Российские запреты, введенные на поставку продуктов питания из стран, поддержавших санкции против нашей страны, привели к заметному повышению цен на эти товары – в среднем на 25-35%. Правительство РФ по-прежнему считает санкционную войну способом возродить сельское хозяйство в стране и добиться замещения импортных продуктов питания отечественными. Частично это удалось, однако до полного импортозамещения в этой области пока далеко. Касается это и мясного сегмента сельскохозяйственного рынка.
Вообще-то импорт мяса в Россию начал сокращаться еще до введения санкций – в 2008 году он составлял 52% от общего объема производства мяса в стране. Разумеется, война санкций процесс усилила. В то же время, по данным министерства сельского хозяйства, производство разных видов мяса в России постепенно растет: в 2015 году оно составило 651,4 тысячи тонн, что на 7,3% больше, чем в 2014-м. Например, устойчивый рост показывают сегменты мяса птицы и свинины – 1,4 млн тонн и 879 тысяч тонн, соответственно. Все это, конечно, радует, тем более что, согласно принятой в 2010 году доктрине продовольственной безопасности, уровень самообеспеченности по мясу для России составляет 85%. Сейчас, по мнению некоторых экспертов, мы находимся на уровне 75-77%.
Необходимо отметить, что если производство мяса птицы и свинины растет, то по говядине показатели снижаются. Одна из причин заключается в том, что отечественный потребитель на фоне кризиса все чаще отказывается от дорогого красного мяса. При этом в некоторых регионах России также снижается поголовье домашнего скота и птицы. Так, в Сибирском федеральном округе за последний год поголовье птицы снизилось в среднем на 0,9%: в Красноярском крае – на 19%, в Забайкальском – на 16%, а в Хакасии – на 60%. По всей видимости, такое значительное снижение показателей в этих округах обусловлено сокращением производства концентрированных кормов, основными потребителями которых являются домашняя птица и свиньи. Стоит также отметить, что поголовье свиней в Сибири за это же время возросло на 4,7%.
Пути для исправления сложившейся ситуации известны давно. То, что для ускорения роста производства сельскохозяйственной продукции необходимо развитие фермерских хозяйств и их государственная поддержка, уже стало общим местом. Кстати, в мясном сегменте сельхозрынка фермерские хозяйства демонстрируют рост. Например, за прошлый год производство мяса птицы фермерами увеличилось на 8,9% – до 7,4 тысячи тонн, а производство скота и птицы на убой в живом весе выросло на 4,6%. В общем же производство мяса фермерами выросло на 8,5%. Однако доля фермерских хозяйств в общем объеме внутреннего производства незначительна – всего 8%, и причин этому несколько.
Как считает Даниил Хотько, эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка, работать с мелкими хозяйствами сложно. Нужна значительная поддержка, и это длительный процесс. Если выстраивать систему, как в развитых странах, где откорм скота завязан именно на мелких производителей, да, она эффективна, но на ее реализацию нужен не год, не два и не пять.
Именно из-за этой сложности власти зачастую стараются не связываться с поддержкой фермеров, например, в части выдачи кредитов или грантов на развитие. Грантов вообще на всех не хватает. По словам главы Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимира Плотникова, на один грант в области животноводства претендует десять фермерских хозяйств. Что же касается кредитов, то в мясном скотоводстве можно подать заявку на пятнадцать лет, но обычный срок кредитования – до восьми. А этого мало для возвращения кредита вовремя. Кроме того, нередко «Россельхозбанк» отказывает начинающим фермерам в кредитовании, опасаясь, что они не сумеют организовать работу и получить прибыль. Надо признать, здравый смысл в этом есть: часто первые такие попытки действительно оканчиваются неудачей. Ярким примером стала широко освещавшаяся в СМИ история начинающего фермера из Хомутовского района Курской области – Анастасии Долгополовой, которой отказали в кредите, но которая все равно засеяла пшеницей 60 гектаров земли, а потом столкнулась с отсутствием средств, необходимых для покупки необходимой для сбора урожая техники. В итоге пшеница на ее поле была арестована судебными приставами.
Опытные фермеры советовали Анастасии все же собрать урожай, арендовав уборочную технику в долг, а затем откормить этой пшеницей поросят и в следующем году продать полученную свинину, что должно было принести ей хорошую прибыль и позволить заниматься сельским хозяйством без кредитов. Это действительно вариант: свиноводство – гораздо более выгодный бизнес, чем выращивание культур. Это понимают все больше фермеров: несмотря на сложности с финансированием, число новых хозяйств, производящих мясо, постепенно растет, причем нередко этим бизнесом успешно занимаются люди, вообще не имеющие опыта работы в аграрном секторе. Можно привести в пример Виктора Ширинкина из Пермского края, который торговал на рынке одеждой, а теперь успешно выращивает мясных коров.
Тем не менее, несмотря на упомянутые тенденции, роль фермерских хозяйств в импортозамещении еще не реализована в полной мере. В прошлом году участники ежегодного фермерского съезда в Москве пришли к выводу, что полностью заменить иностранные мясные продукты отечественными будет возможно в лучшем случае через пять лет. К сожалению, развитию производства мяса фермерами иногда препятствует и законодательство. Например, в 2014 году был принят техрегламент таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции», где прописаны правила убоя скота, которые некоторые фермеры считают невыполнимыми.
В качестве одной из причин, тормозящих развитие фермерских хозяйств в России, Андрей Ремизов, фермер из Приморья, называет тот факт, что построить скотобойню в полном соответствии с законом нереально. По его словам, один лишь пункт о размещении скотобойни ставит в тупик: по санитарным требованиям она должна находиться вне территории хозяйства. А кто даст разрешение на строительство?..
Независимо от фермерских проблем, уровень импортозамещения по мясу, отвечающий доктрине продовольственной безопасности, в России будет достигнут нескоро. Согласно мнению эксперта по мясному рынку Дмитрия Смирнова, в области производства мяса Россия сейчас слишком сильно зависит от Латинской Америки. Как заявляет специалист, без импорта мяса из Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая и других латиноамериканских стран обойтись невозможно. В настоящее время оттуда ввозится очень большое количество разных видов мяса и домашней птицы, а в России пока слишком мало ферм, производящих мясные продукты, чтобы их продукция могла заменить латиноамериканскую. По крайней мере, в ближайшие десять лет это точно нереально. Может быть, это станет возможным позже, но делать прогнозы на такой большой срок нецелесообразно: за десять лет может произойти все, что угодно.