Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Рынок комбикормов ждет выхода из кризиса

70% используемого в стране комбикормового оборудования — российское. Европейские аналоги покупают крупные компании, хотя они на 30% дороже. В отрасли существует большой отложенный спрос на оборудование: она давно нуждается в модернизации, но у большинства производителей пока нет на нее денег.
С начала 2000-х годов в сельском хозяйстве происходит консолидация бизнеса, при этом кардинально меняется модель работы компаний. Раньше животноводческие хозяйства преимущественно закупали корма, которые были унифицированными и несложными. Сейчас каждый производитель пытается управлять себестоимостью. Поэтому те, кто хотят не только выживать, но и развивать свои проекты, заинтересованы в выпуске собственных кормов.

Европейцев потеснили

В России наблюдается тенденция укрупнения и расширения агрокомпаний, они выстраивают производственные цепочки «от поля до прилавка». Многие животноводческие предприятия для контроля и повышения качества кормов самостоятельно занимаются их производством. В последние годы активнее всего развивались птице- и свиноводство. «Прирост продукции в этих секторах за прошедшие три года составил около 27% и примерно 15%, — подсчитывает руководитель проектов компании «Амандус Каль» (машины и комплектные установки для выпуска комбикорма, комбикормовые заводы «под ключ») Василий Зябрев. — Это напрямую связано с ростом комбикормовой промышленности».

По данным Росстата, в прошлом году российские предприятия произвели 23 млн т комбикормов — на 1,3 млн т больше, чем в 2013-м, и на 7 млн т выше уровня 2010 года. Наиболее заметный вклад в этот прирост внесло производство комбикормов для свиней, которое за год увеличилось более чем на 11% до 7,8 млн т. Повышение показателей связано с продолжающимся развитием свиноводства в промышленном секторе. Птицеводство тоже растет, но уже более низкими темпами, поэтому выпуск комбикормов для птицы в 2014 году прибавил всего около 3%, составив 13 млн т. Однако ввод комбикормовых мощностей в 2014 году был ниже, чем в 2013-м: примерно 2,3 тыс. т/сут. против почти 3 тыс. т/сут.

До недавнего времени при покупке комбикормового оборудования агрокомпании делали выбор в пользу европейских производителей. Их монополия объяснялась отсутствием на российском рынке конкурентов, а также хорошим качеством, технологичностью продукции, репутацией и большим опытом реализации проектов в Европе, рассказывает директор по продажам в России китайской компании Muyang (производство комбикормового оборудования) Иван Богаченко. Наибольшую долю рынка занимали компании Van Aarsen (Нидерланды), Ottevanger (Нидерланды) и Buhler (Швейцария). Высокая стоимость оборудования не была ключевым фактором при принятии решений о его выборе, особенно на фоне доступности кредитов и низкой эффективной ставки. Однако затем на отечественном рынке появились другие игроки, составившие конкуренцию прежним лидерам, в частности российская компания «Технэкс» и китайская Muyang.

«По нашим оценкам, в России сейчас соотношение отечественного и импортного оборудования — приблизительно 70% на 30%, — говорит Зябрев. — Весь малый и средний бизнес в основном работает на российском; импортное устанавливают при строительстве новых комбикормовых заводов или при реконструкции старых кормоцехов в составе агрохолдингов, птицефабрик и животноводческих комплексов». При этом, по его словам, интерес к зарубежному оборудованию растет.

Понять, кого кормить

Если раньше в стране преобладали построенные еще в советское время централизованные комбикормовые заводы, которые производили корма для всех животных, то теперь компании стараются строить предприятия для своих птицефабрик или свинокомплексов, чтобы выпускать их строго по определенным рецептам. То есть происходит «сужение специализации», отмечает технический эксперт компании Petkus (технологии и оборудование для хранения и переработки зерна, комбикормовое оборудование и др.) Лариса Устинова. Поэтому каждое сельхозпредприятие, планирующее выпускать свои комбикорма, должно тщательно подбирать оборудование. Зябрев говорит, что проект нужно начинать с подготовки технического задания и определения финансовых возможностей. «Нам нужно понять, чего хочет заказчик, чтобы сформировать подходящее ему предложение», — поясняет он.
Выбирая оборудование, клиент должен четко понимать, какой корм, с какой рецептурой, какого объема и качества ему требуется. «Если вы основательно подошли к этим вопросам, то станет ясно, какая технологическая схема и оборудование необходимы, — добавляет Иван Богаченко. — На этом этапе я рекомендую учитывать стратегию развития бизнеса на ближайшие 10 лет: это позволит избежать дополнительных расходов в будущем». При строительстве и оснащении комбикормовых заводов стоит учитывать перспективы роста компании, чтобы при расширении животноводческого бизнеса не было больших проблем и с увеличением объема производства кормов.

На каждом комбикормовом заводе необходимы основные линии и оборудование для дозирования (весы), измельчения (дробилка) и смешивания (смеситель). «Сейчас из-за обострения инфекционных заболеваний животных и птицы очень остро стоит вопрос гигиенизации продукции, — обращает внимание Зябрев. — Поэтому я считаю, что для производства безопасных, хорошо усвояемых кормов для современных кроссов и пород на всех предприятиях необходимо использовать линии экспандирования или экструдирования (термомеханической обработки кормов)».

Богаченко говорит, что перечень оборудования для технологических линий зависит от вида выпускаемого корма: рассыпного, гранулированного или экструдированного. «К примеру, если вы производите рассыпные корма, то отпадает необходимость в грануляторе», — комментирует он.

В линейках комбикормового оборудования есть различия в зависимости от того, кому будет предназначен корм. Комбикорм для птицы состоит из большего числа компонентов, чем для свиней, и требует более сложных технологических решений. Кроме того, при кормлении птицы рассыпным кормом важен крупный помол; при использовании гранулированного нужно, чтобы гранулы были крепкими, рассказывает Зябрев. В свиноводстве используют два типа кормления — жидкое и сухое. При жидком необходим мелкий размол, чтобы комбикорм лучше растворялся в воде. При сухом предпочтительнее средний помол, без содержания пыли. Если хозяйство использует гранулированный корм, то нужно помнить, что свинье не нужна крепкая гранула. Исходя из этого, можно включать или не включать то или иное оборудование в линейку, резюмирует Зябрев.

В оснащении независимых комбикормовых заводов и предприятий агрохолдингов есть различия. В идеале современный комбикормовый завод, ориентированный на продажу продукции, должен иметь возможность работать по большому числу рецептур. Чтобы удовлетворять потребности рынка, технологическая схема такого завода должна быть более сложной, а оборудование — разнообразным, отмечает Иван Богаченко. «Независимые комбикормовые заводы, которые производят продукцию на продажу, должны быть готовы делать все виды комбикормов, поэтому у них самое сложное оснащение», — соглашается Зябрев.

По мнению главы подмосковной компании «Истрапродукт» (производство мяса бройлера) Олега Мартыненко, кроме базового, список оборудования ограничивается грануляторами, смесителями и сушилками. Если хозяйству требуется до 0,5 т комбикорма за смену, то ему достаточно приобрести гранулятор. Если потребности достигают тонны и выше, то необходимы профессиональные смесители и сушильные камеры. Заместитель гендиректора по сельскому хозяйству холдинга «Талина» Олег Букин считает, что главное, чтобы линии на предприятии были автоматическими — это наиболее выгодно. «Обязательно должно быть оборудование для микродозирования, электронное взвешивание. Это позволяет производить качественный, выверенный до грамма комбикорм», — говорит он.

Влияние на эффективность

В себестоимости животноводческой продукции на корма приходится 65−70%. При этом их себестоимость зависит в том числе и от оборудования. «Простой пример: на птицефабрике производят 10 т/час рассыпных комбикормов для кур-несушек. Весь размол осуществляется на молотковой дробилке с двигателем мощностью 90 кВт. В данном случае можно использовать вальцовую дробилку производительностью 10 т/час с двигателем 30 кВт. Потребление электроэнергии на этом участке будет в три раза меньше, а значит, стоимость комбикорма уменьшится», — рассуждает Зябрев.

Если оборудование подобрано неправильно или работает некачественно, то это отразится как на комбикормах, так и на животных. При разнородной структуре корма снижается его усвояемость, а это отрицательно влияет на коэффициент конверсии. В конечном счете кормление животных и птицы некачественным кормом приведет к уменьшению привесов и падению продуктивности. Плохая гигиенизация и обработка комбикорма может привести к возникновению заболеваний и даже падежу, предупреждает менеджер.
Иван Богаченко полагает, что качество кормов зависит не только от самого оборудования, но и от грамотно подобранной технологической схемы и правильно рассчитанной производительности машин. Если предприятие укомплектовано неверно, то его мощность может оказаться недостаточной или качество кормов не будет соответствовать требованиям: они могут распадаться, не содержать необходимого количества аминокислот, витаминов и т. д., рассказывает он.

«Талина» выбирает оборудование, руководствуясь несколькими параметрами: производительность, габариты, качество и надежность, наличие сервиса, репутация производителя, перечисляет Букин. «Перед покупкой мы со специалистами обязательно ездим на завод фирмы-изготовителя, посещаем предприятия, которые уже используют это оборудование», — добавляет он.
Компания 10 лет назад приобрела и полностью модернизировала «Ковылкинский комбикормовый завод» (Мордовия) мощностью 500 т кормов для свиней в сутки. В 2014 году предприятие произвело 112 тыс. т продукции, в этом году планируется выпустить 137 тыс. т кормов. Также в прошлом году на заводе запустили линию для изготовления престартеров (специального корма для поросят) мощностью 100 т в сутки, проект реализовала компания «Технэкс». «Талина» делает ставку на развитие племенного свиноводства, а заниматься им без организации полноценного сбалансированного питания животных невозможно, убежден Букин.

В холдинге «Евродон» действует два комбикормовых завода, говорит гендиректор компании Вадим Ванеев. В Миллеровском районе Ростовской области в составе комплекса по производству мяса утки работает предприятие мощностью 300 тыс. т в год, оно обеспечивает кормами как коммерческое, так и родительское стадо птицы. Завод введен в эксплуатацию несколько месяцев назад и пока только выходит на заявленную проектную мощность. Индейководческие площадки также обеспечивает собственный комбикормовый завод. В прошлом году предприятие произвело 126 тыс. т комбикормов 12 видов. Этот проект был запущен в 2007 году и с тех пор уже модернизировался: его мощность увеличили в четыре раза. Техническим консультантом и поставщиком оборудования выступила турецкая компания Yemmak, которая не один год сотрудничает с «Евродоном» в вопросах выпуска кормов и переработки отходов производства.

«Сейчас наша компания активно строит новые объекты в Октябрьском районе Ростовской области. Мы намерены увеличить производство мяса индейки с 44 тыс. т до 130 тыс. т в год уже к концу 2016-го, — делится Ванеев. — В числе прочих производственных объектов холдинг построит и новый комбикормовый завод мощностью 500 тыс. т в год с элеватором на 100 тыс. т единовременного хранения зерновых». Контроль процесса производства комбикорма играет очень важную роль при выращивании птицы, продолжает Ванеев. По его словам, в птицеводстве затраты на комбикорма достигают 70% себестоимости конечного продукта, качество корма напрямую влияет на показатели выводимости птицы и в итоге на общую экономическую эффективность предприятия.

«При хорошо сбалансированном комбикорме бройлер вырастает за 38−45 дней и весит 1,8−2,2 кг, — оценивает Олег Мартыненко. — Если же комбикорм составлен неправильно, например не хватает жирных кислот или аминокислот, то таких результатов достичь не удастся». На неподходящем корме бройлер набирает нужный вес за 2−2,5 месяца вместо 1,5 месяцев, сравнивает руководитель. Однако он убежден, что решающее значение имеют ингредиенты корма, а не оборудование, на котором их смешивают. Они должны быть четко сбалансированы по питательности, витаминному составу, микроэлементам и минералам.

Разница в цене

Оценить стоимость среднего комбикормового завода сложно, так как на нее влияет слишком много факторов: цена зависит от набора оборудования, числа линий, месторасположения предприятия и стоимости строительных работ, перечисляет Зябрев. Самое дорогое оборудование — это линия гранулирования и ее комплектующие: компрессорные станции, парогенераторы, охладители и т. д., уверена Устинова. По ее словам, сельхозпроизводители стараются покупать европейские грануляторы высокого класса, поскольку уровень этого оборудования существенно влияет на качество комбикорма, эффективность и продолжительность работы машины.
Традиционно наибольшая доля в итоговой стоимости комбикормового завода приходится на линию гранулирования, комплекс хранения сырья и транспортную систему, говорит Богаченко. В среднем линия производства гранулированных кормов мощностью 10 т/час стоит $1,3−1,5 млн.

Устинова отмечает тенденцию роста спроса на российское оборудование. Сельхозпроизводители делают выбор в пользу отечественных марок, поскольку они дешевле приблизительно на ту же сумму, которая тратится на доставку машин из-за границы и растаможивание. В целом стоимость российского и импортного оборудования одного класса примерно одинаковая, сравнивает она. Зябрев считает, что российское оборудование дешевле, но лидирующие в этом сегменте компании в последние годы достаточно быстро приближаются по цене ко многим европейским фирмам. «Разница в цене между российским и европейским оборудованием составляет около 30%, — подсчитывает Богаченко. — Китайское стоит примерно как российское, при этом в стоимости китайских машин около 40% приходится на доставку и растаможивание».

По мнению Букина, сегодня на рынке есть достойные отечественные аналоги импортного комбикормового оборудования. Олег Мартыненко, наоборот, думает, что, например, качество российских грануляторов оставляет желать лучшего. «В грануляторе самое главное — матрица, которая делает гранулы. Российские производители изготавливают матрицы невысокого качества: отечественный металл очень мягкий, поэтому они довольно быстро выходят из строя. Китайские более высокого качества», — поясняет он. При этом цена на российские и китайские грануляторы примерно одинакова, добавляет руководитель.

Технологии быстро устаревают

Опыт участников рынка показывает, что оборудование может служить не одно десятилетие. «Машины нашей фирмы, поставленные в 1970—1980-е годы, до сих пор работают, — доволен Зябрев. — Мы считаем, что в среднем оборудование должно прослужить 20−30 лет». Иван Богаченко тоже говорит, что некоторые заводы, построенные в советское время, все еще работают. «На практике предприятия, оснащенные качественным высокотехнологичным оборудованием при должной эксплуатации и соблюдении правил технического обслуживания, способны проработать не менее 10 лет», — добавляет он.

Однако в комбикормовом производстве технологии не стоят на месте. «Амандус Каль», как и другие компании, постоянно проводит исследования и разработки в сфере улучшения качества производства комбикормов. Даже построенному по самым современным технологиям заводу уже через пять-шесть лет потребуется модернизация. «Где-то через три-четыре года работы предприятие начнет отставать от новых тенденций», — добавляет Зябрев.

По его словам, оборудование для выпуска комбикормов сейчас очень востребовано, рынок быстро растет, и оценить его масштабы крайне сложно. Емкость рынка представляется огромной, соглашается Иван Богаченко, но полагает, что на запуск большинства проектов могут уйти годы. В России практически у каждого животноводческого комплекса есть планы реконструкции имеющихся комбикормовых заводов или строительства новых, знает он. Однако на фоне девальвации рубля, высокой закредитованности агрокомпаний, усложнения доступа к заемным средствам и увеличения стоимости денег позволить себе реализовать проекты могут единичные участники рынка. Остальные вынуждены откладывать проекты или пересматривать их масштабы.

Говорить о радужных перспективах рынка пока рано, поскольку сохраняется неопределенная ситуация в экономике: высокая ставка по кредитам приводит к резкому увеличению срока окупаемости комбикормовых заводов, солидарна с ним Устинова. «Год назад на рынке была совершенно другая картина. Обсуждалась тема государственной поддержки на региональном уровне [экономически значимые региональные программы, получавшие финансирование из средств федеральной агрогоспрограммы — «АИ"], многие старались запланировать строительство комбикормового завода под эти программы. Но теперь все проекты заморожены до тех пор, пока не прояснится финансовая ситуация», — комментирует Устинова.

Вполне очевидно, что сейчас у агрохолдингов благодаря господдержке на волне программы импортозамещения намного больше шансов расширить производственные мощности. Это значит, что крупные игроки постепенно будут строить и модернизировать свои комбикормовые заводы, а потребность более мелких хозяйств в обновлении мощностей с каждым годом будет лишь увеличиваться, делает вывод Богаченко.

Источник: www.agroinvestor.ru

Возможно, вам это будет интересно