Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) прогнозирует: в этом году снижение мирового сбора пшеницы затронет практически всех основных производителей — США, Канаду, Австралию, Казахстан и Украину. И только в странах Евросоюза и в Марокко ожидается значительный рост производства пшеницы. Давайте и мы глянем, что зреет на полях наших двух стран.
БЕЛАРУСЬ. Вопрос адресуем науке. Заместитель генерального директора НПЦ по земледелию по научной работе и производству Дмитрий Лужинский осторожен:
— Рановато еще говорить про урожай. Сейчас идет его самое формирование, и все будет зависеть от погоды. Вспомните, в прошлом году поначалу все было прекрасно, но в июне не было дождей. В итоге зерна недобрали. Что касается недавно прошедших сильных дождей — никаких проблем для сельхозкультур они не создают, наоборот, это благоприятно скажется на росте практически всех растений. Да, пока недобираем, по сравнению с нормой, сумму полученных положительных температур. Поэтому, например, кукуруза немного отстает в росте, но если дальше будет тепло, она свое наверстает. В целом пока ничего экстраординарного не случилось.
— То есть зерна намолотим не менее, чем в прошлом году? – все-таки хочется уточнить.
— Да, может быть, и чуть больше, — все же не удерживается от прогноза ученый.
Словом, виды на урожай оптимистичны: и плотность растений на квадратный метр, и иные показатели внушают оптимизм. Единственный минус, который не может не сказаться на продуктивности полей, — весенние пониженные температуры спровоцировали плохое усвоение азотных и фосфорных удобрений.
РОССИЯ. Здесь чудес не ожидают, но прогнозы разнятся. Урожай зерна ожидают ниже рекордного показателя прошлого года — 120,7 миллиона тонн. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев в этом трагедии не видит и надеется получить порядка 100—105 миллионов тонн. Глава ведомства уверяет, даже при таком урожае Россия не останется без хлеба. Ничего себе «пустячок» – 15 миллионов тонн недобрать!
Весенне-полевые работы у соседей проходили в сложных условиях. Из-за затянувшихся холодов уборка урожая началась на две-три недели позже обычного. Сказалось и холодное лето, природные катаклизмы, из-за которых частично погибли посевы. В Костромской и Курской областях в первой декаде июня и начале июля объявляли режим чрезвычайной ситуации. Ночные заморозки, сильные ливневые дожди, грозы и шквалистый ветер нанесли серьезный ущерб или вовсе привели к гибели посевов сельхозкультур. Ущерб оценивается сотнями миллионов рублей.
Далеко не блестяще обстоят дела и в житнице России — Кубани. Многие хозяйства в этом году собрали переувлажненный ячмень, к тому же разной степени созревания. Такое зерно требует подработки, что отразится на его себестоимости. По данным краевого минсельхоза, на конец июня в регионе было обмолочено 62 800 гектаров, или всего 4 процента от намеченного. Средний валовой сбор 380 200 тонн при средней урожайности 60,6 центнера на круг.
А вот глава Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько не разделяет мнение Минсельхоза по урожаю зерновых: «Мы остаемся более оптимистичными». Прогноз ИКАР — 111—116 миллионов тонн зерна. Кстати, и в Омской области, одном из зерновых лидеров страны, планируют собрать больше прошлогоднего — около 4 миллионов тонн против 3,28 миллиона в 2016-м.
В целом по данным Минсельхоза России, на 13 июля зерновые обмолочены с площади 2,7 миллиона гектаров. В прошлом году на эту дату – 4 миллиона. Собрано 12,2 миллиона тонн зерна при урожайности 44,9 центнера на круг. Меньше получили ячменя озимого и ярового — 2,3 против 2,5 миллиона тонн в прошлом году. Хотя продуктивность увеличили с 40,3 до 42,5 центнера с гектара по состоянию на 13 июня.
Пока сбор зерна в России впятеро меньше прошлогоднего. Но министр спокоен.