карантинные условия и выдерживаем технологию, а овощи получаются экологически чистыми сами собой», – председатель совета директоров компании Дмитрий Лашин.
Конечно, вредные организмы в теплицы все же попадают. Но с ними борются с помощью энтомофагов. Их разводят специально и они едят все, что вредит растениям. Правда, говорят, что жизнь на комплексе не сытая. Иногда доходит до того, что их приходится специально кормить, потому что они начинают есть растения.
Модный тренд
Теплицы пятого поколения с технологией UltraClima – самый модный тренд. Всего в мире есть около 250-300 га таких теплиц, и 15% находятся в Липецкой области.
Технология пятого поколения считается самой эффективной. Например, крупнейший на сегодняшний день тепличный комплекс «Агрокомбинат Южный» в Карачаево-Черкесии собрал в прошлом году 33 тыс. тонн овощей с 100 га. Данковский «Липецкагро» с площади менее 30 га за тот же период собрал 20 тыс. тонн огурцов и томатов.
Интересно, что тепличный комплекс ГК «Долина овощей» в Липецкой области появился совершенно случайно. Как рассказывает Дмитрий Лашин, сначала его собирались строить в Ростовской области. Предприятие должно было называться Кировским тепличным комплексом, и этим названием даже промаркировали металлические конструкции для будущих теплиц. Однако в июне 2013 года ростовские газовики огорошили инвесторов: «Извините, у нас проблемы с лимитами, и мы не сможем обеспечить вас газом ни в этом, ни в следующем году».
«Что делать? И мы начали лихорадочно искать новую площадку. И нашли. Нам подсказали, что в Липецкой области губернатор поддерживает хорошие проекты. Мы приехали к нему, говорим: «Вот такая ситуация... А вы здесь сможете нам за месяц все организовать?» Губернатор сказал: «Да не вопрос, сделаем. Дело хорошее. Давайте везите сюда ваши конструкции, раз вам их больше некуда везти». И мы грузовики уже с загруженными конструкциями перенаправили в Липецк. У нас еще не было никаких документов, просто губернатор дал слово, и мы поверили. И правда – он нам помог. 21 июня мы зарегистрировали ТК «Липецкагро», 21 сентября получили первый кредит и уже в декабре запустили первую очередь тепличного комплекса», – вспоминает Дмитрий Лашин.
Не от мира сего
Как рассказали журналистам, хозяйство «Липецкагро» – это космос. Ну, если не космос, то уж точно завтрашний день. Теплицы пятого поколения отличаются от четвертого тем, что в них по полиэтиленовым рукавам (около 80 см в диаметре) подают специально подготовленный воздух. Его можно нагревать или охлаждать (что даже противоречит этимологии слова «теплица») и можно менять его влажность и химический состав. В час по рукаву проходит 11 тыс. куб. м воздуха и каждые десять минут он обновляется.
Но этот безусловный шаг вперед сельскохозяйственной науки и техники не особенно заинтересовал журналистов. Для всех самым удивительным оказалось то, что огурцы и томаты в теплице растут не в земле, как задумано природой, а в минеральной вате.
Это, конечно, не стекловата, а каменная вата, которую делают из расплава горных пород. Поэтому господин Лашин называет ее просто базальтовым камнем. Брикет размером в полкирпича, в него сажают растение и через специальный колышек (что-то вроде иголки для шприца) каждые 15 минут подают в корневую систему растения питательные вещества. Их готовят на специальном узле индивидуально для каждого сорта огурцов или томатов. Всего таких брикетов и, соответственно, растений на комплексе, 1 млн штук.
Как рассказывает Дмитрий Лашин, с ним часто спорят, что на грядке огурец с экологической точки зрения лучше, чем на камне. Тут минеральные удобрения, а там – навоз, тут растение «ест», что дают, а там – что захочет.
«Я всегда говорю: «А откуда навоз, вы знаете? А вдруг корову кормили антибиотиками? А какой ее поливал дождь, не было ли в нем вредных химических веществ?». Химический состав земли непредсказуем. А вата, это мертвый камень, он ничего не выделяет и растение получает только то, что мы ему даем, то есть то, что не вредно для здоровья человека», – уверен господин Лашин.
Правда, мне кажется, что в раствор для полива на комплексе что-то не докладывают. Огурцы получаются красивые, экологически чистые, но имеют один недостаток – на магазинных полках они почему-то не пахнут дачными или деревенскими огурцами.
Еще чему можно подивиться: теплица сама берет из внешнего мира столько солнечного света, сколько ей нужно. Когда солнца слишком много, стекла наверху автоматически закрываются жалюзи. Когда солнечного света не хватает, в теплицах работает искусственное освещение. Рассказывают, что на всем комплексе столько светильников, что их хватило бы для освещения пяти московских кольцевых дорог. Естественно, и электроэнергии нужно много. Комплекс потребляет 70 Мвт электроэнергии в час. Для сравнения, город Данков с населением 19 тыс. человек в час «сжигает» всего 9 МВт. 20 МВт производит собственная электростанция. Там стоит шесть генераторов с газовыми двигателями по 9 тыс. лошадиных сил каждый. 50 МВт покупают в сети. Для этого из соседней Лебедяни протянули высоковольтную линию 110 кВ длиной 32 км.
По комплексу деловито снуют небольшие составы из 6-8 тележек, которые тянет за собой крошечный электровоз Power Bee. Ими никто не управляет. Они сами знают, куда надо везти пустые коробки и куда – коробки с огурцами. Въезжая в теплицу, они направляются туда, где их ждут тепличницы, возвращаясь обратно, они так же уверенно держат путь в упаковочную зону и там дожидаются очереди на разгрузку. Здесь, правда, несколько операторов за ними присматривают, потому что сами они не могут сообразить, когда подойдет их очередь и роботы-грузчики снимут с них груженые коробки.
После того, как коробки выгрузят с тележек, другой робот формируют их в палеты и шлепком приклеивает этикетку, на которой в том числе написано, когда огурцы или томаты сняты с куста. После этого коробки попадают в базу данных и, хотя они еще не выезжали за ворота комплекса, их уже начинают продавать через компьютерную сеть.
Стратегическое направление
Сбывают продукцию через торговые сети. Сначала делали это по оптовым каналам. Но потом поняли, что это неверное направление. «Долина овощей» отдает томаты и огурцы в коробках со своим логотипом, а потом в эти коробки попадают овощи других предприятий и продаются, как данковские. В общем, продавать через оптовиков – слишком большой риск для репутации. Компания не пошла также по пути создания собственной торговой сети.
«Сейчас люди не хотят ходить и покупать в одном магазине овощи, в другом – молоко. Они приходят в сетевой магазин и покупают все в одном месте. Поэтому для нас стратегическое направление – это торговые сети», – объясняет Дмитрий Лашин.
Но коробки с огурцами и томатами, естественно, не развозят по сетевым магазинам прямо с тепличного комплекса. У одних только «Магнита» и «Пятерочки» их – тысячи. Овощи отправляют в логистические центры «Долины овощей» в Москве, в Санкт-Петербурге и Челябинске. Уже оттуда их развозят по торговым точкам, в том числе в соседние города. Пока их только три и отсюда парадокс: данковские огурцы и томаты есть в обеих столицах и на Урале, а в Липецке их нет. Правда, скоро компания откроет логистический центр в Воронеже, и тогда оттуда овощи в коробках «Долина овощей» будут попадать и в Липецкие торговые сети.
Санкции и помидоры
Дмитрия Лашина, конечно спросили, как повлияли на сбыт продукции российские санкции против турецких производителей.
«Вы знаете, напрямую это нам не помогло. Положа руку на сердце, к нам как ввозили турецкие томаты, так и ввозят. Какими-то окольными путями ввозят, и они лежат на рынках. Это ни для кого не секрет. Это даже обсуждается на крупных правительственных совещаниях. Агенты правительства приходят на рынок, спрашивают «Чьи это томаты?». Им говорят: «Турецкие». Но, когда началась санкционная война, сразу изменилась государственная поддержка нашей отрасли», – рассказывает Дмитрий Лашин.
Как именно? «Во-первых, сегодня работает механизм льготного кредитования для импортозамещающих проектов. Допустим, вы приходите в банк и говорите: «Я хочу строить теплицу, и мне нужен кредит». И вам дают кредит под 5% годовых. Во-вторых, часть капитальных затрат, которые вы понесли на строительстве теплиц, возвращается государством в виде прямых субсидий. Вот благодаря этим механизмам мы можем активно развиваться. Мы бы, конечно, развивались и без поддержки, но с этими механизмами мы развиваемся быстрей. Мы, например, планируем в 2018 году построить 20 га теплиц, но, я думаю, благодаря господдержке построим 40», – резюмирует глава ГК.
Вообще, деятельность «Долины овощей» – это почти идеальный пример реализации программы импортозамещения и в то же время пример того, в какой опасной ситуации до сих пор находятся наши производители, которые решили бросить вызов своим зарубежным конкурентам. Используемые на тепличных комплексах в Данкове и Ельце все расходные материалы от минеральных удобрений до шпагата сделаны в России. Только семена приходится из Голландии.
Когда господина Лашина спросили, а вдруг Голландия введет эмбарго на поставку семян, он развел руками и сказал, что тогда все тепличные комплексы придется остановить.
Неужели в России никто не производит такие семена? «Дело в том, что вся российская селекция сконцентрирована на сезонных продуктах. У нас есть шикарные гибриды, но они для открытого грунта и нам не подходят. Почему они не «делают» семена для теплиц? Потому что в России сегодня, может быть, всего 300 га светокультуры. Для того чтобы закрыть потребность этого рынка, нужен, грубо говоря, один мешок семян. И вы сами понимаете, ради того, чтобы произвести в год один мешок семян никто не будет заниматься селекцией, которая требует 10 лет работы», – объяснил Дмитрий Лашин.
Последний раз журналисты удивились на проходной. Здесь находится единственная торговая точка «Долины овощей», где продают огурцы и томаты для своих рабочих. Впрочем, тут закупаются и мелкие оптовики. Удивительны тут цены: самые дешевые томаты стоят по пять рублей за кг, а огурцы – по тридцать.
ГК «Долина овощей» – это группа тепличных предприятий Липецкой области. В нее входят «Липецкагро» и «Елецкие овощи». Сам бренд появился в 2015 году, хотя первые теплицы компании построили еще в 2013-м. По состоянию на начало этого года общая площадь теплиц «Долины овощей» насчитывала 33 га. За год компания вырастила 20 тыс. тонн огурцов, томатов и салата и выручила на этом 2,3 млрд рублей. Ожидается, что к концу 2017 года выручка данковских и елецких тепличников достигнет 4,5 млрд рублей. Каждый день тут собирают по 120 тонн овощей. При среднем весе плода 200 грамм, это 600 тыс. плодов. Сегодня компания продолжает строительство теплиц – 10 га в Данкове и 14 – в Ельце. На будущий год планируется построить еще 20 га теплиц, а в 2020 году их общая площадь достигнет 120 га и «Долина овощей» станет крупнейшим в России производителем овощей закрытого грунта.