И экономический кризис, и санкции, и принятая государством политика импортозамещения как преподнесли российским компаниям много хлопот, так и открыли для них большие возможности. Специализирующееся изначально на производстве дражированных семян сахарной свеклы ООО «БЕТАГРАН РАМОНЬ»(входит в АО «Щелково Агрохим»)поставило перед собой важную и ответственную задачу – наладить производство отечественного семенного материала сахарной свеклы, который ничем не будет уступать импортным аналогам, возродить в целом отечественную селекцию, а также приступить к производству техники для сельского хозяйства, которая сейчас массово закупается российскими сельхозпредприятиями за рубежом за баснословные деньги. В интервью «Абирегу» генеральный директор ООО «БЕТАГРАН РАМОНЬ» Сергей Калиниченко рассказал о главных итогах года, о поддержке со стороны региональных и федвластей и о том, как предприятию удается работать с чистой прибылью.
– С какими производственными и финансовыми показателями заканчиваете год?
– Завод работает сезонно и говорить о результатах года не совсем корректно. Мы открыли новый сезон около трех недель назад. Фактически, с апреля завод не работал, был на профилактике. За это время мы усовершенствовали то, что было упущено при строительстве, например, систему вентиляции в административном здании, которое расположено в непосредственной близости к заводским цехам. В частности, усилили вытяжку, улучшив условия труда в каждом кабинете. Также мы выполнили профилактический ремонт всего оборудования завода. Завод проработал уже шесть сезонов и, естественно, что оборудование изнашивается: транспортеры, элеваторы, валы, подшипники. Плюс занимались строительством нового помещения для механизированной сборки новой техники для сельского хозяйства – сеялок для высева свеклы, кукурузы, подсолнечника, подборщиков, опрыскивателей самоходных и прицепных. Идея выпуска отечественной техники принадлежит генеральному директору АО «Щелково Агрохим» Салису Добаевичу Каракотову. Техника, которую сельхозпроизводители закупают за рубежом, обходится в разы дороже той, которую мы собираем здесь.
– На какой стадии готовности цех находится сейчас?
– Основная строительная часть закончена, идут работы по установке и испытанию оборудования, чтобы там было тепло, светло, работала вытяжка. В общем, чтобы было все для нормальной работы.
– Как считаете, будет ли востребован цех по производству сельхозтехники?
– Сегодня на сельхозрынок хлынуло много импортной техники, и мы считаем, что главным преимуществом выпуска техники на нашем заводе будет ее цена – она будет меньше, при условии высокого качества. Перед нами стоит задача – не только осуществлять сборку техники, которую нам поставляют итальянцы, так как мы являемся официальными дилерами их заводов – «MASCAR» и «BARGAN» – но и обеспечивать обслуживание и ремонт приобретенной у нас техники. Мы регулярно участвуем в семинарах, выставках, куда съезжаются участники сельхозрынка, представляем как семена и средства защиты растений компании «Щелково Агрохим», так и технику. Процесс пошел.
– Много ли в России подобных примеров сотрудничества с другими странами в области машиностроения?
– В рамках работы АО «Щелково Агрохим» это – первый такой цех. И принято решение, что он будет построен на воронежской площадке. Но вообще, в России сейчас существует много подобных примеров совместных – российско-французских, российско-немецких – предприятий.
– Сегодня есть проблема с отечественной селекцией семян сахарной свеклы, а у вас развернута большая работа в этом направлении. Расскажите об этом.
– Помимо импортных семян мы производим много семян именно отечественной селекции. Могу назвать такие гибриды, как РМС-120, РМС-121, РО-117, РАМОЗА. Все они выведены нашим Всероссийским институтом сахарной свеклы, который расположен в Рамони. Каждый год мы увеличиваем производство таких гибридов. Стоит отметить, что демонстрационные посевы показали, что наши гибриды по некоторым показателям превосходят западные образцы, например, по устойчивости к заболеваниям. У гендиректора «Щелково Агрохим» вообще есть намерение сделать так называемый замкнутый цикл: вырастить гибриды самим, из пробирок, высеять их, получить семена, задражировать на заводе и пустить в реализацию. А пока мы занимаемся только одним из направлений – покупаем готовый ворох и делаем дражированные семена.
– Речь идет о принятой и реализуемой вами программе по выведению отечественных гибридов к 2020 году?
– Да, компания «Щелково Агрохим» ведет активную селекционную работу по выведению отечественных гибридов к 2020 году, что позволит в полной мере загрузить завод. Семенной материал будет выращен в Крыму и в ЮФО. Компания планирует создать конкурентные семена с хорошей продуктивностью и выравненностью генетики. Для этого создали селекционную группу «Щелково Агрохим» на базе ВНИИСС, а также восстановили теплицу ВНИИСС им. Мазлумова на 500 кв. м. В ближайшее время планируется реконструировать такую же площадь, что позволит вести ускоренный процесс развития селекции и генетики семян сахарной свеклы.
Итоги данного сезона показали своевременность и рациональность возрождения собственной селекции, так как 80% всех площадей в России используют импортные семена. Этот год четко показал, что в таких климатических условиях, с которыми компания столкнулась, а именно, обилием дождей, выявилась проблема развития корневых гнилей сахарной свеклы. Видно, что с этой проблемой иностранные семена справились плохо. Также корнеплоды плохо хранятся и не добирают нужный процент сахаристости – в отличие от российских. В прошлом году по линии ФАНО и Минсельхоза для сравнительных испытаний на заводе были подготовлены большие количества образцов гибридов российской и иностранной селекции для сравнения, которые прошли испытания в основных свекловичных регионах России. По их результатам видно, что устойчивость к корневым гнилям, устойчивость к избыточной увлажненности почвы у отечественных гибридов значительно выше, есть предпосылки для создания новых конкурентных гибридов отечественной селекции.
– Кто уже успел «распробовать» ваши семена?
– Мы активно работаем с регионами, где представляем демонстрационные посевы с нашими гибридами. Регион региону рознь, на одном поле требуются семена с применением большого количества средств защиты, на другом – с менее интенсивной обработкой. Мы же работаем под индивидуальный заказ и сделаем ту обработку, которую захочет заказчик, для любого региона России, чтобы и вредитель погиб, и растение не пострадало. Кроме того, в качестве производимых нами семян убеждаются и в Туркмении, Беларуси, Казахстане, и партнеры в Европе. Всемирно известная компания «Syngenta» уже третий год подряд размещает заказы на производство своих семян на нашем заводе – на этот раз мы для них будем готовить 50 тыс. посевных единиц. Думаю, в будущем году объемы заказов будут значительно расти, что доказывает тот факт, что это одна из лучших площадок в мире для дражирования семян.
– Руководство «Щелково Агрохим» взяло на себя очень ответственную и важную роль по развитию отечественного семеноводства сахарной свеклы. Вам помогают региональные и федеральные власти?
– В прошлом году на заводе побывал первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хизирович Хатуов и дал нашей работе высокую оценку, после чего была разработана программа по внедрению отечественных гибридов и семян. Семена из-за рубежа нам продают втридорога – мы их обогащаем и, получается, мы их кормим, а не они нас. Если правительство административно заставит регионы покупать отечественные семена и поставит, например, задачу – поначалу хотя бы 20% площадей засевать ими – будет неплохо. После того, как они лично убедятся в эффективности, сельхозпредприятия сами к нам пойдут.
– Производственные мощности позволяют реализовывать такие амбициозные планы?
– Производственная мощность завода по проекту позволяет нам выпускать 400 тыс. посевных единиц. Однако мы пришли к пониманию, что можем производить и 500 тыс. посевных единиц, если будет куда сбывать. Сейчас мы выпускаем тот объем, который нужен под конкретные заказы. Если начинали мы с производства 50 тыс. посевных единиц, то сейчас увеличили цифру до 200 тыс.
– Какие сегодня стоят перед вами главные задачи?
– На сегодняшний день мы получили много сырья, завод работает в три смены. Занимаемся приготовлением, скажем так, полуфабрикатов. Мы шлифуем ворох, калибруем по размеру и весу, затем наносим химический препарат для защиты от болезней, наносим дражирующую массу и все это помещаем на склады. При получении уже конкретного заказа с определенным видом обработки наносим те препараты, которые нужны. То есть сейчас мы выполняем основную работу по подготовке семян.
– Производство себя окупает?
– Если два первые года после запуска работали в убыток, то сейчас завод, несмотря на экономический кризис в стране, работает с чистой прибылью. Всё произведенное мы реализуем.
– А что для вас вообще значит понятие «кризис»?
– Кризис для нас – это возможность произвести больший объем семян на нашем заводе, потому что импортную продукцию будет купить в таких условиях тяжелее. Кризис дал возможность более интенсивного развития своего производства.
– С местными властями дружите?
– Конечно. В свою очередь мы платим налоги во все виды бюджета, но также и часто обращаемся за помощью по тем или иным вопросам. Например, по вопросу вывоза отходов от производства. Мы участвуем в благотворительной деятельности – помогаем в ремонте, в подготовке подарков для местного дома престарелых, школ, в том числе и школы для детей с ограниченными возможностями. Также мы являемся работодателем для порядка 60 человек, из которых только восемь – работники из Воронежа. Остальные – все местные.