Дожди, засухи, а также сокращение импорта из Белоруссии спровоцировали дефицит на рынке молочной продукции. Производители уже уведомили крупнейших ретейлеров о росте закупочных цен на молоко, масло, йогурты и сыры от 3 до 17%.
Из-за поправок в закон о торговле, лишивших сетей ретробонусов, сдержать удорожание на полках не получится. Побочным эффектом будет также сужение ассортимента и увеличение доли фальсификата. О том, что поставщики молочной продукции решили резко поднять закупочные цены, "Фонтанке" рассказали сразу несколько участников рынка. В распоряжении редакции оказались уведомления от порядка 20 компаний, среди которых – федеральные игроки, петербургские заводы, производители из других регионов, а также поставщики из Белоруссии. Диапазон подорожания составил от 3 до 17 процентов, в зависимости от типа продукции.
По словам ретейлеров, осенью традиционно происходит корректировка цен, однако нынешний рост они называют нетипичным. Кроме того, некоторые поставщики уже повышали цены летом. К примеру, компания Danone уведомила одного из своих контрагентов, что с 1 июля поднимает цены в среднем на 1,4%, а с 1 октября — еще на 3,1%. "Вимм-Билль-Данн" увеличила стоимость своих товаров с 1 августа на 2,5%, а с 3 октября — еще на 4%.
"Галактика" повысила цены с 1 октября на 2,9%, Unilever – с 1 сентября на 3-7%, "Нева Милк" – с 15 сентября на 3-16%, причем меньше всего подорожал творог, а сильнее всего сливочное масло. Дистрибутор "Фудлайн" сообщил, что стоимость продукции повысится с 1 октября на 10%.
"Мы наблюдаем нетипичное сезонное повышение закупочных цен на молоко и продукцию, содержащую молоко – сливки, сыры, масло", – отметили в X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"). Рост "выше обычного" фиксируют также "Интерторг" (сети "Семья" и Spar), "Лента" и "Реалъ".
Главной причиной взвинчивания цен стал дефицит сырья из-за неурожайного лета, пояснил "Фонтанке" заместитель директора Пискаревского молокозавода Георгий Житмарев. "Сезон был плохим для всех регионов — где-то была засуха, где-то, как в Ленинградской области, дожди, из-за чего не удалось заготовить корма в нужном качестве и объемах". В итоге, к примеру, в нашем регионе производство молока упало на 7-8%. "И это начало, так как весь год жить с такими кормами. В условиях дефицита поставщики соревнуются за фермеров, и закупочные цены растут", – добавил Георгий Житмарев.
Средний рост цен на закупаемое молоко составил 12%, говорит Владимир Зюков, генеральный директор ГК "Нева Милк". По его словам, помимо проблем с нехваткой российского молока, к резкому подорожанию привел дефицит заграничной продукции (доля поставок из-за рубежа составляет 50% на рынке сыра и 30% на рынке масла, основной импортер — Белоруссия).
"Белорусы насушили много молока, соответственно, осталось мало молока для сыра и масла. В итоге масла нет, сыра впритык", – отметил он. Оптовые цены на сливочное масло выросли с 270 до 400 рублей за килограмм за три последних месяца. "Молоко идет на масло, чтобы закрыть спрос. В итоге его не хватает на сыр, и начинают расти цены и на него", – подчеркнул Владимир Зюков.
По словам ретейлеров, получивших уведомление от поставщиков, они пока изучают поступившие предложения повысить цены. "Для нас важно не допускать его необоснованно", – пояснили в "Ленте". Сомнения в обоснованности есть и у сети "Реалъ". Увеличение цен на фермерское сырье не должно было пропорционально отразиться на подорожании переработанной продукции, считает коммерческий директор сети "Реалъ" Владимир Кучерук. А вот рост стоимости в рознице, по его мнению, неизбежен. "Средняя закупочная цена на молоко для сети – 50 рублей за литр, мы продаем по 55 рублей. Работать с меньшей наценкой мы не можем — надо платить персоналу и нести расходы на аренду", – говорит топ-менеджер.
Кроме того, поправки в закон о торговле, которые вступят в полную силу с Нового года, обещают еще больше урезать доходность сетей, сократив размер бонусов, которые платят поставщики. Ранее несколько участников рынка рассказывали "Фонтанке", что, ожидая от сетей требований по снижению цен, намерены заложить разницу в осеннюю корректировку. По мнению Георгия Житмарева, не исключено, что нынешнее подорожание молочной продукции может, в том числе, объясняться и этим фактором. Владимир Зюков, напротив, считает это маловероятным, подчеркивая, что у сетей есть другие инструменты компенсации бонусов, к примеру, штрафы и рекламные услуги.
Однако, по его мнению, резкий рост цен будет сопровождаться увеличением на полках доли фальсификата. Еще одним следствием может быть оскудение ассортимента. "Если поставщики будут настаивать на подобном повышении, ретейлеры оставят только то, что лучше всего продается, к примеру, будет 10 позиций вместо 40", – считает Владимир Кучерук.