Дефицит сырья для производства подсолнечного масла в Ростовской области, по подсчетам производителей, в этом году составляет не менее 1,5 млн тонн, в целом по России — около 5 млн тонн. Мощности по переработке подсолнечника в России, по данным аналитиков ГК "Астон", составляют 14-15 млн тонн в год.
При этом урожай этой культуры в 2015г. в целом по стране составит ориентировочно 9-10 млн тонн. Такие цифры привел на IV сельскохозяйственном форуме "Донской фермер" директор Ейского филиала ООО "Торговый дом Астон" Константин Матвеев. В Ростовской области, по его словам, дефицит сырья подсолнечника составляет не менее 1,5 млн тонн. "Ростовская область сейчас не воспроизводит и не может воспроизвести потребности тех мощностей, которые есть на территории региона — это и заводы "Юга Руси", и наши заводы. Сейчас мы приобретаем в Ростовской области лишь около 25% сырья подсолнечника, остальное покупаем в других регионах – в частности, в Саратовской и Воронежской областях", – пояснил Матвеев ИА "РБК-Юг". По его мнению, подобная ситуация в регионе сложилась из-за дисбаланса перерабатывающих и производственных мощностей – если первые стабильно увеличивались в течение нескольких лет, то количество посевных площадей под подсолнечником стабильно сокращается. По данным Минсельхоза РФ, в 2014г. лидером по валовому сбору подсолнечника в России стал Краснодарский край – на Кубани было собрано 1 млн 102,7 тыс тонн семян подсолнечника, что составило 94,6% от объема 2013г. Ростовская область оказалась на 4- м месте – урожай подсолнечника на Дону в 2014г. составил 762,2 тыс. тонн (93,6% от объема 2013г.). При этом урожайность культуры в Краснодарском крае в 2014г. снизилась до 24,6 ц/га (в 2013г. - 25,6 ц/га), однако регион все равно оказался российским лидером по этому показателю. Ростовская область в десятку регионов-лидеров по урожайности подсолнечника в 2014г. даже не вошла.
Как отметил глава минсельхозпрода Ростовской области Константин Рачаловский, сегодня подсолнечник занимает порядка 15% от общего севооборота региона, однако имеется тенденция к сокращению площадей под этой культурой. "Многие районы начали отказываться от подсолнечника из-за погодных условий — прежде всего, недостатка влаги. Сегодня в Ростовской области производится около 700 тыс тонн подсолнечного масла, при этом больше половины сырья для него покупается в других регионах", – сказал министр. При этом фермеры региона готовы обеспечивать часть потребностей маслозаводов в подсолнечнике – правда, при условии частичного авансирования платежей под урожай. "Мы сегодня готовы посадить столько подсолнечника, сколько нам скажут. Если тот же "Астон" проплатит нам вперед 20%, мы готовы засеять любую площадь", – заявила глава крестьянского хозяйства из Мартыновского района Ростовской области Татьяна Трегубова. Переработчики отвечают, что теоретически готовы авансировать поставки сырья – но не в нынешних экономических условиях. "У нас были программы авансирования под урожай, но сейчас мы были вынуждены их свернуть. Надеемся, что мы эти программы реанимируем — возможно, уже в следующем году. На все влияют экономическая ситуация, условия получения кредитов, процентные ставки", – пояснил Константин Матвеев. Специалисты отмечают, что проблема дефицита подсолнечника связана также со специфичностью этой культуры, которая существенно истощает почву. Поэтому посевные площади под подсолнечником не могут использоваться ежегодно, необходим перерыв в несколько лет. "Чтобы наращивать посевные площади в Ростовской области, необходимо еще восемь лет. Должна выдерживаться программа севооборота", – констатировала директор агрохимцентра "Ростовский" Ольги Назаренко. Выходом из сложившейся ситуации может стать переход сельхозпроизводителей на альтернативные масличные культуры – рапс, лен, рыжик. "Мы готовы перерабатывать альтернативное сырье, сейчас у нас ряд мощностей работает на рапсе, два года назад перерабатывали рыжик", – сказал Константин Матвеев. По словам главы минсельхозпрода региона Константина Рачаловского, на новые культуры уже начали переходить некоторые хозяйства Ростовской области. Однако массовым это явление пока назвать нельзя — производителей останавливает, в том числе, отсутствие объективных данных по рынку сбыта новых культур.