На кубанских полях только кубанские семена. Несбыточная мечта или вполне реальная цель? Чем сегодня засевают гектары пашни в Краснодарском крае? И готовы ли кубанские селекционеры взять курс на импортозамещение?
Самый крупный за всю историю урожай — 14 млн т зерна. Больше в России никто не собирает. Кубань каждый год бьет очередные рекорды. За высокие результаты борются и труженики поля, и, конечно же, селекционеры. Одно из самых главных достижений последних — весь собранный хлеб без тени сомнения может называться кубанским. Семенами озимых культур регион не просто стопроцентно обеспечивает себя, но и потребности других субъектов России.
Однако импортные гибриды покупать все же еще вынуждены. Вот как, например, выглядит сложившаяся ситуация в цифрах. Доля иностранных семян кукурузы в крае — 68%, подсолнечника −70%, овощей, которые выращивают в открытом грунте, больше 80%. А вот с сахарной свеклой ситуация еще хуже — она практически полностью импортная. Вопросом развития селекции озадачены и краевые власти. От его решения, по мнению главы региона Вениамина Кондратьева, во многом зависит и продовольственная безопасность.
«Нам сегодня нужен собственный, российский, кубанский семенной фонд. А это, конечно, только наука. Сегодня поддержать науку — значит поддержать сегодня нашу селекцию, значит поддержать завтрашний день. С точки зрения того, что мы будем обеспечены собственными не то что даже семенами, а продуктами питания, которые важны для любого региона, любой страны. Кубань готова стать площадкой для перезагрузки российской науки», — говорит губернатор.
Тем более сегодня большинство существующих отечественных сортов ничуть не уступают по качеству иностранным гибридам. Зачастую импортные семена могут не всегда давать высокий урожай. Ведь при разработке селекционеры учитывают определенные погодные условия, которые могут просто не совпадать с нашим климатом. Но больше всего ученых беспокоит генотип зарубежных гибридов, особенно если они полностью займут семенной рынок.
«Мы знаем, какие мы создали сорта, что в генотипе этого сорта, какой генофонд наших сортов, и чем мы будем кормить свое население. Если мы потеряем свою селекцию и отдадим все на откуп иностранцам, то завтра мы не будем знать, какие генетические конструкции встроили в ту же пшеницу или другую культуру. И как это в дальнейшем скажется на здоровье населения нашей страны», — отмечает завотделом Краснодарского НИИ сельского хозяйства им. Лукьяненко Людмила Беспалова.
Толчок развитию семеноводства в крае, по мнению местных властей, должна дать и новая программа. По поручению губернатора, действовать она начала в 2016 году и рассчитана на пять лет. За весь этот период планируется, что свою базу селекции смогут модернизировать больше полусотни семеноводческих хозяйств.
Уже сегодня специалисты говорят об ее эффективности — в течение трех лет станет возможным вырастить свои сорта сахарной свеклы и получить большой объем сева отечественных семян кукурузы, подсолнечника и сои. Но есть опасение, что все это может остаться невостребованным, если не перенять опыт иностранных коллег. В данном случае речь идет о маркетинге. Выгодные условия, акции и хороший пиар — то, чего сегодня кубанское семеноводство еще лишено.
«Сегодня основная задача для нас — максимально продвинуть семена кубанских производителей, нашей отечественной селекции. Это, в первую очередь, маркетинговые составляющие. Сегодня иностранные компании, которые торгуют, большое количество средств выделяют на то, чтобы продвигать свой товар. К сожалению, наши компании, которые производят, только становятся на этот путь», — говорит заместитель губернатора Краснодарского края Андрей Коробка.
На производство семян в Краснодарском крае ставку делают и федеральные власти. Научно-исследовательские институты Кубани уже оценил помощник президента России Андрей Фурсенко. По его словам, имея такую сильную базу, регион может не просто значительно продвинуться в развитии семеноводства, но и стать примером для других.
«Есть поручение президента, и сейчас, видимо, будет подготовлен документ, который подпишет президент именно о развитии научно-технологического направления в АПК. Именно поэтому мне было поручено приехать сюда. То, что сегодня делается на Кубани, может быть образцом. Может быть основой для подходов в растениеводстве, которые могут использоваться по всей стране. Именно поэтому земля, золотая земля Кубани, должна использоваться не для производства товарного зерна, а должна использоваться для будущего», — подчеркивает Фурсенко.
Конечно, чтобы решить эту задачу и засеивать поля только собственными семенами, потребуется далеко не один год. А пока в условиях здоровой конкуренции есть все шансы, чтобы обойти иностранных производителей, сообщается в эфире телеканала «Кубань 24».