Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Производство и рынок индейки в России растут, несмотря на трудности

Источник: ИАА Имит

Консалтинговое агентство Agrifood Strategies проанализировало предварительные итоги динамики производства и рынка индейки в России в 2018 году, опубликовало рейтинг ведущих производителей и сделало прогноз на 2019-2025 годы.

Несмотря на сложности, связанные с эпизоотической обстановкой и финансированием отдельных предприятий, промышленное производство индейки в России в 2018 году продолжало оставаться наиболее динамичным сектором российского животноводства, показав рост в 12% и достигнув 260 тыс. тонн, заявил на проходящей на ВДНХ международной выставке «Зерно. Комбикорма. Ветеринария» Альберт Давлеев, Президент консалтинговой компании Agrifood Strategies.

Этот уверенный рост и значительные объемы производства фактически свидетельствует о формировании в России новой отрасли – промышленного индейководства, которая, в частности, уже значительно превзошла отечественное овцеводство.

Производство и проблемы

В последние 10 лет Россия стала самым быстроразвивающимся производителем мяса индейки с рекордно высоким среднегодовым темпом прироста (CAGR) в мире за последние десять лет в 25%. Помимо нашей страны, прирост объема производства индюшатины отмечен только в Польше, Чили и Испании, в то время, как в таких традиционных странах-производителях индюшатины как США, Бразилия, Германия, Великобритания, Франции и Италия отрасль либо стагнирует, либо сокращается.

По предварительным расчетам, сделанным Agrifood Strategies в конце первого квартала прошлого года, объем производства индейки во всех категориях хозяйств в 2018 прогнозировался на уровне 300-310 тысяч тонн при условии стабильного развития отрасли. Однако неблагопо-лучная эпизоотическая ситуация по группу птиц значительно сократила возможности отечественных производителей. При этом основные потери они понесли не столько из-за депопуляции стад и карантинных мероприятий, сколько из-за ограничений (причем, не всегда обоснованных) на оборот продукции индейководства в целом ряде регионов России. Это, в частности, привело к обострению финансовой ситуации на «Евродоне», а серия последующих вспышек привела к практически полной остановке предприятия.

Ежегодный анализ результатов работы российских индейководческих компаний, составляемый Agrifood Strategies на основании данных самих компаний и таможенной статистики, показал, что общий объем производства мяса индейки в России в 2018 году достиг почти 260 тыс. тонн (259080), что на 28000 тонн (12%) больше, чем годом раньше.

Национальный рейтинг ведущих индейководческих компаний второй год возглавила ГК "ДАМАТЕ" с торговой маркой «Индилайт». Со значительным отрывом от основных конкурентов, "ДАМАТЕ" увеличило выпуск продукции на 42%, подняв свою долю рынка до 34%. «Евродон» (ТМ «Индолина») снизил объем производства на 6% и долю рынка на 2%. Значительно укрепила свои позиции «Тамбовская индейка» ГК Черкизово (ТМ «Пава-Пава»), прибавившая в объеме около 20% с 14-процентной долей рынка. Один из исторических лидеров отрасли – тульский «Краснобор» с одноименной торговой маркой – также увеличил производство, на 7%, а группа компаний «РускомАгро» и «Абсолют Агро» Темури Латарии практически удвоила выпуск индюшатины на своих предприятиях в Омске и Тюмени.

Эти топ-5 компаний произвели 83% всего объема мяса индейки в России в 2018 году, остальные 17% были поставлены на рынок 17 региональными производителями и примерно тремя десятками фермерских хозяйств по всей стране. На основании данных по импорту и отечественному производству инкубационного яйца, Agrifood Strategies оценивает объем производства индюшатины в ЛПХ и КФХ для продажи и личного потребления на уровне 3 тыс. тонн, что значительно ниже (боле, чем на 60%), чем в предыдущие годы. Это вызвано сокращением импорта инкубационного яйца в связи со сложной эпизоотической ситуаций в мире, а также 15% удорожанием валюты в течение года.

По оценке экспертов, довольно успешно работают и развиваются такие региональные проекты как «АгроПлюс» в Ставрополье, «Залесный» в Татарстане, белгородский «Регионинвест», удмуртский «Аскор», липецкая «Кривец-птица», под конец года первые индюшата высажены на «Индейке Приангарья».

Индейководческой отрасли России чуть более 15 лет, ее участники пережили много взлетов и падений, а десятки проектов так и остались нереализованными. В разное время и по разным причинам закрылись «Сибирская губерния» в Красноярске, Башкирский птицеводческий комплекс им. Гафури, сложные времена переживает «Евродон», прекратил работу тульский «Прогресс», ленинградский «Труд» находится в стадии продажи, а «Рамонская индейка» продала свой проект «Воронежскому муларду». Основными причинами неудач стали ошибки в стратегическом планировании и управлении, финансовом менеджменте и маркетинге, неулаженность акционерных отношений, несоблюдение правил и процедур биобезопасности.

Несколько задержался старт проектов «Сибирский гигант», «Жигулевская птицефабрика», «Ульяновская индейка». Застой в запуске и реализации уже анонсированных проектов в индейководстве (их уже накопилось более 50) объясняется, прежде всего, отсутствием у инвесторов достаточного первоначального капитала для получения кредитов, а также осторожностью банков-кредиторов, опасающихся перепроизводства индейки в России или высоких эпизоотических рисков, либо не доверяющих бизнес-планам и профессионализму соискателей.

Agrifood Strategies обращает внимание на то, что значительное число таких макрорегионов России, таких как Север и Северо-Запад, Урал, Восточная Сибирь и Дальний Восток, практически полностью лишены возможности потреблять свежее охлажденное мясо индейки из-за высокой стоимости кормовых ингредиентов и производства, несовершенства инфраструктуры и относительно низкой покупательной способности населения.

Племенная база

Прошедший год ознаменовался качественным прорывом – дальнейшим развитием племенной базы индейководства. В дополнение к единственному в России промышленному родительскому стаду индейки у «Евродона», генетическая компания «Авиаген» начала строительство репродуктора 2 порядка в Пензенской области на 10 млн в яиц в год, а их конкурент «Хендрикс Дженетикс» анонсировал создание репродуктора на 12 млн в Ставропольском крае и уже поставил родительское стадо в тюменскую компанию «Руском Агро».

Эксперты видят в прогрессе развития племенной базы возможность снизить операционную зависимость российских индейководов от импорта яиц и птенцов, которые сегодня практически целиком поставляются из-за Европы и Канады, а также открывает перспективу будущей локализации прародительских стад в России, что сейчас уже происходит в яичном и бройлерном птицеводстве.

Экономика

2018 год был очень непростым для экономики производителей индейки. После восстановления «Евродона» в начале года и до самых майских праздников рынок буквально захлебывался в избыточном количестве продукта. Однако в середине лета на российском рынке возник дефицит свинины и - частично - говядины, что на фоне значительного сокращения импорта всех видов мяса и проблем у ряда птицеводческих компаний постепенно привело к росту спроса и увеличению отпускных цен на индейку. Ограничения оборота индейководческой продукции в связи со вспышками гриппа птиц в Ростовской и Пензенской областях вызвали дальнейший рост цен, который в 3-4 кварталах был поддержан ростом цен на фуражное зерно и ряд других компонентов производственной себестоимости. Уход же с рынка «Евродона» еще больше обострил превышение спроса над предложением.

В результате, в российском индейководстве к концу года сложилась парадоксальная ситуация: при увеличении себестоимости производства, в среднем, на 30 процентов по сравнению с предыдущим годом, в отчете «Черкизово» за 4 квартал 2018 года, к примеру, отмечено увеличение цены продаж индейки аж на 46%! Помимо заслуг самого «Черкизово» в маркетинговой программе продвижения своего бренда и развития продуктовой линейки, это явное свидетельство значительного превышения спроса над предложением.

Несмотря на это, объективными вызовами для индейководов во втором полугодии 2018 и первом полугодии 2019 года становятся значительное удорожание кормовых ингредиентов – пшеницы 4 класса с 6,5 до 11,5 тысяч рублей за тонну, соевого шрота с 35 до более 40 тыс рублей за тонну, ГСМ, витаминов, а также 15% девалоризация рубля по отношению к ведущим мировым валютам. Именно валютой индейководы расплачиваются за инкубационное яйцо, оборудование, ветеринарные препараты, кормовые добавки и другие необходимые компоненты производства.

Эксперты Agrifood Strategies опасаются, что эффект этого небольшого временного «ценового бонуса» сойдет на «нет» в ближайшие две-три месяца в связи с дальнейшим удорожанием зерна, «эффекта роста НДС» и прогнозируемого снижения цен из-за вброса в рынок примерно 15 тысяч тонн продукции «Евродона», который в феврале будет забивать свои оставшиеся стада. Впрочем, ситуация стабилизируется в мае-июне, когда спрос на индейку резко возрастает, после чего в июле появляется зерно нового урожая, и его цена для птицеводов снизится.

Рынок

Долгосрочные и постоянно актуализируемые прогнозы Agrifood Strategies по развитию рынка мяса индейки в России до 2025 года подтверждаются динамикой производства последних нескольких лет. Они основаны на расчетах потенциального среднедушевого объема потребления в 4-4.5 килограмма в год, что соответствует среднему уровню потребления индюшатины в большинстве стран Европы. А это эквивалентно 580-650 тысячам тонн в год, то есть отечественное производство индейки может вырасти еще в два с половиной раза относительно сегодняшнего объема. И это без учета экспортных возможностей. Отметим, что текущее среднегодовое потребление индюшатины в России в начале 2019 года составило всего 1800 граммов на человека.

Уже многие годы импорт мяса индейки ничтожен и не оказывает никакого воздействия на рынок в России ввиду минимальной квоты в 14 тыс тонн в год, которая выбирается всего на 5-7%.

Данные и анализ ведущих исследовательских компаний подтверждают уже сложившееся позиционирование индюшатины как крайне полезного и ценного продукта, являющегося неотъемлемой частью рациона здорового питания для всех членов семьи с разнообразными формами и рецептурами приготовления на каждый день. Именно это потребительское позиционирование поставило индейку по ценовой шкале на уровень говядины и баранины, опередив свинину и оставив далеко позади мясо бройлеров.

В 2018 году особенно значительно расширилась и линейка продукции из мяса индейки. Помимо традиционных частей тушки и популярных субпродуктов, на полках точек продаж всех форматов ( гипер- и супермаркетов, универсамов, дискаунтеров) вместо традиционных отрубов появляется все больше продуктов уже готовых для приготовления: филе мелкой нарезки, индивидуально упакованные голени, голень и бедро без кости, маринованные части, рулеты, котлеты, специальные термопакеты для запекания, бургеры, оссобукко и многие другие. Все большую популярность во время сезона барбекью пользуются шашлык из индейки, купаты, колбаски. Продукты из индейки продаются и с брендами производителей, и с собственными торговыми марками практически у всех федеральных и региональных розничных операторов.

Развитие конструктивного сотрудничества розничных сетей с ведущими производителями позволило не только выложить на полки продукты из индейки, упакованные с учетом особенностей клиентов и потребителей, но и удлинить сроки хранения путем усовершенствования систем качества и внедрения новых видов упаковки. А это сделало возможной доставку охлажденной индейки на значительно более дальние расстояния, чем раньше, - до полутора тысяч километров - и удовлетворить потребности покупателей в тех регионах, где нет собственного производства этой продукции.

Следует отметить яркую маркетинговую деятельность и креативность индейководческих компаний: помимо традиционных промо-акций в магазинах и интересных ТВ роликов, они активно работают в интернете – социальных сетях, инстаграме, и даже делают продакт плейсмент в детских мультфильмах. Все это весьма результативно приучает молодых потребителей к новому продукту, создавая долгосрочный и растущий спрос и на будущие поколения.

Однако самое интересное для российского рынка индейки еще впереди. Во всем мире основная масса продуктов из индейки продается в готовом виде. Именно поэтому наибольшие перспективы для роста потребления индейки в России Agrifood Strategies видит в поставках готовых, термически обработанных, продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Не случайно одним из ведущих инвесторов в индейководство в России стала ГК Черкизово, за которыми последовала Руском Агро – владелец мясокомбината «Сибирские колбасы», а ГК ДАМАТЕ уже заложила новый завод, который будет выпускать около 60 тысяч тонн ветчин, колбас и деликатесов по рецептурам и в упаковке, соответствующим требованиям как национального, так и экспортных рынков. Напомню также, что в конце прошлого года поставки своей готовой продукции в Вьетнам начал и «Краснобор».

Экспорт

По мнению экспертов, говорить о систематическом экспорте индейководческой продукции из России, пожалуй, пока рановато ввиду ненасыщенности внутреннего рынка. Такие компании как "ДАМАТЕ" и "Краснобор" уже сделали тестовые продажи в Европу, на Ближний Восток, в Африку и Юго-Восточную Азию. Перспективными экспортными продуктами являются крылья и голень на Африку, филе грудки и бедра на Ближний Восток и в Европу, ножки и крылья в Китай, и даже такие экзотические позиции как семенники самцов. И все же все они входят в группу коммодитиз и поставляются в замороженном виде, валом, без индивидуальной упаковки.

Кроме того, во всем мире в отношении сырого мяса индейки, как и любой другой птицы, действует огромное количество ветеринарно-санитарных ограничений. Сегодня отрасли крайне необходимы: скорейшее принятие и реализация концепции регионализации территории РФ по особо опасным болезням животных и программы контроля и профилактики сальмонеллеза и ряда других антропозоонозов – пищевых токсикоинфекций, происходящих от животных и птицы. Именно отсутствие этих программ, утвержденных и реализуемых на государственном уровне, не дает российским индейководам регулярно поставлять свою продукцию за рубеж, даже несмотря на вполне конкурентоспособную цену.

В этой связи, Agrifood Strategies видит потенциал для развития экспорта в производстве и поставках термически обработанной продукции, на которую значительная часть ветеринарно-санитарных ограничений не распространяется. Более того, себестоимость их производства на территории России может быть ниже, чем в целевых странах для экспорта. Весьма привлекательны рынки Ближнего Востока, однако они требуют серьезных вложений в сертификацию по стандартам «халяль».

С учетом динамики отечественного производства, возможностей целевых рынков и интересов российских индейководческих компаний, потенциал экспорта российской продукции из индейки к 2025 году может составить около 50 тысяч тонн стоимостью от 100 до 150 млн долларов США.

Прогноз

Согласно ежегодно актуализируемым долгосрочным прогнозам Agrifood Strategies, производство и рынок мяса индейки в России в ближайшие пять лет будет последовательно развиваться как в направлении горизонтальной интеграции - географической экспансии продаж и создания новых проектов – так и вертикальной интеграции: углубления комплексности производств и увеличения доли продукции с добавленной стоимостью.

В 2019 году эксперты ожидают прироста отечественного производства примерно на 70-80 тысяч тонн до 330-340 тысяч тонн. Это произойдет в результате строительства новых ферм и выхода на проектную мощность нового перерабатывающего комплекса ГК «ДАМАТЕ», расширения производства «Тамбовской индейки», роста объемов выпуска продукции «Краснобора», «Агро-Плюс» и ряда других компаний, а также возможного восстановления работы «Евродона». Однако все это станет реальным при условии создания мощной системы защиты предприятий от угрозы гриппа птиц совместными усилиями субъектовых и федеральных ветеринарных служб, местных администраций, Минсельхоза и самих производителей.

Ценовая динамика продукции из индейки будет, в целом, соответствовать историческим трендам и ее сложившемуся ценовому позиционированию, регистрируя традиционные сезонные колебания и реагируя на возможные сложности в смежных рынках говядины, свинины и бройлера.

Инвестиционная активность продолжится: не исключены продажи «Евродона» и Башкирского комплекса им. Гафури, а также запуск нескольких небольших региональных проектов в стадию строительства. 

Наша справка
Agrifood Strategies основана с 2011 году. Консультирует ведущие российские, зарубежные и международных компании в области стратегического маркетинга, анализа рынков и разработки бизнес-стратегий в области птицеводства, животноводства, мясопереработки, а также маркетинга и продаж готовой мясной продукции. Компания участвует в разработке и реализации ряда международных и государственных программ безопасности и качества продукции животноводства, экспортных стратегий, стандартизации и сертификации в области «халяль».

Президент АГРИФУД Стретеджис Альберт Дамирович Давлеев является техническим специалистом и консультантом Инвестиционного центра ФАО и членом Советов директоров ряда крупных российских животноводческих компаний.

Возможно, вам это будет интересно