Масложировая отрасль РФ завершает год знаковым событием: по предварительным данным Росстата, получен рекордный урожай всех основных культур. Но, как часто бывает, большой урожай оборачивается немалыми проблемами, следует из обзора, подготовленного экспертами Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).
Плюс 15,3%
Окончательные итоги уборки будут известны рынку в марте. Однако уже сейчас эксперты констатируют, что, несмотря на относительно невысокую урожайность на европейской территории страны, российские аграрии собрали не менее 15,54 млн тонн подсолнечника (на 16,8% больше, чем в 2020 году), 2,79 млн тонн рапса (на 8,1% больше) и 4,76 млн тонн соевых бобов в зачетном весе (на 10,7% больше). Общий же урожай масличных может достичь 24,5 млн тонн (на 15,3% больше). При этом урожай масличного льна, как и других нишевых культур, еще не известен, однако, по оценке ИКАР, производство льна составит не менее 1,1 млн тонн.
Как считают эксперты, столь внушительный результат стал возможен благодаря тому, что российские аграрии увеличили в 2021 году площади под масличными на 15%, в том числе за счет грандиозного пересева озимых культур. Итоговый урожай практически идентичен июльскому прогнозу ИКАР, данному еще до начала уборочной кампании: 15,5 млн тонн по подсолнечнику, 4,68 млн тонн - по сое, 2,74 млн тонн - по рапсу.
Большой урожай - большие проблемы
Но, как считают эксперты, большой урожай может обернуться большими проблемами. Совокупность различных факторов может привести к тому, что к концу сезона в отрасли - впервые за многие годы - могут остаться критически высокие запасы - более 1 млн тонн.
Эксперты напоминают, что к этому могут привести по сути запретительные пошлины на экспорт маслосырья, введенные под давлением переработчиков, перенос на 2022 году срока запуска новых маслоэкстракционных заводов в Центральном федеральном округе, сдерживание продаж фермерами в ожидании более высоких цен на фоне рекордного урожая.
"ИКАР еще с начала осени предупреждал, что сдерживание продаж подсолнечника и сои фермерами является сомнительной стратегией. За первые три месяца 2021/2022 сезона (сентябрь-ноябрь - ИФ) производство подсолнечного и соевого масла сократилось к прошлому сезону на 12,3% и 15,5% соответственно, при этом прогноз на декабрь-январь не обещает изменения тренда, - говорится в обзоре. - Российские заводы могут существенно увеличить загрузку лишь в случае весомой коррекции закупочных цен на сырье".
Подсолнечник: "потолок" для цен
Как отмечают эксперты, действующие одновременно пошлина на экспорт подсолнечника за пределы ЕАЭС в размере 50% и демпфер на экспорт подсолнечного масла создают некоторый "потолок" внутренних цен в РФ. При прочих равных, в том числе при условии стабильного курса рубля, цена на сырое подсолнечное масло в Центральном округе вряд ли превысит 90-95 рублей за кг (все цены - с НДС), а на подсолнечник - 45-47 рублей при любом развитии ситуации на мировом рынке. Уже дважды в этом сезоне - в конце октября и ноября - фиксировались близкие к этим расчетно-максимальным уровням цены: переработчики центра и юга покупали подсолнечник по 43-44 рубля за кг, при этом цены на сырое подсолнечное масло доходили в тот момент до 88-90 рублей за кг.
К концу декабря цены как на мировом, так и на российском рынке значительно скорректировались, однако российские фермеры все еще рассчитывают на возврат к пиковым уровням сезона после окончания новогодних праздников.
Актуальные на последнюю неделю года цены в 39 рублей за кг на подсолнечник и 83 рубля за кг на сырое масло в центре идентичны уровням конца декабря 2020 года.
При этом в обзоре подчеркивается, что после отмены соглашения о предельно допустимых ценах на реализацию бутилированного подсолнечного масла, которое утратило силу 1 октября 2021 года, российский рынок продолжил придерживаться действующих ранее правил: ведущие заводы в октябре-декабре 2021 года не поднимали цены выше 95 рублей за литр.
"Если годом ранее сразу после завершения новогодних праздников цены на весь масличный комплекс в РФ устремились к новым абсолютным рекордам, следуя общемировому тренду, то нынешнее положение дел с учетом всех факторов скорее указывает на то, что коррекция цен может начаться во второй половине сезона", - считают эксперты.
При этом они отмечают, что рекордный урожай подсолнечника характерен в 2021 году не только для России, но и для всего мира - 57 млн тонн (на 7,5 млн тонн больше, чем в 2020 году, и на 3 млн тонн выше прежнего рекорда 2019 года). По их оценке, ситуация на соседней Украине схожа с тем, что происходит в РФ: плохие продажи и высокие запасы у сельхозпроизводителей, недозагруженность перерабатывающих мощностей, сниженные темпы экспорта масла к прошлому сезону. Таким образом, ожидаемый в первой половине 2022 года рост предложения сырья на фоне нарастающего профицита актуален для всего мирового рынка подсолнечника.
Соя: экспорт слабый, импорт - массивный
Еще более напряженная ситуация складывается в этом сезоне на российском рынке сои. Помимо рекордного урожая, существует еще два глобальных фактора, которые оказывают все большее давление на цены: слабый экспорт бобов и массивный импорт ГМО-шрота.
"В прошлые два сезона значительный объем российской сои импортировали Иран и Турция (почти 0,4 млн тонн за два года), тогда как в текущем сезоне в силу действия экспортной пошлины на вывоз сои из РФ в размере 20% отток бобов по этим направлениям фактически отсутствует, - констатирует ИКАР. - Еще более значительно на рынке РФ сказывается снижение экспорта сои в Китай. По оперативным данным, чуть более 80 тыс. тонн за сентябрь-декабрь 2021 года, что на 75% ниже, чем за тот же период в предыдущие два сезона".
Помимо экспортной пошлины, ограничивающим фактором для возобновления нормальных темпов экспорта в КНР является ряд логистических ограничений, связанных с карантинными мерами на границе между странами из-за пандемии. Торговые отношения с Китаем традиционно являются системообразующими для аграриев Дальнего Востока, в последние годы они продавали в эту страну около половины своего урожая. В случае, если Китай существенно не нарастит импорт российской сои весной 2022 года, дальневосточные производители сои могут столкнуться с проблемой огромных нереализованных остатков, прогнозируют эксперты.
Местные перерабатывающие мощности не способны справиться со столь значительным профицитом сырья, в то время как вывоз дальневосточной сои в таких непривычных объемах на заводы европейской части РФ сильно ограничен дефицитом подвижного состава. При этом урожайность сои в Дальневосточном федеральном округе в 2021 году самая высокая в истории. Несмотря на сокращение посевных площадей, это позволило получить второй по уровню урожай в 1,6 млн тонн.
В то же время цены на сою на европейской части РФ в ноябре-декабре снизились на 10% из-за массированного импорта ГМО-шрота из Южной Америки.
Как напоминают эксперты, постановление, упрощающее ввоз на территорию РФ такого шрота, действует с апреля 2020 года. Эта мера введена для поддержки животноводческого сектора, испытывающего финансовые затруднения в период пандемии COVID-19 и роста цен на мировом рынке. Однако существенный рост импорта начался лишь с лета 2021 года и в дальнейшем усилился.
По предварительным данным, за 2021 год (до 20 декабря) в РФ из Южной Америки импортировано более 360 тыс. тонн такого соевого шрота, 215 тыс. тонн из которых поступили с сентября. "Главная причина столь сильного роста интереса российских животноводов к импортной продукции состоит в ее более выгодной цене по отношению к аналогичной продукции, произведенной на предприятиях РФ, - поясняют эксперты. - Цены на сою, которые отстаивают российские фермеры, не позволяют местным переработчикам предлагать покупателям дешевый шрот".
На конец декабря 2021 года на этом фоне стоимость закупки высокопротеиновой сои в Центральном округе снизилась с 55 до 48 рублей за кг с НДС, а российский высокопротеиновый не-ГМО шрот подешевел с 60 до 52 рублей за кг с НДС. Таким образом, мера поддержки российской животноводческой отрасли в виде временного разрешения на импорт такого шрота сработала весьма эффективно и действительно опустила цены, отмечают эксперты. С высокой долей вероятности разрешение на импорт будет продлено и на 2022 год. Вопрос в том, как это скажется на перспективах выращивания сои и загрузки вновь вводимых мощностей по переработке в РФ.
Рапс: цены обновляют рекорды
Ситуация на рынке рапса существенно отличается от рынков подсолнечника и сои. Цены достигли абсолютных рекордов, увеличившись за год в центре на 40%, до 58 рублей за кг (с НДС). И пока они не склонны к снижению. Рапсовое масло при этом также подрожало на 40-42% к декабрю 2020 года, до 118-120 рублей за кг, и практически перестало быть интересным российскому покупателю, который может заменить его на другие растительные масла по значительно более низкой цене.
Основным драйвером роста цен на рапс стал всплеск на мировом рынке из-за худшего за 12 лет урожая в Канаде. Напряженность мирового баланса в совокупности с сильным ростом цен на энергоносители, произошедшим осенью 2021 года, привела к обновлению исторических рекордов мировых цен на рапс, которые продолжают оставаться около своих максимумов.
В РФ, несмотря на рекордный урожай, ситуация повторяет общемировую в силу прямой зависимости местного рынка от глобальных трендов: практически все производимое в РФ рапсовое масло отправляется на экспорт.
В то же время, указывают эксперты, вызывает определенные опасения ситуация в Сибири. Сибирские аграрии второй год подряд увеличивают производство рапса, в этом году - сразу на 34%. Из-за экспортной пошлины в размере 30% в Сибири может остаться значительный объем излишков рапса. В предыдущие годы экспорт в Китай был значительным каналом сбыта продукции сибирских аграриев.
Масличный лен: нишевой, но перспективный
В этом году посевы масличного льна увеличились на 51,5% и превысили 1,55 млн га. Исходя из этого ИКАР, опираясь на собственную оценку урожайности, предполагает, что урожай составит не менее 1,1 млн тонн, что в условиях засухи и плохого урожая в Казахстане выводит РФ на первое место в мире по производству льна.
Однако эксперты сожалеют о том, что масличный лен все еще считается официальными органами российской статистики незначительной нишевой культурой, хотя занимает уже порядка 2% сельхозплощадей. Оперативные данные ни о ходе посевной, ни о ходе уборочной кампании не публикуются.
Переработка масличного льна в РФ пока еще крайне мала по отношению к объему производства, однако многие российские предприятия планируют в скором времени загружать свои мощности льном в гораздо больших масштабах.