Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Корм на вес золота

Источник: "Регионы Онлайн"

В Свердловской области из-за высоких цен на комбикорма местного производства животноводческие предприятия рискуют стать банкротами.

Продовольственная безопасность Свердловской области проверяется на прочность. Серьёзные проблемы испытывает птицефабрика «Рефтинская», которая закончила 2019 год без прибыли. Руководство крупнейшего птицеводческого предприятия Среднего Урала считает, что добиться финансовой выгоды не удается из-за роста затрат на закупку комбикормов у местных производителей. В декабре в правительстве области начались переговоры о снижении маржи комбикормовых заводов, но они ни к чему не привели. В феврале областные чиновники уже не допускают мысли о снижении цены комбикормов, от которых зависит больше половины себестоимости мясопродуктов. Чиновники защищают контролируемый областным правительством комбикормовый завод в Богдановиче, закрывая глаза на сопутствующие проблемы у птицефабрик и других животноводческих предприятий региона.

Удар по себестоимости

Птицефабрика «Рефтинская» не может конкурировать с производителями птицы из Челябинской и Московской областей, у которых есть собственное комбикормовое производство. Как объясняет гендиректор «Рефтинской» Александр Засыпин, свердловские комбикормовые предприятия закладывают в свои корма маржинальность в 10-12%, с чем не сталкиваются производители мяса птицы в других регионах. Это влияет на конкурентоспособность «Рефтинской» птицефабрики, которая вынуждена при одинаковой себестоимости устанавливать цену на товар на 5-6% дороже, чем у основных конкурентов.

«Рефтинская» закупает комбикорма у ОАО «Богдановичский комбикормовый завод». На Среднем Урале это крупнейший в отрасли поставщик с годовым оборотом в 4 млрд рублей. Пока чиновников удовлетворяют объяснения о росте цен на зерно — основное сырьё для производства комбикормов, — клиенты «Богдановичского комбикормового завода» на выращивание бройлеров тратят на 6% больше, чем компании и фермеры, закупающие аналогичный корм у «Тюменского комбината хлебопродуктов».

Но не все фермеры могут позволить себе закупку кормов для своей птицы в других регионах. Как объясняет нам глава крестьянского хозяйства в Сысертском районе Алексей Бондарев, комбикормовый завод в Богдановиче всегда на слуху, потому что птичий корм можно достать только там, поэтому с высокой стоимостью кормов приходится мириться: «У меня есть знакомые ребята, которые птицей занимаются, тоже, к сожалению, подтверждают, что в Богдановиче цену завышают». Бондарев занимается разведением коров и продажей молока, поэтому у него была возможность стать клиентом «Богдановичского комбикормового завода», что не произошло: «Мы поняли, что с ними вряд ли что-то у нас получится». На Богдановичском комбикормовом заводе, кажется, не стремятся поддерживать крестьян, что Бондарев связывает, с экономической стабильностью: «За клиентов они не хватаются». Поэтому для своих коров Бондарев закупает комбикорм у местного конкурента богдановичского завода — «Кольцовского комбикормового завода». Более того, цена комбикорма здесь получается ниже. А в случае неготовности фермера полностью заплатить за товар здесь предоставляют рассрочку — в условиях «замороженных» цен на готовую натуральную продукцию при росте цен на топливо это становится спасательным кругом для мелких производителей.

Странная ситуация в регионе сложилась с обеспечением кормами свиноводов. Даже поверхностный анализ цен показал, что в составе одного региона богдановичским закупщикам откорм свиней обходится на 4,3% дороже, чем клиентам «Кольцовского комбикормового завода». Более ощутима разница при сравнении цен в других регионах со своим комбикормовым производством. Оказалось, что фермерам и производителям свинины в Омской области откорм свиней до нужных кондиций обходится на 10% дешевле, чем животноводам из Свердловской области. Более того, корм для поросят-сосунов до 2 месяцев омская компания ООО «Медвежинская свиноферма» продаёт на 21% дешевле, чем свердловские коллеги из Богдановича. Получается, что абсолютно частная контора со штатом в 10 человек умудряется устанавливать на свою продукцию более удобную цену, чем предприятие из соседнего региона, контролируемое правительством области. В отрасли считают, что комбикормовый завод в Богдановиче в какой-то степени может злоупотреблять своим доминирующим положением, осознавая, что с заявленными объемами больше в регионе никто не справится.

Второй из основных заказчиков «Богдановичского комбикормового завода» — свинокомплекс «Полевской». Его директор Владимир Стогний не стал отрицать, что предприятию приходится недополучать прибыль от производства из-за высокой стоимости комбикормов. В свиноводстве цена комбикорма занимает до 70% себестоимости готовой продукции, поэтому он вынужден искать поставщиков в других регионах: «Мы рассматриваем варианты приобретения комбикорма из близлежащих регионов, потому что даже с транспортными расходами цена получается дешевле, чем установленная здесь».

Со слов руководителя предприятия, проблема с закупкой кормов образовалась с 2020 года, когда комбикормовый завод резко поднял стоимость переработки в 1,5 раза и начал дополнительно брать деньги за разного рода услуги, за которые раньше отдельно не платили. Руководство свинокомплекса готово было увеличить издержки на уровень инфляции, но аппетиты у менеджеров «Богдановичского комбикормового завода» оказались волчьи. «Так получается, что комбикормовый завод работает не на то, чтобы снизить издержки путем оптимизации своих производственных процессов, а просто пытается увеличить тарифы», — говорит Владимир Стогний.

Директор ОАО «Богдановичского комбикормового завода» Виктор Буксман от каких-либо комментариев по вопросу роста цен на комбикорма отказался. Вызывает недоумение, почему человек, стоящий во главе управления крупнейшего производителя кормов в Свердловской области почему-то не считает нужным объяснять общественности ценовую политику предприятия.

Безответственность исполнителей

Недавно вскрылись любопытные факты о документах, с помощью которых комбикормовый завод обосновывал стоимость поставляемого зерна (ячменя, овса, пшеницы). По данным ФНС, реальными поставщиками сырья для комбикормового завода в Богдановиче были плательщики единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) — агрокомплекс «Кургансемена» и «Уралхлебопродукт». Тем не менее, «Богдановичский комбикормовый завод» поступившие объёмы оприходовал как зерно, приобретённое у «проблемных» контрагентов ООО «Ресурспром» и ООО «Урал-Агро».

Как следует из материалов дела №А60-6511/2019, руководители и учредители этих контрагентов «массовые», сами компании не владеют необходимыми техническими и трудовыми ресурсами, поэтому поставки по факту осуществлялись другими фирмами, т.е. реальными поставщиками зерна, находящимися в системе льготного налогообложения. Денежные средства далее перечислялись физическим лицам, которые отрицают какие-либо взаимоотношения со спорными поставщиками, т.е. получали эти деньги они на личные нужды. Более того, на завышенную сумму поставок сырья комбикормовый завод получил налоговый вычет. В результате арбитраж согласился с выводами проверки, указав, что налоговый орган правомерно решил не признавать факт выполнения работ спорными контрагентами. Оспорить решение арбитража в вышестоящей инстанции у «Богдановичского комбикормового завода» не получается с ноября 2019 года.

На определенные подозрения наталкивают арбитражные дела, по которым комбикормовый завод в Богдановиче проходит как ответчик, не желающий полностью расплачиваться за госзакупки. Летом 2018 года свердловский арбитраж потребовал его закрыть задолженность по товару омской компании «АгроАльянс», которая полностью выполнила свои обязательства перед заказчиком 24 июля 2017 года. Однако ОАО «Богдановичский комбикормовый завод» вплоть до конца марта 2018 года не хотело досудебно закрывать долг в 107,7 тыс. рублей.

Выявленные налоговой службой манипуляции с документами не помешали «Богдановичскому комбикормовому заводу» аналогичным образом повести себя с сельскохозяйственным производственным кооперативом «Подовинное» из Челябинской области. По договору поставки № 292Т/19 от 16.09.2019 комбикормовый завод задолжал 3,9 млн рублей. Судебное разбирательство по делу назначили на март 2020 года. Кажется невозможным, чтобы этот сельхозкооператив выносил надуманные обвинения в отношении своего крупнейшего заказчика. За всё время работы между двумя предприятиями было заключено 19 контрактов на общую сумму в 52,9 млн рублей (!).

Продовольственная безопасность

Мало того, что высокая стоимость комбикормов приводит к росту цен на полках магазинов, где мясопродукты из птицы и свинины становятся все менее доступными для экономически незащищенных слоев общества. Такое жонглирование тарифами ведёт и к банкротству предприятий. Накануне птицефабрика «Среднеуральская» была закрыта по судебному решению из-за 172 нарушений пожарной безопасности. Через сутки принятые судом меры посчитали несоразмерными с последствиями гибели инкубационного яйца и гибели родительского и бройлерского цехов. Довести ситуацию с пожарной безопасностью до такого набора нарушений как раз могли большая себестоимость товара и ограничение по финансам. У руководства птицефабрики просто нет необходимого объёма прибыли, который может обеспечить модернизацию производства.

Уральские агропромышленники опасаются, что после «Среднеуральской» ситуация может повториться на «Рефтинской» птицефабрике, а затем и на свинокомплексе в Полевском. Банкротство агропромышленных предприятий с многолетней историей — несоразмерно высокая цена за слепую поддержку и вседозволенность комбикормового завода с особыми привилегиями.

В регионе есть отраслевой союз «Средуралптицепром», который объединяет 18 птицефабрик Свердловской области, в том числе «Рефтинскую» и «Среднеуральскую». Председатель президиума Союза «Средуралптицепрома» Олег Душкин подтверждает, что у производителей птичьих мясопродуктов на Среднем Урале есть проблемы с рентабельностью и реализацией: «Цены на товары и услуги естественных монополий растут, доходы птицефабрик падают, к этому добавились новые экологические нормы, требующие немедленного проведения весьма дорогостоящих предприятий». Анализ хозяйственной деятельности птицефабрик свидетельствует о необходимости снижения цен на закупаемые комбикорма, резюмирует глава объединения птицеводов Свердловской области: «Для сохранения регионального продукта следует работать над снижением затрат на комбикормовых производствах».

«Богдановичский комбикормовый завод» был запущен в 1988 году, но к 1999 году в него вложили приличные инвестиции, которые пошли на крупномасштабную модернизацию оборудования, расширение мощностей. Теперь это предприятие вновь нуждается в модернизации, на которую денег, к сожалению, нет. Так думает и депутат Законодательного собрания Свердловской области Вячеслав Вегнер, входящий в комитет по аграрной политике областного парламента: «Либо мы строим совершенно новые комбикормовые заводы с новыми технологиями и с наименьшими энергетическими затратами, либо ситуация будет повторяться: каждый год цена комбикорма прирастает на величину, связанную с изменением тарифов на сырьё и энергетику». Со слов областного парламентария получается, что у высокой стоимости на комбикорма есть объективные причины — низкая энергоэффективность устаревшего оборудования и стоимость зерна, которая всегда растёт ближе к весне.

Более того, свердловский депутат Вячеслав Вегнер считает основными выгодоприобретателями сложившейся ситуации торговые сети, которые на некоторые виды товаров делают наценку в 100%: «Вот надо с ними [ритейлерами — прим. ред.] бороться, а не с комбикормовым заводом — промежуточным звеном, от которого вообще ничего не зависит». С его слов, комбикормовые заводы в Свердловской области работают фактически без прибыли, поэтому любое волюнтаристское снижение цены на комбикорма приведёт к банкротству этих заводов.

Однако сельхозпроизводители не считают, что комбикормовый завод в Богдановиче получает малую прибыль. В 2016 году фермер Василий Мельниченко получил широкую известность из-за вопроса на большой пресс-конференции президента, когда поднял тему социального развития сёл. Проблемы Свердловской области ему хорошо знакомы. Здесь он руководит сельскохозяйственным предприятием «Галкинское», прибыль которого в 2018 году составила 2,3 млн рублей. Мельниченко имеет представление о продукции и производстве «Богдановичского комбикормового завода», где сам нередко бывал: «Надо понимать, что БКЗ встал на ноги, достаточно хорошо себя чувствует и это понятно — у него есть прибыль, которая он получает быстрее, чем может обеспечить фермер из любой отрасли: как свиноводческой, так и птицеводческой, особенно далеки от неё молочные хозяйства». К слову, открытые источники показывают, что прибыль комбикормового завода в Богдановиче составила в 2018 году 151 млн рублей. Мельниченко с одной стороны рад за предприятие, которое смогло сохраниться в непростых условиях. С другой стороны — идёт речь о защите интересов сельхозпроизводителей, которые терпят убытки из-за нацеленности на прибыль предприятия, контролируемого областным правительством. Фермер считает, что не лишним было создать некую согласительную комиссию, которая бы помогла определить точку безубыточности государственного предприятия. Это позволило бы сбить цену на комбикорма до той, которую готовы за них платить фермеры и агропромышленные компании.

В целом же фермер Мельниченко считает, что ответственны за эту региональную проблему чиновники, которые «вообще ни в чём не компетентны, не касаясь уже комбикормового производства».

Наши чиновники, к сожалению, вообще ни в чём не компетентны, не касаясь уже комбикормового производства. Если бы они хоть как-то в этом разбирались, то мы бы в сельских территориях не потеряли всё поголовье в личных подсобных хозяйствах. Если бы они хотели, чтобы люди жили хорошо, мы бы не потеряли все крестьянское движение и фермерство. Остались единицы. Вокруг меня, например, на тысячу квадратных километров два маленьких хозяйства. А было 14 тыс. голов крупнорогатого скота. Это результат нашего неразумного управления! Ситуация не меняется, мы так и не можем прийти к разумной аграрно-промышленной политике. По этой причине мы имеем сельское хозяйство страшно отсталое от мировой практики. Цены на корма — это мелочь, которую можно решить в один день. — Александр Мельниченко, директор ООО «Галкинское», председателем коалиции провинциальных и сельских общественных объединений «Уральская народная ассамблея», председатель политсовета общественного движения «Крестьянский фронт России».

Более того, защитник интересов фермеров заявил, что аргумент о росте цен на зерно несостоятелен, потому что по факту цена на пшеницу и прочие злаковые относительно стабильна с 2008 года, когда стоимость за кг доходила до 9 рублей. Сейчас зерно можно купить по аналогичной цене, но одновременно за 10 лет цена на дизельное топливо выросла в 2,5 раза, стоимость электроэнергии в 2 раза, втрое выросла стоимость удобрений, продолжает эксперт. Следовательно, аргумент о влиянии цены зерна на удорожание комбикормов слишком несостоятелен, чтобы влиять на стоимость комбикормов. Тем более, когда работающее в регионе на аналогичных условиях предприятие торгует кормами по доступным ценам.

Возможно, вам это будет интересно