В текущем сельхозгоду урожай масличных в России составит рекордные 13,8-14 млн тонн (в 2015 году – 12,98 млн тонн). При этом совокупные перерабатывающие мощности основных отечественных маслобоен превысят урожай почти на 70% (20,8 млн тонн). Это приведёт к неизбежному росту цен на сырьё и обострение на розничном рынке растительных масел, стоимость которых также возрастёт. Основная схватка за сырьё ожидается на юге России, где расположены основные отечественные маслобойни и основные посевы (31,9% от всей российской доли).
Цена вопроса
Последние годы в мире отчётливо наблюдается тренд на резкий рост спроса на масличные, как сырьё для биотоплива, а также на высокоолеиновое и высокопротеиновое масло, как экологические продукты и корма для животноводства. Главным потребителем их является Евросоюз, закупающий сырое масло в России и Украине, страны Ближнего Востока и АТР. Запуск в стране ряда амбициозных животноводческих проектов потребовал увеличения производства кормового соевого шрота. Особенно это касается Китая, где правительство из-за дефицита территорий под растениеводство постепенно переориентируются на продукцию животноводства, чтобы кормить растущее население.
Это привело к тому, что в стране вообще и в основных маслопроизводящих регионах юга России вновь, как и в 90-х годах, начался рост посевных площадей под масличные. За последние 15 лет в России они удвоились, достигнув в 2015 году рекордного показателя в 11,5 млн га. В это число входят не только посевы подсолнечника, но и крайне востребованных в Европе рапса, сои и менее традиционных рыжика, сафлора и льна.
Соответственно в последние годы на юге России фиксируется рост производства маслосемян.
По данным ведущего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка Даниила Хотько, в текущем году урожай трёх основных масличных агрокультур (подсолнечник, соя и рапс) вырастет с 12,98 (в прошлом году) до 13,88 млн тонн. На долю первой из них придётся 9,9 млн тонн (9,8 в самом «жирном» 2013 году).
По прогнозу аналитической компании «ПроЗерно», эта цифра несколько скромнее – 9,9-10 млн тонн придётся на подсолнечник, 1,8 млн тонн – на сою.
«Это объясняется не только традиционно высоким интересом сельхозпроизводителей к агрокультуре, так как масличные априори более рентабельны, чем зерновые, но и недосевом ярового ячменя из-за технологических, погодных и коммерческих факторов. Незанятые им поля отвели под подсолнечник», — считает генеральный директор «ПроЗерно» Владимир Петриченко.
Казалось бы, фактор обнадёживающий. Однако в то же время совокупные мощности маслоперерабатывающих предприятий России уже сегодня составляют 20,8 млн тонн. К тому же на подходе запуск ещё двух мощных маслобоен, которые увеличат производственные мощности почти на 1 млн тонн.
Отраслевые эксперты подчёркивают, что с 2008 года мощности по переработке масличных в России выросли более чем вдвое, а производство сырья — всего в 1,6 раза. Этот диссонанс побуждает аграриев уже не первый год поддерживать на рынке высокие цены, которые позволяют им получать высокую маржу, а переработчикам — едва сводить концы с концами.
Таким образом, даже стопроцентная переработка маслосемян «на месте» сможет загрузить отечественные маслобойни всего лишь на 70%. Из этого количества всё же необходимо вычесть часть экспорта маслосемян, который ещё сохраняется в стране. Хотя за последние годы трейдеры переключили внимание почти полностью на российский рынок. К тому же введение по требованию ВТО 6,5%-ной экспортной пошлины так же негативно отразился на позиции трейдеров.
По подсчётам отраслевых экспертов, с 2000 по 2013 год экспорт маслосемян сократился с 1,114 млн тонн (28,5%) до 93,3 тысяч тонн (0,9% от всего российского урожая масличных). За тот же период валовый сбор практически утроился – с 3,918 до 10,553 млн тонн.
Часть сырья может поставить соседняя Украина, но за последние годы импорт маслосемян и масла-сырца неуклонно падал, уменьшившись с 2000 года со 150 до 18 тысяч тонн.
То есть, маслобойни юга России в этом сезоне могут рассчитывать исключительно на усилия собственных аграриев, да на переходящие запасы прошлого урожая.
«Несмотря на то, что подсолнечником засеяны большие площади и ожидается хороший урожай, дефицит сырья на рынке сохраняется - мощности российских заводов превышают планируемые к переработке объемы подсолнечника», - подытожил председатель Союза производителей растительных масел Сергей Кислов (владелец и президент ГК «Юг Руси», крупнейшего игрока рынка).
По данным Ростата, на начало ноября 2016 года запасы семян подсолнечника в сельхозорганизациях России составили 2,792 млн тонн, что на 13% выше уровня прошлого года. Основные сокращения пришлись на регионы с главными перерабатывающими мощностями – ЦФО (57,3%) и ЮФО (19,2%). Это привело к росту цен на Юге на сырьё с 19-20 тысяч рублей за тонну в июле до 24,8-24,9 тысячи рублей за тонну на 1 ноября (в последний раз на этом уровне цены были ещё в докризисном 2008 году).
Эксперты масличного рынка предсказывают, что цены на маслосемена уже в ближайшее время непременно полезут вверх, спровоцировав ценовую войну между переработчиками. Большинство переработчиков региона озвучивают цены спроса на масличную нового урожая в пределах 27-29 тысяч рублей за тонну на базисе СРТ.
Есть ещё один фактор, который будет разгонять цены в ближайшее время – в стране стремительно растёт сегмент животноводства, одной из главных кормовых составляющих которого является подсолнечный и соевый шрот.
«В стране существует дефицит сырья, самый напряженный баланс в новом сезоне сохранится в сегментах подсолнечника и сои», - утверждает начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко.
Маслобойни готовятся к войне
Совокупные мощности компаний из ТОП-10 отечественных производителей, имеющих перерабатывающие активы на юге России, составляют 6,75 млн тонн маслосемян в год (без учёта 650 тысяч тонн Новоаннинского МЭЗ в Волгоградской области, запуск которого откладывается уже второй год).
Отечественным лидером с большим отрывом здесь является ГК «Юг Руси», совокупные мощности 9 маслобоен которой в различных регионах страны от Белгородской области до Дальнего Востока составляют 2,7 млн тонн в год. При этом у компании собственные агрохозяйства в ЮФО, которые во многом обеспечивают холдинг сырьём для МЭЗов.
Далее идёт группа «Эфко» (1,9 млн тонн в год), имеющая маслобойню в Тамани (Краснодарский край). По данным генерального директора компании Евгения Лященко, она представляет из себя экспортно-ориентированный портовый производственный комплекс по переработке семян подсолнечника и рапса мощностью 214,5 тысяч тонн в год. Кроме того, в регионе в оперативном управлении у компании находится маслоэкстракционный комплекс мощностью переработки 400 тысяч тонн в год.
Ещё одним крупным игроком в регионе является холдинг «Солнечные продукты» (входит в группу «Букет»), перерабатывающий 1,4 млн тонн в год и владеющий Армавирским МЖК в Краснодарском крае.
На седьмом месте в России и на ведущих позициях на Юге выступает другой холдинг «Астон», своими двумя донскими маслобойнями (Морозовск и Миллерово) перерабатывающий 750 тысяч тонн в год.
Группа «НМЖК» двумя МЭЗами в волгоградском Урюпинске и оренбургском Сорочинске перерабатывает около 600 тысяч тонн в год.
Часть сырья, производимого в ЮФО и СКФО, идёт на переработку на предприятия «Бунге СНГ» в Поволжье и американской Cargill в Тульской области.
Последняя выступает инвестором строительства Новоаннинского МЭЗа в Волгоградской области, который должен перерабатывать до 640 тысяч тонн маслосемян ежегодно (будет выпускать 280 тысяч тонн подсолнечного масла и 260 тысяч тонн шрота). Запуск маслобойни сможет довести российскую долю Cargill в сегменте рафинированного фасованного масла до 5%. Руководитель зернового и масличного бизнеса Cargill в России Ахмет Эртурк рассказал «Эксперту Юг», что как раз это предприятие холдинга намерено расширить присутствие и в наиболее востребованного рынком сегменте высокоолеинового масла.
Однако его запуск уже несколько раз переносился из-за претензий инспекции облстройнадзора, которая причислила завод к объекту 2-го класса взрывоопасности и категории «В» по пожароопасности с выполнением соответствующих требований по защите сооружений от возможных ЧС.
Устранение недостатков и запуск завода ещё сильнее «надавит» на рынок, заставив аграриев пересмотреть ценовую политику в сторону увеличения стоимости маслосемян. Впрочем, есть и другой вариант развития событий – переработчики будут замораживать проекты или вовсе отказываться от них. Так руководство «Астона» вполне своевременно отказалось от идеи строительства комплекса по переработке и расфасовке растительных масел в Заречной промзоне Ростова-на-Дону. В компании это объяснили тем, что предпроектные изыскания показали невозможность строительства маслобойни на этом участке. Показательно, что средства на строительство у холдинга есть. По данным СПАРК-Интерфакс, доходы компании в 2015 году значительно выросли (25,89 млрд рублей против 18,678 млрд рублей в 2014 году), чистая прибыль тоже (948 млн рублей против убытка 119 млн рублей годом ранее). Просто экономические реалии оказались суровее.
Не исключено, что по этой же причине не спешит со своим волгоградским проектом и Cargill.
Соевая недостаточность
С другой стороны, на фоне дефицита сырья в ЮФО сокращаются посевы другой масличной культуры – сои. В прошлом году ею было засеяно 200 тысяч га площадей, в 2016 году – 181 тысяча га (снижение на 6%). Интересно, что в целом по России в текущем году урожайность сои вырастет до рекордных 2,7 млн тонн (2,6 млн в 2015 году).
Объёмы посевов этой культуры перераспределились в пользу восточных регионов страны, которые почти полностью работают на экспорт в Китай, потребляющий до 475 тысяч тонн.
«На экспорт уходит в основном дальневосточная соя и преимущественно в Китай, — считает Владимир Петриченко. — Поставкам способствует обнуление таможенной пошлины в 2015 году, высокий спрос со стороны соседнего государства, удобная логистика и пока отсутствие крупных переработчиков сои в ДФО».
Впрочем, в ближайшее время поток соевых бобов в Поднебесную должен сократиться из-за запуска в эксплуатацию маслобоен в Амурской области и Приморском крае. Одну из них строит на территории опережающего развития (ТОР) «Михайловский» в Дальневосточном федеральном округе донской агросоюз «Юг Руси». Мощность одной из крупнейших маслобоен в России по переработке сои 3 тысячи тонн в сутки (1 млн тонн в год) и бутилированию масла. Ожидается, что финансирование проекта (12 млрд рублей) возьмёт на себя Внешэкономбанк и китайские инвесторы из корпорации САМС.
- Перспективы проекта «Юга Руси» нам непонятны, - заметил «Эксперту Юг» генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько. – Чтобы загрузить заявленные мощности необходимо будет налаживать большие объёмы сырья из Бразилии, ибо вырастить в регионе столько сои просто не получится. Другой вопрос, куда девать полученные 800 тысяч тонн соевого шрота? Допустим, такие объёмы соевого масла без проблем проглотит китайский рынок. Но шрот Китай производит сам из тех же бразильских бобов и категорически отказывается импортировать. На внутреннем же рынке разместить такие объёмы попросту невозможно – ближайшие крупные потребители находятся на Алтае, но с нынешним железнодорожным тарифом везти его просто нерентабельно.
Исполнительный директор аналитической компании «СовЭкон» Андрей Сизов согласен с тем, что Китай, потребляющий 70 млн тонн бразильских соевых бобов в год и не сертифицировавший импорт шрота, не готов потреблять продукцию будущего МЭЗа. В то же время он считает реальным реализацию шрота в европейской части России.
Однако здесь «Югу Руси» придётся столкнуться с серьёзной конкуренцией.
Основными потребителями соевого масла отечественного производства являются маргариновые заводы, масложировые комбинаты и другие предприятия пищевой отрасли, использующие его в качестве сырья для производства маргарина, майонеза, пищевых жиров и других продуктов.
Впрочем, учитывая, что в проекте «Юга Руси» участвуют китайские инвесторы, можно предположить, что в Поднебесной знают, что делать с будущей продукцией агрохолдинга. К тому же как раз у КНР наибольший опыт функционирования ТОРов (более 400, обеспечивающих 20% ВВП Китая и привлекающих 46% иностранных инвестиций).
- Я не ставлю под сомнение расчёты и компетенцию менеджмента «Юга Руси», - заявил «Эксперту Юг» исполнительный директор Масложирового союза РФ Юрий Морозов. – Уверен, что они просчитали и логистику, и поставки сырья. Тем более, что для обеспечения маслобойни сырьём можно использовать посевы не только в Приморском крае, но и в Хабаровском, а также Амурской области.
Сам же холдинг без китайских вливаний особо доходами похвастаться не может. По данным СПАРК-Интерфакс, чистая прибыль компании в 2015 году резко сократилась – 571,4 млн рублей против 6,7 млрд рублей годом ранее.
Но с другой стороны стоимость сырья будет расти не только на Западе, но и на Востоке страны.
В любом случае стоимость сырья будет расти не только на Западе, но и на Востоке страны.
По словам Дарьи Снитко из ЦЭП, летом 2014-го поставщики подсолнечника резко повысили цены, что снизило маржу производителей масла. По оценке ЦЭП, в сезоне-2016/17 соотношение рентабельности выращивания и переработки вернется к докризисным уровням. «При этом мы ожидаем начала роста мировых биржевых цен на аграрные товары уже в конце года, поэтому не исключено, что доходность переработчиков и экспортеров масла к тому времени увеличится, — считает г-жа Снитко. — В любом случае рентабельность продаж в отрасли по-прежнему двузначная, что выше, чем во многих других отраслях».