Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Рыжик является единственной культурой, которая не наносит вреда земле и экологии

Источник: АПК-Информ
Раиса Штейник

Интервью: Раиса Штейник

Директор фирмы Camelina sustainable oil project ltd

Исполнительный директор Союза производителей рыжика, который приостановил свое существование в 2014 г.

В России себестоимость выращивания рыжика ниже подсолнечника и рапса практически в три раза. Однако крайне мало российских сельхозпроизводителей отдают ему предпочтение, подтверждением чего выступает снижение в 2016 г. посевных площадей под данной культурой на 6,7% в сравнении с прошлым годом. Более подробно о состоянии российского сегмента рыжика рассказала в интервью ИА «АПК-Информ» директор немецкой фирмы Camelina sustainable oil project ltd Раиса Штейник.

Компания Camelina sustainable oil project была создана в 2012 г. специально для реализации проекта «Рыжик – сырьевой источник для нового поколения биотоплива в России», после того как в 2011 г. впервые были импортированы партии российского рыжикового масла в Германию Раисой Штейник.

Компания занимается выращиванием и переработкой товарного рыжика в России, выращиванием посевного материала в качестве первичного семеноводства культуры, экспортом и сбытом рыжикового масла и шрота, поиском партнеров и инвесторов в проект «Рыжик», в том числе производителей биотоплива, косметики, химической промышленности и нанотехнологий, проведением сертификации ISCC.

Кроме того, Casusoil ltd участвует в научно-экспериментальных проектах в Германии, проводит научно-производственные конференции, участвует в просветительской и образовательной деятельности для российских сельхозпроизводителей.

- В настоящее время в России рыжик принято считать альтернативной масличной культурой, хотя еще 50-60 лет назад он пользовался активным интересом у аграриев. Раиса Ивановна, расскажите, пожалуйста, более подробно об этой масличной. Почему сельхозпроизводители отдали предпочтение возделыванию других культур, в частности рапса?

- В условиях рыночных отношений очень важно выращивать те сельхозкультуры, которые дают большую отдачу с гектара при низкой себестоимости и приемлемой цене реализации, обеспечивающей высокую рентабельность, а в условиях экономического кризиса – также востребованных на мировом рынке в качестве экспортного продукта по более высокой цене. К таким культурам относится рыжик. Важным фактором устойчивого роста спроса на эту культуру является его востребованность как сырья для биотоплива, в пищевой и химической промышленности и животноводства.

Моя компания совместно с российскими партнерами начала заниматься рыжиком с 2011 г. Практически мы стали первооткрывателями в этом сегменте, начав большую информационную деятельность в России с 2012 г. Все это можно проследить на нашем сайте www.camelina-fachtagung.com

Но, увы, после всплеска спроса и ажиотажа среди мелкого и среднего фермерства интерес к данной масличной стал угасать. Это связано с объективными причинами.

К сожалению, в гонке за мировым рынком Министерство сельского хозяйства РФ и Академия сельскохозяйственных наук абсолютно не уделяли рыжику заслуженного внимания, начиная с 2012 г., когда им заинтересовались сельхозпроизводители. Доказательством является тот факт, что эта культура не упоминается в программе Минсельхоза РФ и Академии на 2013-2020 гг. как перспективная и важная масличная культура. Развитие его поставлено на самотек, что связано не просто с отсутствием интереса и спросом, а прежде всего с отсутствием полноценных знаний о роли и значении рыжика в экономическом контексте.

Данная масличная и ее достоинства в качестве сырья для различных отраслей никогда широко не изучались и не исследовались. Все, что сегодня написано или предложено, – это заслуга отдельных НИИ и ряда деятелей, таких как Виктор Буянкин, Нижне-Волжский НИИ сельского хозяйства и заслуженный агроном РТ Иосиф Левин, в качестве экспериментов на рыжике как нишевой культуре.

Относительно рапса, то заинтересовались в России им, поскольку он был выбран под давлением «зеленых» в Германии как сырьевой источник для биотоплива 30 лет тому назад. По сути, сначала «изобрели» рынок, а потом сырье.Отмечая высокий интерес к рапсу в Европе, российские госструктуры «спустили разнарядки» относительно его производства на местные органы и самих сельхозпроизводителей. Тем не менее, на адаптацию рапса в России понадобилось почти 20 лет, чтобы приблизиться к размеру посевной площади 1,5 млн. га в 2016 году. В то же время следует отметить, что за последние 4 года засеваемая площадь под рапсом в Европе сократилась на 35%.

- Насколько отличаются условия выращивания рыжика в сравнении с остальными масличными (подсолнечник, соя, рапс, лен, горчица)?

- Существуют озимые (С. silvestris) и яровые (C.sativa) виды рыжика. Оба вида очень скороспелые и достаточно засухоустойчивы, невосприимчивы к вредителям во все фазы развития (инсектициды не требуются). Посевы при соблюдении технологии выращивания чисты от сорняков и не нуждаются в химпрополке (гербициды не требуются). Озимая масличная очень устойчива к низким зимним температурам, ледяной корке и вымоканию, по этим экологическим параметрам не уступает озимой ржи. Главная биологическая особенность культуры заключается в ее пластичности, неприхотливости к типам почв и степени засушливости года.

Во-первых, при соблюдении правильной технологии выращивания (сроки сева, поддержка азотным удобрением, качественный посевной материал) урожайность может составить 23-25 ц/га. В России же чиновники, даже самого высокого уровня, опираются на низкую урожайность рыжика, из-за чего его принято считать нерентабельным.

Но, например, канадцы выращивали его с 2011 по 2013 гг. и получали урожайность в среднем по 20 ц/га, ирландцы – 21-22 ц/га, в некоторых сельхозпредприятиях Ставропольского края– 19-21 ц/га, в Липецкой области - 17-18 ц/га.

Во-вторых, данная масличная, несмотря ни на какие «колебания доллара», имеет невысокую себестоимость производства, значительно ниже, чем у подсолнечника и рапса.

Потенциальная урожайность озимой культуры достигает 28 ц/га, яровой – 20-22 ц/га. При ее выращивании надо стремиться к получению потенциальной урожайности и прежде всего – за счет внесения минеральных удобрений.Самые эффективные азотные удобрения – 1 ц/га безводного аммиака или 4 ц/га аммиачной воды при внесении их в почву на глубину до 18 см.

Потенциальная масличность озимого рыжика – 40%, ярового – 45%, эти показатели зависят от метеоусловий года.

В Европе данная масличная используется в качестве сидерата, а в Германии – исключительно как смешанная культура и «биопестицид», например, с бобовыми культурами.

- Существуют ли какие-то особенности возделывания данной культуры? Какой период севооборота необходим рыжику в сравнении с остальными масличными культурами?

- Главное – это соблюдать технологии выращивания, а не работать по принципу, который используется в настоящее время: выращивать рыжик только в специализированном севообороте с чередованием культур, например, «озимый рыжик – озимая или яровая пшеница и яровой рыжик – ячмень».

Экономику выращивания следует рассматривать совместно с другими культурами севооборота, т.к. рыжик – хороший предшественник под зерновые культуры, способствует увеличению урожая и повышению качества зерна. Как и рапс, его необходимо сменять в севообороте через 2-2,5 года.

- Какую долю рыжик занимает в России и мире? По Вашим оценкам, в каком состоянии сейчас находится производство данной культуры?

- По данным Росстата, посевная площадь рыжика в 2008 г. была 5-8 тыс. га, в 2013 г. – 127 тыс. га, а в 2014-м – 268,1 тыс. га. В 2015 г. в РФ было засеяно 206,1 тыс. га. Тенденция к снижению наблюдалась и в 2016 г. (засеяли около 149 тыс. га).

Прежде всего, причина сокращения площадей под данной сельхозкультурой кроется в несоблюдении технологии выращивания и, главное, в применении плохого, а чаще всего «хорошо просушенного и просеянного» товарного маслосырья в качестве посевного материала. В России еще мало специализированных станций семенного выращивания, отсюда завышенные цены на посевной материал и отсутствие информационно-образовательных программ для фермеров.

Таким образом, сельхозпроизводители получали из-за погодных условий, неподходящей техники и низкопробного посевного материала очень низкую урожайность – в среднем от 5,7 до 8,5 ц/га, вместо реальных 16-20 ц/га.

В России доля рыжика в 2013 г. среди масличных культур составляла 0,9%, а по итогам 2015 г. среднегодовое производство оказалось еще меньше – 0,7%. Причины необходимо анализировать, но этим никто не занимается.

Практически Минсельхоз РФ и РАН РФ должны принять решение, насколько рыжик (импортозамещающая и диверсификационная масличная культура с гораздо большим диапазоном применения в различных сферах экономики, чем рапс и подсолнечник) важен для российского бюджета. И, исходя из этого, поставить глобальные цели для использования рыжика и реализовывать их.

У меня есть официальный ответ Минсельхоза РФ, что «по действующему законодательству решение о выращивании определенных с/х культур принимает товаропроизводитель». Очевидно, Минсельхоз считает, что при наличии в России только залежных земель более 32 млн. гане нужно заниматься составлением долголетних планов, программ и перспектив на рациональное, целесообразное и эффективное использование рыжика. Это ведь не Европа, где каждый клочок земли на учете, притом на 5-10 лет, и за ним тщательно ухаживают, внедряют новые технологии, чтобы получить высокие результаты и урожайность. В России давно привыкли говорить: «Да у вас там субсидии, поэтому и урожаи высокие». Да, но в Европе конкуренция высокая.

Россия могла бы стать глобальным игроком на мировом рынке рыжика. Но это серьезная деятельность, а заработать можно, и выращивая пшеницу на экспорт. Поэтому мы констатируем, исходя из многих источников, как эксперты, что идет повсеместное сокращение интереса к этой культуре в России.

На сегодняшний день первооткрывателями этой культуры являются США, которые использовали, начиная с 2007 по 2011 гг., ее для восстановления плодородия почвы. Одновременно в 5-6 штатах в рамках специальной программы они выращивали рыжик как биомассу для керосина второго поколения. За этот период в ряде штатов в качестве эксперимента были засеяны около 200 тыс. га, которые были практически загублены пестицидами и коррозией. Сегодня США разрабатывают новую программу, в том числе и производство конечного продукта – синтетического керосина.

В 2008 г. рыжик начали сеять в Канаде, используя новый сорт, который был выведен из российского и дикого канадского сортов. Через 5 лет Канада стала выращивать исключительно семенной материал. Преимущественно в данном сегменте работают небольшие специализированные компании и центры.

В Европе ведущее место по производству рыжика занимает Испания, которая сеет его в Андалузии, Каталонии, Кастилии – в общей сложности около 12-15 тыс. га. В планах испанской компании стоит задача засеять 2,7 млн. га.

Сегодня в Аргентине начинается рыжиковый бум, такой, как в России в 2012-2014 гг. Притом Аргентина готова сотрудничать с Россией и использовать ее опыт.

Следует отметить, что рыжик в Германии (посевные площади около 8000 га) и в Австрии (3000 га) используется в качестве смешанной культуры и как биопродукт для пищевой и косметической промышленностей.

- Какая отмечается динамика валового сбора в последние 5 лет? Какое соотношение между внутренним потреблением и экспортом данной масличной?

- Начиная с 2012 г., динамика развития производства была многообещающей. Помимо того, что появился интерес у мелких и средних сельхозпроизводителей, некоторые крупные МЭЗы серьезно начали интересоваться рыжиком и рыжиковым маслом как нишевым продуктом.

Так, валовой сбор в 2012 г. был на уровне 56,4 тыс. тонн, в 2013 г. – 127,6 тыс. тонн, в 2014 г. – 137,7 тыс. тонн, а в 2015 г. – 89,8 тыс. тонн.

Но поскольку не был создан ряд важнейших предпосылок для аграриев, в том числе финансовая поддержка, производство посевного материала, научно-образовательное обслуживание аграриев на базе Министерства с/х РФ и НИИ, что сказывалось бы на урожайности масличной и ее стоимости, то очень скоро, уже в 2015 г., интерес все равно ослаб бы. Т.е. выращивание поставили на самотек – «авось сам производитель выкарабкается».

Результатом является низкая урожайность, появление новых нишевых продуктов, затребованность отдельных культур на рынке. Российский сельхозпроизводитель, как всегда, работает без долгосрочных договоров, а в краткосрочной перспективе по принципу: есть клиент – значит, буду выращивать то, на что есть спрос. И его не волнует востребованность рыжика в перспективе как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Следует отметить, что на экспорт уходит 70% выращенного рыжика.

- Насколько российские семена рыжика являются конкурентоспособными на мировом рынке? Расскажите о ценообразовании данной масличной.

- У России на сегодняшний день нет конкурентов в мире среди производителей посевного материала рыжика. Наоборот, есть растущий с каждым годом высокий спрос на элитные семена этой культуры для сева, что также очень рентабельно.

Практически только Канада (5-6 сортов) и США (4-5 сортов) производят посевной материал.

В Европе рыжиком занимаются испанцы, но это всего 2-3 сорта, а в Германии и того меньше – 2.

Зато в России, по моим сведениям, на сегодня имеется 12-13 сортов рыжика.

- В последние несколько лет российские МЭЗы проявляют все больший интерес к переработке альтернативной масличной в период межсезонья подсолнечника (август-сентябрь), однако количество предложений семян рыжика остается ограниченным. Как Вы можете прокомментировать эту ситуацию?

- 70% валового сбора, начиная с 2013 г., экспортируется в Турцию, которая открыла для себя рыжик в 2012 г. Так, в 2013 г. в Турцию было поставлено 77 тыс. тонн рыжика из 127,6 тыс. тонн собранного урожая. В 2014 г. было вывезено порядка 81 тыс. тонн, а в 2015 г. – около 34 тыс. тонн.

Следующим фактором является повышение цен на рыжик, которые в течение с 2013 по 2016 гг. практически уже сравнялись с ценами на рапс, учитывая, что себестоимость выращивания рыжика в три раза ниже, чем рапса.

- Какие особенности наблюдались на российском и мировом рынках семян рыжика в последние несколько сезонов?

- Как я уже говорила, интерес к рыжику снизился. Я перечислила ряд факторов, которые играют большую роль в решении сельхозпроизводителя выращивать рыжик или нет. Прежде всего, это вопрос технологии.

С 2015 г. прибавился политический фактор, который, по моему мнению, временный. Это импортозамещение, и все, как говорится, «крутится» вокруг этого понятия. Но это пройдет через 2-3 года, и тогда снова встанет вопрос о том, как рентабельно использовать сельскохозяйственные угодья, т.е. уйти от сырьевой зависимости в экспорте. Пока таких культур очень мало.

- И в завершение беседы можете поделиться своим виденьем ситуации на рынке семян рыжика в кратко- и долгосрочной перспективе?

- Увы, как частное лицо, я не могу «обладать виденьем» за государство и его политику. Как я сказала в начале интервью, у России самый большой опыт в сфере выращивания данной культуры, огромные предпосылки и глобальный рынок, в том числе и внутренний, например, эта масличная может заменить пальмовое масло. Большинство считают, что выращивать рыжик как биомассу для биотоплива совершенно неэкономично и практически «вредительство». Особенно после того, как стало известно, из каких исключительных веществ и кислот состоит рыжиковое масло и какое огромное количество важнейших веществ можно получить при переработке (не только авиакеросин). В настоящее время эта нишевая масличная является объектом исследования в нанотехнологии.

Я общаюсь со многими представителями научных учреждений в Германии, с представителями биотопливной индустрии, и на сегодняшний день Европа могла бы 10-15 лет «летать на рыжике», используя его в качестве единственной и реальной биомассы, пока в мировых лабораториях не произведут синтетический керосин из более доступного и дешевого сырьевого источника. На данный момент в огромном количестве лабораторий проходят испытания, но без конкретных, долгосрочных и экономически посильных результатов.

Рыжик является единственной культурой, выращивая которую, человек не наносит вреда земле и экологии, – это его главное достоинство. Российским госструктурам как в Москве, так и на местах необходимо создать грамотную, экономически обоснованную (сегодня она полностью отсутствует), долгосрочную программу по рыжику. От этого выиграют и государство, и производитель, ибо рыжик будет перерабатываться в России как диверсификационный продукт в массу других продуктов, а не просто экспортироваться как сырье. А это совершенно другой уровень и статус, чем у рапса или подсолнечника.

Возможно, вам это будет интересно