В начале ноября президент России Владимир Путин поручил Правительству до 25 декабря разработать подпрограммы по развитию генетического потенциала крупного рогатого скота, селекции и семеноводства масличных и овощных культур.
Кроме того, кабмину предстоит принять системные меры по привлечению специалистов в области ветеринарии к работе на селе, а властям регионов - меры по укреплению материально-технической базы ветеринарных служб в субъектах РФ.
Некоторые из этих подпрограмм реализуемы только при условии долгосрочных инвестиций со стороны государства. Дать свою оценку планам и их реализуемости в обозримом будущем, «АгроВестник» попросил экспертов из компаний, отраслевых союзов и Правительства.
Так, в Масложировом Союзе России, отвечая на вопрос издания о формировании специальной подпрограммы по масличным культурам ответили, что поручение Президента было представлено по итогам встречи главы государства с представителями агропромышленного сектора, состоявшейся в начале октября в Ставропольском крае. Вопрос развития селекционно-семеноводческой базы был представлен в дискуссионной повестке отдельным блоком.
«Формирование специальной подпрограммы по масличным культурам имеет стратегически важное значение для всей отрасли. К 2024 году мы должны в два раза увеличить объем валового сбора масличных – до 35,4 млн тонн. Исключительно за счет наращивания посевных площадей этих показателей не добиться. Потому нам придется в достаточно сжатые сроки выйти на стабильное производство отечественных высокопродуктивных сортов и гибридов. Пока у нас сохраняется высокий уровень зависимости от зарубежных сортов. Так, более половины применяемых семян подсолнечника - зарубежные гибриды, аналогичная ситуация и с озимым рапсом. Есть и более тревожная тенденция – около 30% ярового рапса высевается за счет несортовых или не включенных в селекционный реестр семян. В эту же категорию попадает 20% сои и озимого рапса. Безусловно, что при таких стартовых условиях фермер заведомо теряет в урожайности», - считает исполнительный директор союза Михаил Мальцев.
По мнению эксперта, оценивать возможности реализации программы пока рано. «Объективную оценку можно дать только после выхода проекта подпрограммы. Активное внедрение современных технологий селекции позволит существенно сократить сроки введения новых сортов и гибридов. Безусловно, у нас есть положительный задел в развитии селекции. Например, ФГБНУ ВНИИМК предлагает свои сорта высокоолеинового подсолнечника и рапса. Также ряд агрохолдингов инвестирует в развитие собственных селекционно-семеноводческих центров», - заявил Мальцев.
По вопросу развития генетического потенциала крупного рогатого скота в России «АгроВестник» обратился к заместителю председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Айрату Хайруллину.
В России, в настоящее время, уже есть достаточно продуктивный скот, но он преимущественно импортный, либо от иностранных быков производителей. Связано это с довольно длительным циклом подготовки быков улучшителей.
«От момента рождения бычка до получения от него качественного проверенного генетического материала проходит, как правило, 6-7 лет. Еще 9 месяцев пройдет до рождения первых телят. Половина приплода будут бычки, половина тёлочки. Процесс отбора приплода для анализа так же займёт время.
Ещё 15-18 месяцев уйдёт на то, чтобы вырастить каждую тёлочку до случного веса и возраста, далее 9 месяцев каждая телочка будет стельной. Таким образом пройдёт 3 года до того периода, как только мы сможем получить молоко от дочки быка.
А ведь еще важно понимать, не деградируется ли производство у внучки, а это плюс ещё 3 года. При этом через 3, а тем более через 6 лет от начала получения генетического материала и первого приплода многих быков уже в живых не будет», - рассказывает Айрат Хайруллин.
«В настоящее время станции искусственного осеменения, работающие в России, пока не исследуют результаты работы своих быков. Большинство из них гордится тем, что имеют закупленных за рубежом быков-производителей, но ещё не имеют анализа того, к чему приведёт использование их потомства.
Разумеется, производство высококачественного генетического материала - это долгая работа и дорогое удовольствие, требующее больших оборотных средств, поэтому пока российским животноводам приходится закупать его за рубежом», - заключил заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Айрат Хайруллин.
Своим взглядом на привлечение специалистов в области ветеринарии к работе на селе и ситуации с профессиональными кадрами с «АгроВестником» поделились в ООО «АПК «ПРОМАГРО».
В компании рассказали, что ветеринарный врач в сфере промышленного животноводства является узкопрофильным специалистом, к квалификации которого предъявляются серьёзные требования. В связи с этим на рынке наблюдается дефицит ветврачей, что вынуждает сельскохозяйственные компании конкурировать за квалифицированных работников этого профиля.
«В нашей компании существует несколько направлений решения этой проблемы, в частности привлечение ветврачей из других регионов. Мы обеспечиваем им комфортные условия труда: компенсируем затраты на проживание, проезд и питание, предлагаем конкурентную заработную плату и удобный сменный график. Ветврачи являются стратегически важными сотрудниками в «ПРОМАГРО» и составляют резерв для повышения на должности руководителей ферм, площадок и свиноводческих комплексов.
Ещё одно направление – работа с молодыми кадрами, например, сейчас мы привлекаем студентов в качестве помощников ветврачей. Если они хорошо себя зарекомендуют, мы содействуем им в переходе на более высокие позиции.
Сегодня количество ветврачей на предприятии, работающем в промышленном животноводстве, регламентировано законодательно. В соответствии с требованиями штат ветврачей «ПРОМАГРО» укомплектован. Тем не менее, оперативность реагирования на ситуации с заболеваниями зависит больше от повышения квалификации работников, нежели от наращивания их количества. Для этого мы планируем развивать программы обучения специалистов данного профиля, в том числе с привлечением иностранных экспертов», - поделились опытом в компании.
Свое мнение по реализации государственных подпрограмм, высказал и управляющий партнер агентства Agro&Food communication Александр Панченко: «Данные меры направлены на усиление самодостаточности отечественного АПК. Другой вопрос, а стоит ли тратить столько усилий в эпоху глобализации? В России сейчас акценты сдвинуты с экономической целесообразности на политическую необходимость. Мы должны обеспечить продовольственную безопасность, потому что, условно, завтра можно попасть под санкции. Всё надо производить самим. У данного подхода есть свои причины, но экономически он не оптимален.
При этом надо понимать, что отставание России в селекции от ведущих мировых центров уже огромное. Но, перспективы у России есть, есть и возможности. Например, по сахарной свёкле, СССР был одним из лидеров в 60-70-е годы, но позже, увы, по очевидным причинам отрасль была разрушена. Главный вопрос будет ли достаточным финансирование. Например, на выведение одного успешного гибрида сахарной свеклы в ЕС производитель тратит около 4 млн. евро.
Что касается привлечения молодых специалистов в села – это вообще очень сложная задача. На сегодня, большинство молодых людей мечтают при первой возможности сбежать в город. Даже на меньшую зарплату. Поэтому задача привлечь их на работу «на земле» – это, прежде всего, «головная боль» региональных властей. Безусловно, крупные, а, возможно, средние финансово-устойчивые предприятия смогут помочь в достижении данной цели, но я полагаю, что это направление будет одним из самых проблематичных».
Все подпрограммы призваны усилить конкурентоспособность отечественного АПК. И пока ясно одно, что реализация подпрограмм потребует больших вложений государства в течение многих лет. Учитывая неравномерность развития регионов, реализация подпрограмм может столкнуться не только с теми вызовами, о которых говорили эксперты.