Минсельхоз РФ неоднократно заявляло о дефиците молока в стране. При этом молока не хватает во всех регионах, включая ЮФО. О причинах дефицита и возможных решениях проблемы рассказали участники рынка.
Истоки «молочной» проблемы
То, что молочное животноводство находится в упадке, еще в мае при вступлении в должность подчеркивал новый министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Тогда он заявил, что полностью обеспечить себя молоком страна сможет в лучшем случае через 10 лет, а для выхода из сложившейся ситуации необходимы серьезные инвестиции в отрасль.
Сложная ситуация с молоком сохраняется и в традиционно передовом сельскохозяйственном округе — ЮФО. Нынешний кризис и подорожавшие кредиты ее только обострили. «Проблемы, сложившиеся в молочном скотоводстве ЮФО - это следствие высокого уровня процентных ставок по кредитам и недостаточного уровня господдержки из федерального бюджета», - прокомментировали РБК-Юг ситуацию в Минсельхозе РФ.
За последние 5 лет объемы производства молока в хозяйствах всех категорий ЮФО снизились с 3,303 млн (2009г.) до 3,280 млн тонн (2014 год). Потребление молока и молокопродуктов в округе составляет 236 кг при биологической норме 340 кг на человека в год.
В целом с такой оценкой согласны и сами производители молока. Руководитель Кубанской ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств (АККОР) Виктор Сергеев пояснил агентству, что у истоков "молочной" проблемы стоят старые помещения ферм и морально устаревшие технологии в сочетании с низкопродуктивным скотом — это приводит к высокой себестоимости молока и нерентабельностью всего производства.
«Все это ведет к сокращению поголовья, так как некоторым хозяйствам становится просто не выгодно заниматься животноводством. Надо также понимать, что старые помещения и оборудование - низкотехнологичны. Поэтому себестоимость производства становится все выше, а само молоко получается низкого качества. Собственники закрывают фермы, не все, конечно, но это происходит", - рассказал Сергеев.
И мало, и плохое
Фермер добавил, что большой проблемой для всей молочной отрасли в целом является нехватка качественного скота. «Низкопродуктивный скот — это большой минус. Нет хороших отечественных разработок по продуктивному молочному скоту. Наши фермеры берут скот из Ленинградской и Вологодской областей. Это все, что осталось от Советского Союза. Коровы из Америки и Европы — это дорогой скот, который привык к определенному уходу и рациону. И на низкотехнологичных фермах он не приносит должной отдачи», - прокомментировал Сергеев.
На 1 июля 2015г. в Ростовской области численность коров составила 283,7 тыс. голов, что на 3,3% меньше уровня прошлого года. В Краснодарском крае на конец этого полугодия поголовье коров сократилось на 1,2% до 219,1 тыс. голов.
Однако, по данным Минсельхоза Краснодарского края, несмотря на то, что численность дойного стада в Краснодарском крае за последние 5 лет сократилась на 7,4% и на 1 июля 2015г. составляет 219,1 тыс. голов, валовое производство молока в крае находится последние 5 лет практически на одном уровне - 1,3 млн тонн. Этого удалось достичь за счет значительного увеличения молочной продуктивности скота, сообщили в министерстве.
Еще одной причиной сокращения поголовья молочного стада в ЮФО становится нерентабельность именно мелких ферм. Так, генеральный директор Семейного предприятия «Николаев и сыновья» (бренд «Лефкадия») Михаил Николаев рассказал, что компания отошла от идеи небольшого стада для собственного производства элитных сортов сыра из-за нерентабельности. «У нас была небольшая молочная ферма – 27 голов КРС. Но мы ушли от концепции мини-фермы из-за ее экономической неэффективности: в сегменте крупного рогатого скота содержать фермы становится рентабельно с поголовьем не менее 500 единиц», - сказал Николаев.
На нехватку сырья и плохое качество не жалуются только крупные компании. Например в Danone в своем ответе на запрос РБК-Юг сообщили, что нехватки сырья на данный момент не чувствуют. «Мы полностью обеспечиваем свои заводы в ЮФО сырым молоком, производимым сельхозпредприятиями Юга, а также молоком от компаний-трейдеров», - ответила директор по связям с общественностью и государственными органами ГК Danone в России Мария Жаркова.
Однако отсутствие дефицита объясняется, в первую очередь, не самым высоким спросом на готовую продукцию, который отмечается сегодня на рынке. В компании добавили, что эта ситуация может измениться, поэтому в планах у Danone - развитие сырьевой зоны в ЮФО за счет привлечения новых новых партнеров-- производителей молока. «Мы намерены ежегодно увеличивать закупку сырого молока на Юге примерно на 10 тысяч тонн», - добавила Жаркова.
В первом полугодии 2015г. в Ростовской области произведено 510,5 тыс. тонн молока, что на 0,8% выше уровня прошлого года. Средний удой молока от 1 коровы составил 3,2 тыс. кг. За тот же период в Краснодарском крае произведено 667,6 тыс. тонн молока. Это на 1% выше уровня прошлого года за аналогичный период. Средний удой молока от 1 коровы составил 3,3 тыс. кг.
Коммерческий директор ОАО "Трест "Южный сахар" (бренд «Кубанский молочник») Константин Басс прокомментировал агентству, что хозяйствам при очень низкой рентабельности приходится сталкиваться еще и с большим количеством проблем, связанных с уходом за животным и его выращиванием.
«Производитель говорит, что ему проще порезать своих коров на мясо, чем производить молоко и получать рентабельность на уровне 3-5%. С такой рентабельностью не выгодно работать никому. Проще засеять рожь, пшеницу, подсолнечник, продать зерно и получить рентабельность на уровне 15%», - отметил руководитель, добавив, что без дополнительной поддержки молочные хозяйства просто не выживут.
Сами поможем, чем сможем
Чтобы избавить себя от излишней «головной боли», многие переработчики внедряют собственные программы поддержки молочного стада. Danon, например, софинансирует затраты на закупки поголовья, оборудования или строительство своим хозяйствам-поставщикам молока. «В настоящее время мы оказываем содействие в приобретении 400 голов скота для двух ферм на общую сумму порядка 80 млн рублей. Это поможет нашим партнерам увеличить производство, а значит, и поставки молока на наши заводы», - прокомментировала Жаркова и уточнила, что собственных ферм компания не имеет и не планирует приобретать.
Компания PepsiCo (бренд "Кубанская буренка") также имеет свою собственную программу, направленную на поддержку поставщиков молока в России. Она инвестирует в обучение специалистов и руководителей хозяйств, авансирует аграриев на короткий срок для обновления производственных мощностей, увеличения поголовья и пр., а также проводит постоянные консультации в области ветеринарии, зоотехнии и т.д.
Однако оказывать масштабную помощь молочным хозяйствам могут не все. В основном такими проектами занимаются крупные холдинги.
Мелкие компании также пытаются поддержать фермеров по мере сил, однако признаются в том, что не могут позволить себе крупные инвестиции. Замдиректора по экономике сыродельного завода «Семикаракорский» (Ростов) Анна Фомина рассказала, что весной, в начале сезона работники сырьевого отдела завода ездят к поставщикам, обучают новым технологиям, предоставляют лабораторное оборудование, реактивы для определения качества сырья и т.п.
«Мы все хотим иметь европейское качество сыров. Но надо понимать, что без качественного молока — это невозможно. Поэтому мы ездим к своим поставщикам, обучаем их, помогаем по мере сил и за последние несколько лет качество сырья выросло. Но всегда хочется большего и если колхознику не будем помогать, то мы не увидим того продукта, который хотим», - прокомментировала Фомина.
Производители уповают на государство
Все спикеры сошлись во мнении, что решить глобальные проблемы молочной отрасли способно только государство, которое может себе позволить инвестиции такого масштаба. Так, в Danon отметили, что вопрос нехватки молока - комплексный и требует такого же комплексного подхода.
«Мне кажется, нужно проанализировать опыт ведущих стран-производителей молока. И практически везде мы увидим, что в становлении отрасли активную роль играли государственные программы. В России тоже нужна долгосрочная стратегия развития: поддержка приобретения высокопродуктивного скота, строительства комплексов, закупки оборудования, субсидирование производства товарного молока и, безусловно, грамотная программа по привлечению молодежи на фермы, развитию кадрового потенциала», - прокомментировала Жаркова.
Подобную мысль высказал и Михаил Николаев: «Во-первых, нужно обеспечить доступность кредитных ресурсов для фермеров и облегченный процесс получения займа. Во-вторых, субсидирование должно быть учтено уже при выдаче кредита – если базовая ставка, к примеру, составляет 24%, при этом субсидируется 10%, то фермер в режиме «одного окна» должен получить в банке кредит под 14% годовых. Кроме того, действующие госпрограммы должны предоставлять сопоставимый размер субсидий как для владельцев крупного, так и малого рогатого скота, поскольку сейчас разница в уровне господдержки слишком велика не в пользу МРС. И, безусловно, нам нужно развивать собственный генный фонд, который сейчас закупается за рубежом».
Государство поддерживает развитие молочного скотоводства с помощью трех видов субсидий: для инвестиционных и краткосрочных кредитов, для поддержки племенного животноводства и субсидии 1 кг реализованного/отгруженного на собственную переработку молока. В 2015г. Краснодарский край из федерального бюджета на последний вид субсидирования должен получить 396,8 млн руб., Ростовская область - 31,4 млн руб.
Использовать опыт других стран предлагает и эксперт молочного рынка Марина Петрова. По ее словам, положительный опыт выхода из «молочного» кризиса есть у Аргентины, Уругвая, Бразилии, а также Беларуси. Все эти страны на первом этапе обеспечивали себя ключевыми продуктами, а затем осуществляли и экспортные поставки. «Необходимо сконцентрировать усилия, прежде всего, на увеличении производства товарного молокосырья, т.к. только 50% молока в РФ предназначено для промышленной переработки. В Германии этот показатель составляет 95%, во Франции - 97%, а в США - 99%. Увеличение производства товарного молокосырья достигается за счет увеличения поголовья КРС и повышения его продуктивности», - отметила эксперт.
Она также заметила, что даже с учетом субсидирования сейчас ставки по кредитам для хозяйств в 4 раза выше европейских. «Также важным шагом для молочной отрасли может стать создание Саморегулируемой организации (СРО), деятельность которой будет направлена на консолидацию участников отрасли, соблюдение баланса интересов производителей и переработчиков молока, достижение стратегических целей по обеспечению России товарным молоком, а также ориентацию на экспорт через 5-7 лет», - подытожила Петрова.
Источник: www.rbc.ru