Импортозамещения не может быть при снижении дохода населения, заявил руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин на подиумной дискуссии «Российский продовольственный рынок: сценарий 2015», проходящей в рамках деловой программы выставки World Food 2015.
По мнению эксперта, нельзя говорить и об ограничении цен как о мере поддержки спроса. Это плохо для экономики и, прежде всего, для аграриев, которые производят продукцию и покупают средства производства по конкурентоспособным ценам. Ограничение цен на конечную продукцию приведет к потере рентабельности производства. «Нельзя государству даже говорить об ограничении и сдерживании цен – это псевдосправедливость. Мы видим на примере Аргентины, Венесуэлы и других стран, к чему это приводит. Единственный способ ограничения стоимости питания – адресная помощь нуждающимся», - сказал Сергей Юшин.
Несмотря на снижение доходов, у многих отраслей есть запас прочности, уверен Юшин, а по потреблению мяса россияне находятся на уровне развитых стран. Так, в 1998 году потребление мяса на человека в год было 42 кг. Это среднемировой уровень, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO). В бедных странах уровень потребления мяса и мясопродуктов составляет 23 кг, а в богатых - 82 кг на человека в год. В 2014 году потребление мяса в России достигло 75 кг на человека в год. Даже падение спроса до 65 кг не критично ни для отрасли, ни для страны в целом, считает эксперт. "Для производителя перспективы снижаются, но в целом это не трагично", - сказал Сергей Юшин. Связано это с тем, что перед крупными производителями мяса (СХО) стоит задача в ближайшие годы заместить около 700 тыс. т мяса, которые, как ожидается, выпадут из производства из-за эмбарго и резкого снижения объемов, производимых в ЛПХ (по прогнозам, в ближайшие пять лет ЛПХ сократият производство мяса на 400 тыс. т).