Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Черноземные аграрии разделились в мнениях о новых правилах льготного кредитования

Источник: Абирег

Начавшаяся в середине марта во всех областях Черноземья посевная выявила множество нерешенных за зиму проблем, основной из которых является неотработанная схема выдачи льготных краткосрочных кредитов по новым правилам, веденным постановлением Правительства с января 2016 года.

Если коротко, раньше сельхозпредприятия брали кредиты на общих основаниях, а затем через областные департаменты сельского хозяйства получали компенсацию в размере ключевой ставки, то есть 10%. Фактическая цена кредита получалась около 2-4% годовых, и аграрии жаловались на большой документооборот и длительные (от трех месяцев и выше) сроки получения компенсации. С января были отобраны 10 федеральных и 15 региональных уполномоченных банков, которые вправе сами выдавать сельхозпредприятиям краткосрочные кредиты под 1-5%. При этом Минсельхозом декларировались две цели – более быстрое доведение средств до сельхозпроизводителей и сокращение документооборота. Кроме всего прочего обещали увеличение роли местных властей в распределении средств. Государство выделило на субсидирование кредитов в шести областях Черноземья 3,3 млрд рублей. Всего в масштабах страны на субсидирование краткосрочных кредитов в АПК выделено 15 млрд рублей, долгосрочных или инвестиционных – 5,8 млрд, а общая сумма субсидий в отрасли в 2017 году составит – 215 млрд рублей. И если грубо считать, что один рубль субсидии равен 10 рублям льготного кредита, то в сектор АПК Черноземья должны прийти 33 млрд рублей кредитов. Хотели аграрии в пять раз больше: заявок на субсидии было подано на 17 млрд, что соответствует 170 млрд льготных кредитов. Еще раз уточню, что об инвестиционных, то есть долгосрочных кредитах в этой статье речь не идет, хотя и по ним с этого года применяется аналогичная схема. Говорим только про финансирование посевной.

Несмотря на декларацию благих намерений, документооборот ничуть не сократился, а банки выдают льготные кредиты только после согласования заявки Минсельхозом. Документы в ведомство теперь отправляют сотрудники банков, ранее этой работой не занимавшиеся, а не работники областных департаментов АПК, оставшиеся на периферии процесса.

В середине марта комиссия Минсельхоза по распределению субсидий провела два заседания. Недовольными остались все. Самые большие лимиты по субсидиям (официально они называются «лимиты на возмещение банкам недополученных доходов») получила Белгородская область (1,02 млрд рублей), затем следуют Воронежская (731,3 млн), Липецкая (472 млн), Курская (460 млн) и Орловская (226 млн) области. Умножайте на 10 и получите сумму полученных льготных кредитов. Несмотря на то, что согласно существующим правилам, утвержденным самим Минсельхозом, не менее 20% льготных кредитов должно выдаваться фермерским хозяйствам, подавляющее большинство одобренных льготных кредитов пришлось на крупные агрохолдинги. В какой-то момент Минсельхоз решил ограничить выдачу льготных кредитов одним миллиардом рублей. По сути, эту цифру сумели перескочить только два крупнейших агрохолдинга – «Черкизово» и «Мираторг», и то благодаря тому, что в разных регионах они работают под разными юрлицами.

Там, где есть выигравшие, всегда есть и проигравшие. Все СМИ отметили фиаско «Продимекса», лидера сахарной отрасли и крупнейшего землевладельца России одновременно, получившего только 15 млн субсидий из заявленных 300 млн, но с учетом того, что сев сахарной свеклы проходит позже остальных культур, у «Продимекса» будет время сделать еще одну попытку. Удачной она может быть только в том случае, если Правительство РФ выделит Минсельхозу дополнительные средства на кредитование АПК из своих резервов. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев просит на эти нужды 29 млрд рублей, но пока безрезультатно.

Причину отказов можно искать вот где: еще не выдав ни рубля субсидированных кредитов, Минсельхоз стал подозревать, и может быть небеспочвенно, что аграрии захотят часть денег просто переложить на депозиты под 8-9% годовых, и делать деньги буквально из воздуха. «Только очень богатое государство может себе позволить субсидировать бизнес, имеющий рентабельность в 45-60%», – сказал корреспонденту «Абирега» руководитель крупного воронежского холдинга, не пожелавший раскрывать своего имени. У него все заявки, кстати, были удовлетворены. Большинство руководителей сельхозпредприятий с растениеводческим уклоном Воронежской области, в отличие от Белгородской, свои льготные кредиты уже получили. Аграрии ставят это в заслугу вице-губернатору по АПК Виктору Логинову, который все вопросы по распределению субсидий решает открыто, в присутствии всех заинтересованных лиц: вот наши лимиты, понятно, что на все не хватит, давайте делить. Благодаря этому заявки воронежских аграриев были более, скажем так, разумными, чем у соседе.

Разница в требуемой от государства помощи в пересчете на один га могла различаться в пять (!) раз.

На этом фоне удивительным оказалось согласование 90 млн субсидий, то есть 900 млн льготных кредитов, группе компаний «ЭФКО», производителю подсолнечного и импортеру пальмового масла. «ЭФКО» не имеет ни одного га пахотной земли. Например, в похожей ситуации крупнейшему липецкому производителю макарон ПАО «Лимак», подававшему заявку на 80 млн рублей не согласовали ни одного рубля льготных кредитов.

Глава фермерского хозяйства Виктор Котов (Бобровский район Воронежской области), имеющий более чем тридцатилетний стаж работы на земле, начал оформлять документы на льготные кредиты еще до изменения правил, но сдал их одним из первых и уже получил льготных кредитов на 40 млн рублей под 5% в Сбербанке. У Котова в обработке 7 тыс. га пашни. Другие сельхозпредприятия Бобровского района смогли получить в Россельхозбанке под 1,5% годовых благодаря меньшим рискам. Уменьшение рисков произошло благодаря тому, что хозяйства активно занимаются животноводством, а это не только мясо и молоко, но и залоговая база для банка. Основные опасения у Котова вызывает не тема льготных кредитов, а тема страхования урожая, также субсидируемого государством. На сегодняшний день, по словам Котова, эта проблема не решена. Причина та же – нехватка средств в федеральном бюджете.

Генеральный директор Красноярыжской зерновой компании (входит в ГК «Приосколье», Белгородская область) Александр Титовский несмотря на то, что его компания обрабатывает 93 тыс. га земли не получил пока ни одного рубля льготных кредитов. Компания сначала подавала заявку на 2,5 млрд льготных кредитов, затем после введения ограничения – на 1 млрд. Кредитуются они в банке ВТБ. «Я думаю, это делается специально для того, чтобы мы не смогли посеять. Нужно просто честно сказать – есть деньги или нет, а нас кормят завтраками. Мы рассчитывали на этот миллиард, набрали под это материальных ресурсов. Думаю, у государства просто нет денег, но честнее было бы сказать – денег нет и не ждите. А все эти проволочки приведут к тому, что сельское хозяйство опять откатиться назад».

Руководитель крупного сельхозпредприятия в Воронежской области, не пожелавший раскрывать своего имени: «Я, честно говоря, могу только сказать спасибо банкирам за скрупулезную, к тому же нервную работу. В России принято работать по принципу: пока петух не клюнет, никто не пошевелится. Мы стараемся решать вопросы по кредитованию в тот момент, когда другие клиенты деньги возвращают, и в банке образуется избыток средств. Поэтому никаких сложностей из-за неразберихи мы не испытали».

В департаменте АПК Курской области на запрос «Абирега» ответили, что заявки курских аграриев Минсельхоз удовлетворил только на 22%. В частности, на посевную выделен лимит в 244 млн субсидий из 496 млн всех субсидий по кредитам. А всего на поддержку АПК Курской области федеральный бюджет должен выделить 4,8 млрд рублей, еще 800 млн обещают выделить из областной казны.

Несколько опрошенных нами руководителей сельхозпредприятий не смогли взять льготные кредиты, потому что вовремя не рассчитались со старыми, и просто махнули рукой, не рассчитывая на то, что в условиях изменения правил им что-то перепадет.

Вопросы со льготным кредитованием не единственные в этой посевной. Гораздо более серьезной проблемой для аграриев Черноземья, традиционно много сеющих озимую пшеницу, стали сложные погодные условия марта, когда идет подкормка этой культуры. Кроме того, по прогнозам Минсельхоза на 16% увеличатся затраты на семенной фонд, на 11% на приобретение сельхозтехники. Одновременно Минсельхоз установил, что интервенционные цены на зерно будущего урожая должны быть на 5-13% ниже прошлогодних. В общем, год для аграриев ожидается непростым. Тем не менее прогнозы аналитиков сводятся к тому, что Россию второй год подряд ждет высокий урожай зерновых. И хотя абсолютный рекорд 2016 года побить не удастся, результат будет выше всех предыдущих лет.

Возможно, вам это будет интересно