Ценообразование на российском рынке зерновых культур, в частности пшеницы, зависит от большого количества факторов. Наиболее весомыми всегда были показатели валового сбора, качество, активность поступления предложений зерна, спрос перерабатывающих и экспортно-ориентированных компаний. Однако прошедший 2014/15 МГ продемонстрировал нам, что даже с учетом рекордного урожая пшеницы и ее высокого качества цены на зерновую могут активно расти и решение вопроса стабилизации ценовой ситуации в итоге вынуждено брать на себя правительство. При этом выбранный наиболее действенный, по мнению представителей власти, рычаг давления, а именно – сдерживание экспорта, хоть и оказал должное влияние на цены, однако не стал панацеей. Прежде всего, это вызвано тем, что в прошедшем сезоне постоянное повышение цен на внутреннем рынке было обусловлено девальвацией национальной валюты, которая привела к удорожанию МТР. Старт 2015/16 МГ продемонстрировал, что в текущем сезоне ценовая ситуация будет складываться аналогично, а ключевую роль, как и ранее, будет играть валютный фактор, нивелируя как высокие показатели валового сбора, так и умеренный спрос на данную культуру.
Внутренний рынок: девальвация как причина стратегии сдерживания продаж
Первые месяцы текущего сезона (июль-август) на внутреннем рынке пшеницы характеризовались низкими темпами торгово-закупочной деятельности. Если экспортно-ориентированные компании не спешили заключать контракты на поставку зерна ввиду пересмотра пошлины и большого количества «пробелов» в указанном документе, то аграрии и переработчики не проявляли интереса к увеличению активности работы вследствие нестабильной ситуации на валютном рынке, но обо всем по порядку.
Итак, у многих сельхозпроизводителей еще свежи воспоминания о тех рекордных ценах, по которым они имели возможность реализовать пшеницу в прошедшем сезоне, а именно – 11500-13000 руб/т EXW (продовольственная пшеница). При этом сверхприбыли не получил никто. Девальвация национальной валюты в 2014/15 МГ негативно сказалась не только на всех сегментах АПК, но и на смежных рынках и, по сути, просто не оставила аграриям выбора. Единственной целью большинства производителей было удержать компанию на плаву и рассчитаться с кредиторами. Отметим, что, помимо проблем со своевременным погашением кредитов, многие операторы рынка информировали об отказе на получение новых. А это еще больше дестабилизировало ситуацию на внутреннем рынке и заставляло сдерживать продажи зерна, при этом постоянно повышая на него цены предложения.
«Осенью 2014 года, когда девальвация только набирала обороты, а нам необходимо было заканчивать сев озимых зерновых, мы уже столкнулись с удорожанием запасных частей для техники. По мере того как ситуация на валютном рынке накалялась, мы фиксировали рост цен на удобрения, СЗР, топливо. В таких условиях главным для нас было не продешевить, реализуя зерно. Изменений к лучшему мы не увидели и в настоящее время. Курс рубля относительно доллара США и евро остается нестабильным и постоянно на грани новых антирекордов, а это значит, что вести продажи собранного урожая нужно крайне обдуманно и постоянно следить за валютным рынком», - комментировал ситуацию сельхозтоваропроизводитель Волгоградской области. Вышеизложенное мнение поддерживают большинство аграриев. Соответственно, анализируя ежедневные изменения курса валют, можно с высокой степенью вероятности прогнозировать, какую стратегию продаж будут выбирать аграрии в долгосрочной перспективе. Так, по мнению многих сельхозпроизводителей, наиболее ожидаемой отпускной ценой на продовольственную пшеницу с учетом текущей девальвации должна быть 12000 руб/т EXW (сентябрь 2015 г.).
Перерабатывающий сегмент на протяжении прошедшего сезона практически не оказывал влияния на ценовую ситуацию. По мнению многих экспертов, он был в роли «догоняющего», при этом большинство предприятий не имели возможности формировать запасы сырья более чем на один месяц ввиду постоянного роста цен и недостаточного количества предложений на рынке. Высокая конкуренция со стороны экспортно-ориентированных компаний, которые имели возможность ввиду девальвации постоянно повышать закупочные цены, вынуждала мукомолов повышать цены на готовую продукцию, несмотря на опасения потерять рынки сбыта. Относительная ценовая стабилизация на рынке пшеницы, фиксировавшаяся после введения пошлины на экспорт, скорее всего, была затишьем перед бурей. Отметим, что с первых недель 2015/16 МГ переработчики не спешили формировать запасы зерна и в открытую говорили о том, что не понимают, являются ли стартовые цены на продовольственную пшеницу (8000-9000 руб/т СРТ, европейская часть) приемлемыми. Отсутствие четкой ценовой тенденции выступало показателем того, что в сложившихся экономических условиях прогнозировать ценовую ситуацию, объемы закупок и работу предприятия крайне сложно. Руководитель мукомольного предприятия Тамбовской области отмечал:
«В период уборочной кампании многие перерабатывающие предприятия стараются сформировать запасы зерна для долгосрочной перспективы, и мы не исключение. Но в текущем сезоне наша компания не спешила озвучивать закупочные цены на зерно, впрочем, как и аграрии, мы терялись в догадках, по какой цене осуществлять продажи. Главной причиной низкой торгово-закупочной активности была нестабильная ситуация на валютном рынке. И, скорее всего, этот фактор будет наиболее весомым в 2015/16 МГ».
По истечении первых 2 месяцев текущего сезона большинство переработчиков до конца не определились с закупочной стратегией. Безусловно, на фоне постоянных колебаний на валютном рынке и сдерживания продаж аграриями это сделать достаточно сложно. Единственно верным решением для многих стало формирование запасов пшеницы партиями небольших объемов с корректировкой цен по мере необходимости.
Экспортный рынок: девальвация – союзник или противник?
Если в 2014/15 МГ девальвация рубля играла на руку экспортерам, то в текущем сезоне создала ощутимые сложности и не позволяла определиться со стратегией работы. Учитывая опыт прошлого сезона, когда девальвация национальной валюты привела к росту цен на внутреннем рынке и введению пошлины на экспорт пшеницы, многие трейдеры достаточно осторожно подходили к планированию работы в текущем МГ. Девальвация рубля, а также неоднозначные (до конца не прописанные) условия работы таможенной пошлины привели к тому, что экспортно-ориентированные компании вынуждены были в ряде случаев приостанавливать подписание экспортных контрактов. При этом трейдеры отмечали, что разработать стратегию продаж в долгосрочной перспективе вообще не представляется возможным. Вследствие этого темпы торговой деятельности и объемы поставок, в частности пшеницы, будут зависеть от развития ценовой ситуации как на внутреннем рынке, так и на мировом. Представитель экспортно-ориентированной компании Краснодарского края комментировал ситуацию следующим образом:
«Учитывая ситуацию на рынке, говорить о торговых стратегиях достаточно сложно. Могу однозначно сказать, что горизонт планирования в текущем сезоне будет коротким. Все будет зависеть от экономической составляющей и условий работы. Вместе с тем, будем ориентироваться по ситуации на рынке, в зависимости от этого строить план работы, не исключено, что в текущем сезоне больше внимания будет уделяться другим культурам, таким как подсолнечник, кукуруза и пр. Относительно пшеницы, то запасы зерновой на элеваторах формировать не будем, так как это достаточно рискованно. Поэтому торговая деятельность продовольственной пшеницей полностью будет зависеть от цен на мировом зерновом рынке, а также условий работы на внутреннем».
Отметим, что старт сезона на базисе FOB в секторе продовольственной пшеницы характеризовался снижением цен. Отпускные цены на продовольственную пшеницу 12,5% урожая 2015 г. фиксировались в пределах 190-193 и 160-162 USD/т FOB (порты Черного и Азовского морей соответственно) с поставкой в июле-августе т.г. Вместе с тем, в третьей декаде июля ситуация кардинально изменилась, и цены предложения ввиду роста котировок на зерновые на мировых биржах увеличились в среднем на 7-12 USD – до 205 и 175 USD/т FOB (глубоководные и порты Азовского моря). Однако уже с первой декады августа на мировом рынке основных зерновых укрепилась тенденция снижения цен, что, соответственно, отразилось и на российском экспортном рынке. Так, на 8 сентября т.г. цены предложения на продовольственную пшеницу 12,5% составляли 178-181 и 158-160 USD/т FOB (глубоководные и порты Азовского моря). При этом трейдеры отмечали высокий интерес импортеров к российской пшенице.
Однако ситуация на внутреннем рынке осложняла работу трейдеров и вынуждала их постоянно повышать закупочные цены. В итоге к началу сентября 2015 г. цены спроса на продовольственную пшеницу 12,5% достигли 11000-11400 и 10500-11200 руб/т СРТ-порт (порты Черного и Азовского морей) против 10300-10500 и 9600-9900 руб/т СРТ-порт соответственно на старте сезона. Кроме того, стоит отметить, что трейдеры предпочитали осуществлять закупки партиями небольших объемов, наученные опытом прошлого сезона, когда, сформировав существенные запасы зерновой по максимальным ценам, впоследствии были вынуждены реализовать ее по более низким ценам ввиду конъюнктуры внутреннего рынка. Соответственно, темпы закупок были невысокими.
Представитель экспортно-ориентированной компании Ростовской области отметил: «Текущий сезон начался достаточно нестандартно. Ввиду нестабильной экономической ситуации аграрии сдерживали реализацию зерновой, вследствие чего трейдеры, и наша компания в частности, вынуждены были закупать необходимые под контракты объемы по максимальным ценам или же постепенно увеличивать их. В то же время, действующая с начала сезона таможенная пошлина не позволяла существенно повышать цены. Резкий рост цен на зерно ввиду девальвации национальной валюты в конце августа привел к тому, что мы вынуждены пока приостановить поставки пшеницы на внешние рынки. Относительно развития ситуации в дальнейшем могу отметить, что в сложившихся ныне условиях прогнозировать тенденции рынка и разрабатывать торговые стратегии не представляется возможным. Однозначно работа экспортного рынка будет зависеть от валютного фактора».
Ситуация сложилась, по сути, безвыходная: для того чтобы сформировать объемы зерна на внутреннем рынке, необходимо было повышать закупочные цены. Но чем выше была стоимость зерновой на внутреннем рынке, тем больше становился размер таможенной пошлины, и, соответственно, снижалась маржа. И если в 2014/15 МГ девальвация позволяла экспортно-ориентированным компаниям активно повышать рублевые цены с целью привлечения большего количества предложений, то в текущем сезоне валютный фактор отчасти начал играть против трейдеров.
Ожидания операторов рынка
В текущей экономической ситуации основная часть операторов российского рынка пшеницы затрудняется прогнозировать динамику цен. Но, вместе с тем, если ситуация на валютном рынке не стабилизируется и не станет прогнозируемой, то, вероятнее всего, избежать существенного удорожания пшеницы в текущем сезоне не удастся. Помимо этого, значительную роль ситуация на валютном рынке будет также оказывать на темпы экспорта пшеницы. При условии роста цен на пшеницу на внутреннем рынке на фоне действия таможенной пошлины трейдеры не исключают вероятности существенного снижения объемов продаж зерновой на внешние рынки, а также сокращения количества экспортно-ориентированных компаний.
Другие материалы по теме "Рынок зерна":
Прогноз рынка зерновых на 2015/2016 годы
Россия: промежуточные итоги уборки нишевых культур в 2015 году. "АПК-Информ"
Рынок фуражной кукурузы России: ценовые тенденции 2014/15 МГ. "АПК-Информ"
Российский рынок пивоваренного ячменя: старт сезона. "АПК-Информ"