План России взять продовольственную инфляцию под контроль за счет снижения экспорта зерна идёт по потенциально опасному пути, который до нее уже прошел ее конкурент на этом рынке - Аргентина, и ставит под угрозу поставки Египту и другим крупным потребителям, сказали аналитики и трейдеры.
Россия, один из крупнейших экспортеров пшеницы в мире, начнет взимать пошлину с экспорта 15 февраля. Сначала страна будет применять серию фиксированных тарифов, а 2 июня переключится на механизм плавающей пошлины, которая осложнит трейдерам заключение форвардных контрактов.
"Введение новой постоянной пошлины будет означать, что Россия резко свернула на путь Аргентины, страны, которая много лет под лозунгами защиты внутренних потребителей ограничивает экспорт сельхозпродукции", - сказал глава консалтинговой компании Совэкон Андрей Сизов.
Аргентина, третий по величине в мире экспортер кукурузы и крупнейший поставщик соевых кормов для скота, регулярно вводит экспортные ограничения после того, как растущий экспорт сои и зерна вызвал рост внутренних цен. Страна находится в рецессии с 2018, инфляция в 2020 году составила 36,1%.
"Российское правительство серьезно настроено на снижение экспорта пшеницы и других зерновых, чтобы снизить внутренние цены", - сказал трейдер, добавив, что потенциальная выгода от сдерживания розничных цен должна быть соотнесена с ударом по экспорту.
"Аргентина не раз брала такой курс, но затем сталкивалась с экономическим ущербом от потери экспорта".
Русская рулетка
Формула, на основе которой будет рассчитываться пошлина, осложнит также планирование для трейдеров, которые заключают контракты с поставкой зерна через несколько недель, и не даст им рассчитать цену, при которой их поставка будет прибыльной.
"Это (плавающая пошлина) остановит форвардные продажи", - сказал другой трейдер.
Египет, второй по величине покупатель российской пшеницы после Турции, приобретает ее на государственных тендерах GASC на условиях поставки в специально оговоренные сроки.
"На данный момент этот механизм сделан таким образом, что когда вы подписываете форвардный контракт или выигрываете тендер GASC, вы не знаете, какого размера пошлину вам придется заплатить в момент, когда вы отправите зерно", - сказал Дмитрий Рылько, глава консалтинговой компании ИКАР.
"И экспортер либо дисконтирует фермера, либо играет в русскую рулетку".
Рылько надеется, что власти РФ и участники рынка смогут найти разумный компромисс и исправить эту часть механизма до его вступления в полную силу.