Посевы пшеницы твердых сортов в стране не превышают 500 тыс. га — это в десять раз меньше лучших советских показателей. Однако в последние годы интерес к агрокультуре увеличивается на фоне высоких закупочных цен: твердая пшеница может быть вдвое дороже мягкой. К тому же агрокультура идеально подходит для засушливых территорий Урала, Поволжья и Алтая.
Виталий Мосеев
В советские годы посевы яровой пшеницы твердых сортов (дурум), пик производства которой пришелся на конец 1980-х — начало 1990-х, составляли максимум около 5 млн га. Сейчас в России, по данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), они сократились в десять раз — до 500 тыс. га. Но пять-шесть лет назад показатель был еще меньше — примерно 400 тыс. га, обращает внимание ведущий эксперт ИКАР Евгений Зайцев. «В среднем за шесть лет ежегодный прирост посевов составляет около 5%», — подсчитывает он. Увеличение связано с повышением спроса со стороны макаронной промышленности, добавляет вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
В потенциале 1,5 млн т
По оценке Национального союза зернопроизводителей, посевы твердой пшеницы в стране могут составлять 180–300 тыс. га. «Точные расчеты затруднены из-за того, что в современной России сбор статистической информации о пшенице ведется по классификации „продовольственная" и „фуражная", а деление на мягкие и твердые сорта отсутствует, — поясняет гендиректор организации Вячеслав Голов. — Дурум выращивают исходя из запросов конкретных покупателей — предприятий-переработчиков, изготавливающих макаронные изделия и крупы». Для удовлетворения их потребностей производство таких сортов должно быть увеличено с 300–500 тыс. т до 1,5 млн т, думает эксперт. Зайцев оценивает ежегодный валовый сбор твердой пшеницы в России на уровне 400–600 тыс. т. Объем преимущественно зависит от погодно-климатических особенностей сезона, уточняет он.
Дурум выращивают в регионах с сухим климатом, высокими дневными температурами и небольшим числом дней с осадками. «Совокупность этих факторов обеспечивает хорошее качество получаемой продукции», — говорит Голов. Российские лидеры производства — Оренбургская, Челябинская, Саратовская, Самарская области, Алтайский и Ставропольский края. В других регионах тоже возделывают твердую пшеницу, но качество зерна, как правило, получается хуже.
По словам Зайцева, около 60% урожая дает Приволжье, 20% — Урал, около 10% производит Сибирь, столько же Юг и Северный Кавказ. Высокая концентрация посевов на Урале (как экономическом регионе, а не федеральном округе) объясняется природно-климатическими особенностями — там короткое, но жаркое и сухое лето, отмечает он.
Выращивая дурум в проблемных климатических зонах Приволжья и Урала, аграрии подстраиваются под потребности рынка, комментирует гендиректор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. С другой стороны, в таких условиях они обеспечивают себе более высокую рентабельность по сравнению с другими основными агрокультурами. «Мировой лидер по экспортным поставкам твердой пшеницы — Канада, на нее приходится около половины всего объема мировой торговли, который составляет 8–9 млн т/год, — знает эксперт. — Климатические условия этой страны во многом схожи с российскими. Это значит, что мы можем себе позволить и дальше расширять производство дурума».
Региональное производство
В Оренбургской области выращивается до 80% всей отечественной пшеницы твердых сортов. Об этом в 2014 году сказал губернатор региона Юрий Берг в ежегодном докладе об итогах работы и приоритетах деятельности областного правительства. По его словам, в России сейчас наблюдается острый дефицит производства высококачественного зерна, в том числе — твердой пшеницы. «Ей необходимо заниматься, так как это при определенных условиях может быть высокорентабельно. Вопреки всем капризам природы, даже сегодня оренбургское Зауралье поставляет на российский рынок свыше 80% твердой пшеницы. Если с умом подойдем к решению задачи, то будет все 100%», — уверен губернатор.
Оренбургская делегация встречалась в Москве с представителями Россельхозбанка и представила целевую программу «Развитие производства твердой пшеницы в Оренбургской области на 2014–2016 годы и на период до 2020 года». Документ предусматривает двукратное увеличение валовых сборов твердой пшеницы. По данным регионального Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, в 2015-м посевы дурума в Оренбуржье составили около 240 тыс. га. План на 2016-й — 250 тыс. га. Благодаря реализации программы, к 2020 году твердой пшеницей будут занимать 400 тыс. га, ее урожай превысит 770 тыс. т.
Второй крупный производитель пшеницы твердых сортов в стране – Челябинская область. По данным пресс-службы регионального Минсельхоза, в 2015 году дурумом засеяли 132 тыс. га, а сбор достиг 176 тыс. т. Однако урожайность этой агрокультуры из-за частых засух на Южном Урале крайне неустойчива (см. таблицу). При этом область стала ведущим переработчиком зерна твердых сортов, отмечал в сентябре 2015 года губернатор региона Борис Дубровский на пленарном заседании форума сотрудничества России и Казахстана. Чтобы обеспечить потребности местных перерабатывающих предприятий, ежегодно требуется 300 тыс. т дурума, сообщал он.
Также крупным производителем твердой пшеницы является Алтайский край. По данным главного управления сельского хозяйства региона, ежегодно здесь выращивают 40–50 тыс. т этой агрокультуры, посевы составляют около 30–40 тыс. га. При этом вице-губернатор края Александр Лукьянов в интервью «Российской газете» в 2014 году оценивал потенциал урожая в 300 тыс. т, а посевов — в 150–200 тыс. га. В перспективе нарастить объемы производства могут Самарская и Саратовская области. В 2015 году в первой дурумом было занято около 30 тыс. га. Местный НИИ сельского хозяйства им. Н. М. Тулайкова оценивает оптимальные посевы яровой твердой пшеницы в 100–120 тыс. га. В Саратовской области в прошлом году дурум выращивали почти на 45 тыс. га, сообщал региональный Минсельхозпрод.
Увеличить производство агрокультуры планирует Башкортостан. Министр сельского хозяйства республики Николай Коваленко говорил, что в регионе на твердые сорта пшеницы должно приходиться 30–40% общих посевов, а в районах южной лесостепной и предуральской степной зоны — до 10%. «Мы понимаем, что для Зауралья нам необходим свой перечень устойчивых агрокультур, мы делаем упор на твердую, более устойчивую к засухе пшеницу», — цитировал его «Интерфакс».
Главное — технология
Технология возделывания твердой пшеницы аналогична производству мягких сортов, но первая более требовательна к срокам сбора. Даже недельный перестой дурума сверх оптимального периода обмолота чреват потерей стекловидности, что значительно усложняет последующую реализацию зерна. «Из-за снижения качества производители макаронных изделий теряют интерес к закупкам, при этом в переработку на хлебопекарную муку такая пшеница не подходит, для фуражных целей она не используется из-за высокой клейковины», — рассказывает Голов.
Гендиректор новосибирской компании «Сибирский хлеб» Павел Миклухин отмечает, что для выращивания твердых сортов требуется более тщательно подбирать минеральные удобрения и планомерно их вносить, также необходимо большее число солнечных дней. Исполнительный директор «ЭкоНива-Семена» Юрий Васюков добавляет, что колос дурума сложнее защитить от болезней, прежде всего от фузариозов, хотя проблема решается эффективными средствами защиты растений. Также агрокультура более чувствительна к предшественнику и не способна дать большой урожай при выращивании на одном и том же участке более двух лет подряд, добавляет представитель компании «СибАгроНива» (Алтайский край) Андрей Авилов. «Из-за всех этих факторов затраты на выращивание твердых сортов на 15–20% выше по сравнению с мягкими, — сравнивает он. — Но эти расходы компенсируются более высокими закупочными ценами».
Тем не менее воронежская «Инвестиционная аграрная компания» хочет отказаться от производства твердой пшеницы. «Затраты на ее производство несколько выше, чем мягкой. Покупатели ценят ее стекловидность, однако, если этот показатель не будет превышать 70%, то ее придется сдавать по ценам обычной пшеницы, — комментирует замдиректора компании Дмитрий Барабан. — Мы, к сожалению, столкнулись с этим. Сейчас планируем заменить эту агрокультуру на белый лен, горчицу и нут».
Другие опрошенные «Агроинвестором» производители твердой пшеницы настроены более оптимистично. Например, «СибАгроНива» выращивает дурум три года. В этом сезоне посевы были увеличены на 30% до 1,5 тыс. га. «Основная часть полей засеяна „Омским корундом"», — уточняет Авилов.
«ЭкоНива» производит твердые сорта пшеницы также три года. Часть урожая использует для собственных посевов компании, часть семян реализует другим хозяйствам, рассказывает Васюков. «Твердой пшеницей у нас занято по 3–5 тыс. га в Оренбургской, Воронежской и Курской областях, — говорит он. — Мы используем как российские, так и европейские сорта. Отечественные лучше приспособлены к местным условиям, а зарубежные дают качество, более соответствующее строгим требованиям компаний, которые производят настоящую пасту».
«Сибирский хлеб» выращивает дурум пятый сезон. Однако, по словам Миклухина, это экспериментальное производство: посевы не превышают 250 га. «Мы сосредоточились на выработке технологий и поиске оптимального сорта. В основном используем омскую и алтайскую селекции», — поясняет он.
Урожайность твердых сортов обычно на 15–20% ниже, чем мягкой пшеницы, обращает внимание Миклухин. «Это яровая агрокультура, а значит, она редко дает показатели, сопоставимые с мягкими сортами, если судить по статистике общего валового сбора, — подтверждает Зайцев. — В основных регионах-производителях — Оренбургской и Челябинской областях — средний сбор с гектара редко превышает 10 ц». Но в южных зонах можно получить 40–45 ц/га, добавляет он. «Отличий в урожайности твердых и мягких сортов нет, — возражает Васюков. — Раньше считалось, что твердая яровая пшеница значительно уступает мягкой. На своем опыте мы доказали, что показатели двух сортов могут быть на одном уровне». Так, в Калужской области «ЭкоНива» добилась сбора в 70 ц/га.
В основном внутреннее потребление
Основными потребителями пшеницы твердых сортов являются крупные производители макаронных изделий — такие компании, как «Макфа», «СИ Групп», «Лимак» и другие игроки из Центрального Черноземья, Сибири и Поволжья. Переработка в основном сконцентрирована в регионах возделывания агрокультуры, отмечает Зайцев.
«Макфа» перерабатывает дурум для макаронного производства и использует для выпуска круп — манной марки «Т», «Пшеничной», «Полтавской» и «Артек». «Вслед за ростом объемов и географии потребления нашей продукции, а также за расширением ассортимента, повышаются и объемы переработки твердой пшеницы. За последние пять лет они увеличились минимум в 1,5 раза», — делится директор по закупкам и снабжению компании Владлен Паршин. Сырье для переработки «Макфа» закупает в России и Казахстане. Дефицита зерна в компании не наблюдают: валовый сбор удовлетворяет потребности переработчиков, считает Паршин. Правда, в зависимости от погодных условий в отдельные сезоны на рынке наблюдается дефицит качественной твердой пшеницы. В этом сельхозгоду проблем с качеством нет, отмечает руководитель, при этом цены на сырье в текущем сезоне примерно на 50% выше, чем в прошлом.
Премия к цене на твердую пшеницу по сравнению с мягкой может составлять 7–10 тыс. руб./т, обращает внимание Александр Корбут. Сизов подтверждает, что, например, в прошлом сезоне из-за высокого спроса дурум в отдельные периоды стоил в два раза дороже мягкой пшеницы. Если выращивать твердую пшеницу линейки спельта (полба), то по рентабельности она превзойдет мягкую более чем вдвое, добавляет Миклухин. «Сибирский хлеб» в этом году реализовывал дурум переработчикам по 13–14 тыс. руб./т, а мягкие сорта — по 10 тыс. руб./т.
Основной критерий, влияющий на закупочную цену пшеницы твердых сортов, — это стекловидность. На ее показателе сказываются многие факторы: своевременность уборки, продолжительность засух и т.д. Чем больше уровень стекловидности — тем выше цена на пшеницу, указывает Зайцев. «Зерно с показателем стекловидности 72–74% (третий класс) в начале ноября стоило примерно 21–22 тыс. руб./т, в то время как за мягкую пшеницу третьего класса в ЦЧР „на воротах переработчика" в среднем в зависимости от клейковины давали около 11 тыс. руб./т», — приводит данные эксперт.
Вывоз пока незначителен
Поставки российской твердой пшеницы за рубеж крайне малы. Россия начала заявлять о себе как об экспортере твердой пшеницы, мировой рынок которой крайне ограничен и высококонкурентен, только в последние годы, говорит Корбут. По его мнению, у страны есть неплохие перспективы вывоза семенной пшеницы твердых сортов. «Следует учитывать традиции отечественной селекции и высокий уровень селекционной работы. Это подтверждается практически полным отсутствием импорта семенной пшеницы твердых сортов», — акцентирует он. В прошлом сезоне продажи товарного дурума на внешний рынок составили примерно 180 тыс. т.
Голов оценивает ежегодный вывоз продовольственной пшеницы твердых сортов менее чем в 100 тыс. т. По данным ИКАР, в 2011/12 сельхозгоду за рубеж было поставлено около 107 тыс. т, в засушливый 2012/13-й — 14 тыс. т. В сезоне-2014/15 экспортировано на уровне 90 тыс. т, а с 1 июля по октябрь 2015-го — 34 тыс. т. «Таким образом, рост отгрузок напрямую зависит от производственного потенциала в конкретном маркетинговом году», — делает вывод Зайцев.
Основные покупатели российской твердой пшеницы — итальянские переработчики. Очень редко продукция идет на другие направления — в прочие страны Южной Европы и Турцию, отмечает руководитель сельскохозяйственного департамента «СЖС Восток Лимитед» (услуги по независимой экспертизе, контролю, испытаниям и сертификации) Сергей Державин. «Экспорт российского дурума традиционно очень мал. Обычно он идет в период с октября по февраль небольшими партиями — судами в 3–5 тыс. т — в целом не более 10 тыс. т в месяц, — комментирует он. — После февраля такое зерно уже не вывозят, поскольку его просто нет в наличии, тем более с учетом требований к качеству, которые предъявляют европейцы». Также через российские мелководные порты (Ейск, Азов) идет транзит казахской твердой пшеницы примерно в таком же объеме. Согласно требованиям ЕС, примесь мягкой пшеницы в размере более 3% от поставляемой партии даже при выполнении показателя стекловидности может перевести товар в категорию зерносмеси и существенному дисконту по цене, добавляет Державин.
Основной проблемой является показатель стекловидности, продолжает Державин. По международной методологии, принятой в ЕС, определение данного показателя существенно отличается от метода ГОСТ, так как учитывает только полностью стекловидные зерна. Как правило, результаты по ГОСТ, которыми изначально владеют экспортеры, получаются значительно ниже европейских норм и нередко достигнуть контрактного показателя для стран ЕС (60–75%) не представляется возможным, отмечает эксперт.
Директор ростовской компании «Агро-Тема» (занимается экспортом зерна) Керим Темукуев подтверждает, что сельхозпроизводители испытывают различные трудности из-за показателей стекловидности. Так, в ГОСТе, который не менялся с 1972 года, та твердая пшеница, которая в России проходит как 3–4 класс, в Европе по стандартам ISO будет 1–2 классом. «Если сырье аграриев в России будет оцениваться по старым ГОСТам, то компании, стремясь увеличить выручку, станут отдавать предпочтения экспортным поставкам», — считает Темукуев.