Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Разбор Milknews: Как проходит эксперимент по внедрению обязательной маркировки при коронавирусе

Источник: Milknews

Новые экономические барьеры в ЕАЭС, небывалые затраты производителей и отсутствие реального эффекта для борьбы с контрафактной продукцией - отраслевые ассоциации РФ оценили последствия введения обязательной маркировки. Они обратились к руководству стран-участниц ЕАЭС с предложением изменить подходы к внедрению маркировки товаров в рамках Евразийского экономического союза. Авторы обращения считают, что необходимо исключить односторонний формат введения проекта, так как он может нанести вред всей экосистеме отношений государств в рамках Союза.

В то же время в России эксперимент по маркировке молочной продукции идет полным ходом. Роспотребнадзор разрешил специалистам по маркировке допуск на предприятия. Несмотря на то, что Москва с 9 июня начала снижать ограничения, число новых заболевших не падает, в стране сохраняется трудная эпидемиологическая ситуация, в ряде регионов по-прежнему введены ограничительные меры по борьбе с распространением COVID-19. Возможен ли в таких условиях допуск сотрудников ЦРПТ на предприятия и как протекает эксперимент по внедрению маркировки — в обзоре Milknews.

Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен

Роспотребнадзор разрешил специалистам от ЦРПТ допуск на предприятия производителей молочной продукции и минеральной воды с соблюдением санитарных требований. При этом ранее тот же Роспотребнадзор опубликовал рекомендации по организации работы предприятий в условиях распространения коронавирусной инфекции. Согласно этим предписаниям, на предприятия необходимо ограничить допуск лиц, не связанных непосредственно с производственной деятельностью.

«Необходимо быть последовательными и логичными в своих решениях, - считает гендиректор Московского завода плавленых сыров «Карат» Евгений Гребнев, - Роспотребнадзор сам себе противоречит. Они делают правильные вещи по жестким правилам поведения при пандемии и в то же время разрешают приходить на завод посторонним лицам, не имеющим отношения к производству. Это создает дополнительные риски для бизнеса, это опасно для людей. У нас заболевших было не катастрофически много, но они были - 26-28 человек. Но при этом шлейф контактов от них огромный, и Роспотребнадзор требовал эти контакты изолировать, что мы, конечно, и делали. Так давайте вначале справимся с одной проблемой, а потом будем решать другую. Ничего не случится, если все это сдвинуть на 3-4 недели. Ситуация в Москве уже начала существенно улучшаться».

По последним данным, в некоторых регионах число заболевших только растет, там пик распространения инфекции еще не наступил. По словам заместителя генерального директора по правовым вопросам ЗАО «Кировский молочный комбинат» Ларисы Заболотской, у них на предприятии по-прежнему сохраняются все ограничительные меры. «Из-за распространения коронавирусной инфекции у нас на предприятии полностью остановлены работы, производящиеся силами сторонних организаций. У нас были планы по приобретению и монтажу оборудования — все это пришлось приостановить, рассказала Заболоцкая. - Кроме того, в Кировской области введены ограничительные меры в связи с распространением вируса. Специалисты, которые приезжают из других регионов, должны пробыть на карантине две недели, а также подтвердить отсутствие у них инфекции. По нашему мнению, эти же меры должны быть применимы и к прибывающим сотрудникам ЦРПТ. Мы готовы продолжать эксперимент по маркировке, но при этом необходимо соблюдать все установленные ограничительные меры».

В то же время, по словам ряда производителей, до сих пор есть много проблем, которые можно решить дистанционно. «На данный момент присутствие специалистов по маркировке на предприятии не является обязательным, — считает председатель совета директоров АО «Тульский молочный комбинат» Александр Ширинкин. - Сейчас интеграторы сотрудничают как между собой, так и с ЦРПТ с целью определить и согласовать задачи и функционал. В ближайший месяц точно все работы можно проводить удаленно. Это не приведет к дополнительным задержкам, так как согласованная работа ведется ежедневно. И, конечно, мы считаем, что присутствие дополнительных специалистов на предприятии — это необоснованные риски».

Оказалось, что некоторым предприятиям не удается начать эксперимент из-за инфекции. Об этом сообщил Milknews владелец ООО «Степь» Руслан Сагитов: “Если начнем 1 июля, то, возможно, успеем завершить эксперимент к новому году. У нас небольшое предприятие, нам проще, так как у нас сами процессы на складе, на производстве не такие сложные, на данным этапе мы можем ограничиться удаленными консультациями с сотрудниками ЦРПТ”.

Технические сложности и неоправданные затраты

Напомним, эксперимент по маркировке готовой молочной продукции продлили до декабря текущего года. Однако, по словам производителей, на данный момент к маркировке не готовы не только предприятия, но и типографии.

Заместитель генерального директора ООО «Санкт-Петербургский молочный завод Пискаревский» Георгий Житмарев в интервью Milknews заявил, что «отрасль не готова к нанесению маркировки во всех ее составляющих. Из всех заводов по упаковке, с которыми сотрудничает предприятие, только один сообщил о своей готовности.

- Мы уведомили ЦРПТ, что продолжим эксперимент только после того, как получим ответ от наших производителей упаковки. Не готовы сами молочные предприятии, они не оборудованы приборами для нанесения и считывания. Обязательная маркировка начинается через 20 дней после окончания эксперимента, но лишь малая часть предприятий участвует в эксперименте, то есть остальным дается всего 20 дней. Это не реалистично. Могу сказать, что только после того, как мои поставщики упаковки будут готовы к нанесению маркировки, мне надо будет минимум год, чтобы все наладить. А производители упаковки, может быть, как раз и будут готовы к концу эксперимента. Кроме того, к считыванию этих кодов не готова торговля. Во многих населенных пунктах в магазинах нет оборудования, чтобы считать код, то есть необходима модернизация целой отрасли.

Что касается стоимости маркировки, молочная отрасль должна будет платить ЦРПТ около 35 миллиардов руб в год. Только наше предприятие должно будет выплатить 120 млн рублей только за то, что они генерируют коды. Но это вся прибыль отрасли. К тому же будет больше количество брака. Если код не удастся прочитать, то скоропортящуюся молочную продукцию придется выбросить, ее нельзя перемаркировать. Убытки составят от 1 до 5 процентов оборота – это очень много. И все это в итоге приведет к удорожанию продукции: плюс 1 рубль к единице продукта – это минимум. Потери по браку будут стоить еще рубль или два, - рассказал Milknews Житмарев.

Не только о больших затратах, но и о технических трудностях говорят сейчас все производители молочной продукции. По словам Ларисы Заболотской, до сих пор не описаны все процессы маркировки: «В понимании ЦРПТ, мы просто должны взять коробочку, наклеить на нее код маркировки, занести в систему — и дело сделано. Но на самом деле все сложнее. Необходимо проследить, что конкретному покупателю поступит товар с конкретным номером нанесения из определенной партии. По нашему мнению, продолжать работу по налаживанию всего этого процесса можно будет, когда закончится эпидемия».

О серьезных изменения всей цепочки говорит и владелец ООО «Степь» Руслан Сагитов: “Для тестирования мы выбрали 2 позиции: это ряженка в склянке и сметана в стаканчиках, но пока мы еще не выбрали интегратора. Не знаем, хватит нашей компетенции или нет, но постараемся удаленно установить все необходимое оборудование. Очевидно, что у нас сильно поменяется работа водителей-экспедиторов. Производство у нас небольшое, идут отгрузки по маленьким магазинам, и водитель комплектует заказ прямо в машине. Соответственно сейчас у него появляется дополнительная работа: во время комплектации заказа он будет вынужден еще сканировать коды продукции, которую передает в конкретный магазин. Это означает, что пребывание в одной точке у него увеличится раза в два, или в машине нужен будет дополнительный сотрудник. Для нас это большие затраты”.

Некоторые производители делают более оптимистичные прогнозы по срокам окончания эксперимента, также обращая внимание на технические трудности. Александр Ширинкин, комментирую проблему Milknews, заявил, что надеется получить результаты уже в октябре: «При этом хотелось бы отметить, что работы в данном направлении еще очень много. Необходимо подготовить не только типографии, выпускающие упаковку, но и предприятия торговли для принятия продукции. Кроме того, потребуется немалое время на согласование всех процессов. Например, сейчас мы ведем с ЦРПТ диалог о складской логистике и о доставке. Но каждый раз, когда мы получаем ответ, что все отработано, по факту оказывается не так. Однако, можно отметить, что сейчас гораздо больше понимания, чем в конце прошлого года — начале этого».

В чем смысл?

По данным ЦРПТ, в системе маркировки зарегистрированы уже более 200 компаний — производителей молочной продукции. Однако, как отмечают сами молочники, до сих пор нет ответа, зачем отрасли нужна маркировка. Георгий Житмарев считает, что «маркировка ничего не дает ни покупателю, ни производителю, ни государству». По его словам, «с фальсификатом сейчас успешно борется Меркурий, он же отвечает за прослеживаемость товара до магазина, подделки в молочной отрасли практически нет».

Ранее об этом писал и Союзмолоко. В своем выступлении на площадке Рабочей группы по снижению издержек бизнеса Комиссии Государственной Думы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства гендиректор Союзмолоко заявил, что маркировка - это самая дорогая регуляторная мера в истории современной России, и затраты для всех индустрий, по оценкам НИФИ, составят 1,5 трлн руб., или 1,5% ВВП РФ. Для молочной отрасли это также крайне дорогое нововведение, которое в первый год потребует от бизнеса около 61 млрд. руб., в последующем ежегодные операционные затраты составят 35 млрд. руб. При этом валовая прибыль всей молочной отрасли, включая сектор производства сырого молока и переработку, составляет 35 млрд. руб. Господдержка отрасли составляет ежегодно 32-35 млрд руб. Самая существенная нагрузка ляжет в данном случае на малый бизнес.

“Объем контрафактной продукции в отрасли не превышает 1%, а если мы хотим решать проблему фальсификата, но для этого у нас есть система “Меркурий”, - подчеркнул Белов.

По его мнению, во время пандемии ни в коем случае нельзя продолжать проведение эксперимента на предприятиях, крайне важно не допустить распространение болезни. Он предложил перенести сроки введения маркировки для остальных отраслей, а для молочной вернуться к вопросу целесообразности введения с учетом уже действующей системы “Меркурий”.

Возможно, вам это будет интересно