Telegram Agrovesti chanel
Реклама

В Татарстан пробрался «Ресурс» – №2 в России по производству мяса бройлеров

Источник: БизнесONLINE

ГАП «Ресурс» ставропольского предпринимателя Виктора Наурузова проявляет повышенное внимание к банкротным и предбанкротным активам лениногорского бизнесмена Ильшата Тукаева. Структура Наурузова берет тукаевские агрозаводы в аренду и выкупает их миллиардные долги перед банками.

Как стало известно «БИЗНЕС Online», новые арендаторы в первой половине марта уже готовят запуск комбикормового завода ООО «Репродукт» в Бугульминском районе. Источники называют «Ресурс» не иначе как инвестором, намекая на планы по полному поглощению, но официально такую информацию пока никто не подтверждает.

Идея была создать замкнутый цикл производства

Агроимперия Ильшата Тукаева насчитывает три крупных актива. Первый — это Тимашевская птицефабрика в поселке Садгород в Самарской области. Птицефабрика — крупнейший в регионе производитель мяса птицы, продукцию реализовывают под маркой «Самарский бройлер». Предприятие имеет проектную мощность в 140 тыс. т мяса птицы и мясной продукции в год, но загружено лишь частично — выпускается 35 тыс. т ежегодно. В 2020-м выручка Тимашевской птицефабрики составила 2,4 млрд рублей, убыток превысил 421 млн рублей. В успешном 2017-м выручка превышала 3,6 миллиарда.

Второй актив — ООО «Репродукт» — это комбикормовый завод мощностью 200 тыс. т комбикормов в год с элеваторным комплексом на 36 тыс. т зерна, расположен в Бугульминском районе Татарстана. В 2016-м его выручка доходила почти до 3 млрд рублей. И Тимашевская птицефабрика, и «Репродукт» на 87,5% принадлежат Тукаеву и на 12,5% его партнеру и известному «московскому татарину», бизнесмену Рафаэлю Фаизову.

Наконец, третий актив — это бугульминская птицефабрика ООО «Племрепродукт», которая содержит репродуктор на 120 млн единиц яиц и мясокомбинат производительностью 30 т/ч. Компания на 99,99% принадлежит Тукаеву, остальное — Фаизову. В 2017 году его выручка приближалась к 600 млн рублей.

«Идея была создать замкнутый цикл производства, — рассказал нашему изданию источник, знакомый с ситуацией. — Принцип являлся таким — сами сеяли, сами везли зерно на „Репродукт“, готовивший корма для птицефабрик. „Племрепродукт“ — это родительское стадо и инкубационное яйцо, которое своими же силами (транспортная техника была в собственности) поставлялось на Тимашевскую птицефабрику. Это позволяло замкнуть производственный цикл, что давало экономию, удешевление продукции».

После банкротства империи Тукаева вместе с другими предприятиями в общий котел угодили и сельскохозяйственные активы. «Репродукт» и «Племрепродукт» остановили свою работу. А вот Тимашевская птицефабрика действует поныне. Хотя кредиторы не раз делали попытки ее обанкротить, самарские власти, поскольку предприятие является градообразующим в поселке Садгород, вступались за нее. В настоящее время птицефабрика находится в предбанкротном состоянии (наблюдение было снято в октябре 2021 года, но само банкротное дело активно продолжается).

Идея передать активы в добрые инвесторские руки (чтобы избежать дробления имущества и распродажи по кускам) витала и раньше. В минувшем году стало известно, что «Племрепродукт» может купить агрохолдинг «Акашево», информацию об этом даже поспешно озвучили на заседании совета Бугульминского района РТ. Но сделка не состоялась.

Тимашевская уходит под Тамбовскую

В сентябре 2021 года стало известно, что ФАС России одобрила получение ОАО «Токаревская птицефабрика» (входит в ГК «Ресурс») из Тамбовской области основных производственных мощностей Тимашевской птицефабрики, о чем написал «Коммерсантъ».

ОАО «Токаревская птицефабрика» через ООО «Ставропольский бройлер» принадлежит ООО «Торговая компания „Ресурс-Юг“». Фирмой на 51,5% владеет Виктор Борисович Наурузов, он же является председателем совета директоров ГАП «Ресурс». 48,5% в компании «Ресурс-Юг» принадлежит его брату Владимиру Борисовичу Наурузову. Согласно «Контур.Фокусу», «Ресурс-Юг» в 2020 году получил выручку в 55,3 млрд рублей, чистая прибыль составила 351,9 млн рублей.

Арендные отношения между птицефабриками уже оформлены официально: на базе Тимашевской птицефабрики создан филиал Токаревской птицефабрики под названием «Самарский», который зарегистрирован в налоговой службе. Сотрудники с Тимашевской птицефабрики, по нашим данным, были уволены путем перевода на Токаревскую. Согласно материалам арбитражного дела, на 1 февраля 2020 года списочная численность работников ООО «Тимашевская птицефабрика» составляла 715 человек.

«Таким образом удалось погасить социальный конфликт, все сотрудники остались, производство работает, все хорошо», — говорит наш собеседник.

По факту на птицефабрике сегодня трудится два комплекта руководителей. Первый — это директор Тимашевской птицефабрики Анатолий Козловский (поскольку с предприятия снято внешнее наблюдение, должность прежнего руководителя сохраняется). И второй комплект начальства — это директор филиала «Самарский» ОАО «Токаревская птицефабрика» Максим Фалалеев. В соцсетях Кинель-Черкасского района можно увидеть, что глава района Сергей Радько в сентябре 2021 года провел рабочую встречу с Фалалеевым. Было решено, что вновь созданный филиал станет поставлять продукцию под «ресурсовским» брендом «Наша птичка».

Насколько дружно уживаются старый и новый директора, сказать сложно, получить у них комментарии не удалось. «Раз договор аренды заключен, значит, нашли общий язык», — рассуждает наш источник, также знакомый с ситуацией. «Молодцы, что производство сохранили, люди остались при деле», — добавляет он.

Кредиторская задолженность самарской птицефабрики составляет порядка 3,5 млрд рублей. Изначально на сумму в 1,8 млрд рублей претендовал Россельхозбанк (поручительство за ООО «Репродукт»), однако Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил недействительность договора поручительства. Но и помимо этого долгов у птицефабрики навалом: перед Сбербанком — 1,5 млрд рублей, ООО «Тоталойл» — 1,4 млрд рублей и ООО «КБ „Интеркоммерц“» — 593 млн рублей.

Кроме угрозы банкротства, в 2021 году Тимашевскую птицефабрику преследовали другие испытания. В марте в нескольких партиях продукции, производимой предприятием, были выявлены следы низкопатогенного птичьего гриппа Н9 (не опасен для человека, погибает при термической обработке мяса птицы). По приказу губернатора Самарской области на птицефабрике ввели карантин. К счастью, обошлось без сжигания поголовья (так делают в случае обнаружения высокопатогенного птичьего гриппа), но вся выращиваемая в период карантина птица была отправлена на промышленную термическую переработку.

Вероятнее всего, «Ресурс» нацелился не только арендовать, но и выкупить птицефабрику. В материалах АС РТ появилась информация о том, что 2 декабря 2021 года Россельхозбанк и Токаревская птицефабрика подписали договор уступки прав, согласно которому последняя «выкупает все права требования банка к компаниям, в том числе и к должнику» (т. е. к Тимашевской птицефабрике). О каких именно компаниях идет речь, в решении кассационной инстанции — АС Поволжского округа — не уточняется, но, скорее всего, речь идет о «Репродукте», ведь Тимашевская только поручилась перед РСБ по кредиту, т. е. долг у них один на двоих. Входит ли в контур сделки и «Племрепродукт», сказать сложно. Будут ли выкуплены долги перед другими банками и организациям, также неизвестно.

Аренда банкротных активов с целью дальнейшего включения в группу компаний — практика вполне в духе ГАП «Ресурс», которая консолидирует мощности в области производства и переработки мяса птицы. Так, ООО «Ставропольский бройлер» ранее договорился об аренде мощностей банкротящегося холдинга «Белая птица» в Белгородской области, а также купил у банка «Траст» крупные права требования к юрлицам «Белой птицы» — как в Белгородской, так и в Курской области. В прошлом году структуры Наурузова завладели компанией «Уральский бройлер» (производитель мяса птицы в Оренбургской области), выкупив контрольный пакет акций компании за 1,8 млрд рублей.

Как пишет издание «Мясной эксперт», только в первой половине 2021-го «Ресурс» приобрел ряд агропромышленных активов, включающих птицефабрику в Саратовской области и ряд мясокомбинатов. Эксперты рынка считают, что покупка мясокомбинатов — это тактика создания вертикально интегрированного производства мясной продукции из собственного сырья.

«Репродукт» — в аренду

Пробрался «Ресурс» и на татарстанскую землю. В начале 2022 года стало известно, что кредиторы бугульминского ООО «Репродукт» согласовали аренду своих производственных мощностей Токаревской птицефабрикой. Как пояснил «БИЗНЕС Online» конкурсный управляющий «Репродукта» Дмитрий Тихомиров, аренда согласована в части незалогового имущества. Начальник бугульминского управления сельского хозяйства и продовольствия Ильдар Исмагилов уточнил, что акт приема-передачи производственных мощностей и оборудования «Репродукта» был подписан в январе 2022 года.

«На сегодняшний день идут восстановительные работы и ремонт оборудования для запуска отопления, зачистка и так далее», — сообщил он. Открытие комбикормового завода запланировано в первой половине марта 2022-го. На предприятии создано 50 рабочих мест. «На первом этапе работа будет организована в одну смену. В дальнейшем предполагается увеличение рабочих мест для бесперебойной круглосуточной работы», — добавил Исмагилов. В минсельхозпроде РТ нам подтвердили, что ГАП «Ресурс» действительно арендовала мощности бугульминского комбикормового завода и сейчас там идет набор сотрудников. Производство на «Репродукте» планируется запустить в ближайшее время.

Собеседник, пожелавший остаться неназванным, отмечает, что комбикормовый завод — это современное производство, которое «Ильшат Гасимович построил с нуля». «Возводил на свои средства. С точки зрения строительства и оптимизации бизнес-процессов — это просто суперпроизводство», — уверяет он. Выпускаемый на «Репродукте» комбикорм был высокого качества, так что после закрытия предприятия птицеводческие хозяйства сразу ощутили его отсутствие на рынке. Плюсом завода является то, что даже после длительного простоя его можно очень быстро запустить вновь. «Нажми кнопку — и он работает», — говорит наш собеседник.

О том, последует ли за арендой выкуп всего производства, собеседники не уточняют. В картотеке дел АС РТ есть информация о том, что самую крупную сумму «Репродукт» задолжал Россельхозбанку — 1,1 млрд рублей. Вероятно, этот долг и был выкуплен в рамках уступки прав требования между РСХБ и Токаревской птицефабрикой» но суммы в разных банкротных делах разнятся.

Имущество «Репродукта» оценили в 1,4 млрд рублей (данные содержатся на сайте Федресурса). В эту сумма вошла недвижимость, транспорт, товарный знак и другая собственность, часть имущества является предметом залога Россельхозбанка и Сбербанка.

Правопреемство по долгам «Племрепродукта»

Что касается «Племрепродукта», то здесь, как считают наши источники, ситуация более сложная, поскольку быстро запустить птицефабрику не получится. Во-первых, нужны серьезные инвестиции (закупка птицы, кормов, ветпрепаратов и прочего), и все равно готовое к продаже инкубационное яйцо появится лишь через 8 месяцев — таков производственный цикл. Соответственно, у инвестора должна быть не только значительная сумма денег для старта, но и терпение.

И тем не менее 24 января 2022 года в Арбитражный суд РТ поступило заявление от Токаревской птицефабрики о процессуальном правопреемстве. Конкурсный управляющий Борис Говоров пояснил «БИЗНЕС Online» следующее: «Они купили долг у „Геофизики“ (СБК „Геофизика“ — „дочка“ Сбербанка, которая стала правопреемником по долгу) и замещаются в реестре, это уже факт».

Согласно картотеке АС РТ, среди крупнейших кредиторов «Племрепродукта» значился Сбербанк с объемом требований в 933 млн рублей (впоследствии он был передан той самой «Геофизике»). Кроме того, еще порядка 990 млн рублей компания задолжала Россельхозбанку и почти 90 млн рублей — ООО «Первое сельскохозяйственное управление». Т. е. речь идет о общей сумме долга примерно в 2 млрд рублей. На Федресурсе имущество «Племрепродукта» было оценено в 3 млрд рублей, из которых 2,7 млрд приходилось на недвижимость (здания репродукторов), также имеется транспорт и оборудование.

Есть ли в планах «Ресурса» в дальнейшем оформить предприятие в собственность, нам не смогли ответить ни конкурсный управляющий, ни представители Тукаева, ни в пресс-службе холдинга Наурузова (в ответ на наши запросы они хранят молчание). Но другого логичного объяснения просто нет: холдинг заходит на предприятия через скупку долгов.

«Для Татарстана это очень хорошо, зашел инвестор, работает», — сообщает напоследок наш собеседник.

Возможно, вам это будет интересно