Погода в этом сельскохозяйственном году поможет российским аграриям получить отличный урожай. Многие регионы рапортуют об очередных успехах и радуют обывателя красивыми цифрами. Только вот часто уборка и вывоз продукции с полей сопряжен с рядом сложностей.
Аграрии Удмуртской республики, Ленинградской области и ряда других областей говорят об одном и том же. Вся мощная и производительная сельскохозяйственная техника – это «негабаритка». Предприятия сталкиваются с серьезными проблемами, когда комбайны или тракторы переезжают с поля на поле через федеральную трассу или дорогу общего пользования. В момент уборки урожая техника может перемещаться по ним несколько раз в день.
Действительно, по современному законодательству передвижение крупногабаритной техники на трассах ограничено. В правилах заложены ограничения по ширине - 2,55 м., по высоте - 4 м., по длине – 20 м. Для передвижения техники, превышающей эти ограничения, разработана инструкция «По перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации» утвержденная Минтрансом России от 27 мая 1996 года. Заявления на согласование перевозок подаются владельцам дорог. Кроме этого, маршрут движения согласуется с соответствующим подразделением ГИБДД.
Как рассказали изданию «АгроВестник» в рамках проводимого опроса в АО «Путь Ильича», Удмуртской республики, для переезда техники требуется оформлять специальное разрешение на срок до 3 месяцев и на 10 поездок стоимостью 1600 рублей. Разрешение выдается на каждый подвижной состав, к примеру, трактор Т-150 с культиватором шириной захвата 4 метра со своим заводским номером и это одно разрешение. При смене культиватора на сеялку тот же трактор должен иметь второе разрешение. Таким образом, на один трактор нужно иметь несколько разрешений. При этом оформление документа может занимать 10-15 дней.
В разгар сезона подобные разрешения можно израсходовать в течение одного дня. Безусловно, все это усложняет работу сельскохозяйственных предприятий и вносит коррективы в организацию уборочной. При выезде на автодорогу тракториста и руководителя сельхозпредприятия могут ждать серьезные штрафы, а иногда даже конфискация транспортного средства. С одной стороны, предприятия вкладывают огромные средства в покупку современной техники, с другой стороны, немалые средства тратятся на ее «эксплуатацию».
"АгроВестник" обратился с запросом в ряд региональных Министерств сельского хозяйства с запросом о том, как видят данную проблему на местах и как она будет решаться по мере приближения к уборке урожая. Но как оказалось в Министерствах данную проблему не видят вообще. В Министерстве сельского хозяйства Саратовской области сообщили, что обращений от сельхозтоваропроизводителей не поступало. Мощная техника приобретается вне зависимости от этого фактора. Позиция Минсельхоза – упростить процедуру оформления разрешения используя цифровые технологии, но это полномочия Минтранса или Федерального дорожного агентства.
В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия сообщили, что хозяйства, использующие крупногабаритную зерноуборочную и кормозаготовительную технику, содержат ее на полевых станах, непосредственно на обрабатываемых сельскохозяйственных угодьях без выезда на дороги общего пользования. Также в целях исключения выезда на трассу вдоль полей имеются внутрихозяйственные дороги для передвижения сельхозтехники.
Хотя не совсем понятно, как можно не ездить по дорогам общего пользования, если поля хозяйства могу быть разбросаны по территории района…
По заявлению представителя Минсельхоза Пензенской области жалоб со стороны сельскохозяйственных предприятий региона на невозможность перегона крупногабаритной техники также не поступало.
В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской республики на наш запрос не ответили.
Совсем по другому ситуация видится заместителю председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Айрату Хайруллину. Он заявил о необходимости рассмотрения вопроса грузоперевозок в период полевых работ на государственном уровне. Парламентарий отметил, что в этих вопросах «многое зависит от вменяемости региональных властей».
«Там, где губернаторы занимаются экономикой, и не отстранены от проблем сельхозпроизводителей, таких проблем гораздо меньше. Но в целом по стране проблема повсеместная. Под видом борьбы за безопасность движения ограничили проезд сельхозмашин. Получается глупая ситуация. В Германии, в США, в Канаде и других странах в период полевых работ современные сельхозмашины свободно перемещаются с поля на поле, а у нас в стране ради сбора платежей создали препон. Это не правильно», - отметил Айрат Хайруллин.
Он вспомнил случай десятилетней давности, произошедший в Татарстане, когда современный немецкий кормоуборочный комбайн Ягуар, переезжающий с поля на поле, остановили на посту ГИБДД и, сорвав кормозаготовку, арестовали.
«В тот же день об этом случае узнал президент РТ. Все виновные были наказаны, и такие случаи больше не повторяются. Это пример ответственного руководителя вверенного региона, где все госструктуры понимают значимость сельского хозяйства. К сожалению, это редкий пример, и ситуацию нужно менять. Я обязательно подниму эту проблему на ближайшем заседании аграрного комитета», - резюмировал Айрат Хайруллин.
Тем не менее, данный пример, говорит больше о личном влиянии Губернаторов на местах, а не о системном решении вопроса на государственном уровне. Поэтому рассмотрение вопроса в Государственной Думе может стать важным первый шаг на пути облегчения условий труда в сельскохозяйственных предприятиях. А тем временем, уборка урожая идет полным ходом и в какую копеечку это выльется аграриям покажет время.