По данным нового доклада, опубликованного Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), объем мировой торговли агропродукцией увеличился с 1995 года более чем в два раза и достиг 1,5 трлн долл. США; экспорт из стран с переходной и развивающейся экономикой также постоянно растет и составляет уже свыше трети от общемирового объема.
В докладе "Состояние рынков сельскохозяйственной продукции, 2020 год" (СОКО 2020) указывается, что глобальная торговля и хорошо функционирующие рынки лежат в основе процесса развития, так как они могут стимулировать инклюзивный экономический рост и устойчивое развитие, а также усилить устойчивость к потрясениям.
"Мы должны полагаться на рынки как на неотъемлемый компонент глобальной продовольственной системы. Это тем более важно перед лицом серьезных потрясений, будь то COVID-19, нашествие саранчи или изменение климата", - написал Генеральный директор ФАО Цюй Дунъюй в своем вступительном слове к докладу.
Повышение роли глобальных агропродовольственных производственно-сбытовых цепочек
По оценкам, приведенным в докладе, около трети мирового экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия реализуется в рамках глобальной производственно-сбытовой цепочки и пересекает границы не менее двух раз.
Возрастание роли глобальных производственно-сбытовых цепочек обусловлено ростом доходов, снижением торговых барьеров и техническим прогрессом, которые трансформировали рынки и торговые процессы, связав между собой фермеров, торговцев и потребителей разных регионов и стран.
"Глобальные производственно-сбытовые цепи могут облегчить интеграцию развивающихся стран в глобальные рынки. Поскольку они тесно связывают наши продовольственные рынки, они также служат механизмом распространения передового опыта для содействия устойчивому развитию", - отметил Генеральный директор ФАО.
В свою очередь, участвуя в глобальных производственно-сбытовых цепочках, мелкие фермеры могут расширить производство продовольствия и увеличить доходы". В среднем в краткосрочной перспективе 10% расширение участия сельского хозяйства в глобальных производственно-сбытовых цепочках может дать прирост производительности труда примерно на 1,2%, говорится в докладе.
Однако мелкие фермеры часто оказываются лишены выгод участия в глобальных производственно-сбытовых цепочках. Кроме того, появление глобальных производственно-сбытовых цепочек со жесткими требованиями к качеству и безопасности пищевых продуктов может привести к дальнейшей маргинализации мелких фермеров.
"Мы должны удвоить усилия по вовлечению мелких фермеров в современные производственно-сбытовые цепочки, обеспечивая тем самым доходы сельского населения и продовольственную безопасность как в сельских, так и в городских районах", - отметил Цюй Дунъюй.
Для достижения этой цели необходим широкий арсенал мер по созданию условий, которые позволят рынкам процветать и будут способствовать участию мелких фермеров в глобальных производственно-сбытовых цепочках - например, будут способствовать улучшению сельской инфраструктуры и услуг, образования и технологий производства.
Цифровые технологии могут помочь улучшить функционирование рынков и облегчить доступ фермеров к этим рынкам. Инновации, такие как электронная торговля продуктами питания, могут быть полезными как для фермеров, так и для потребителей. Однако, для того чтобы часть дивидендов от цифровых инноваций получили и беднейшие слои населения, необходимо сократить существующий в настоящее время цифровой разрыв в сельском хозяйстве.
Переход на более инклюзивные бизнес-модели, такие как контрактация сельхозпродукции и блокчейновые технологии, также может помочь фермерам лучше интегрироваться в современные и более сложные производственно-сбытовые цепи.
Например, участие в контрактация сельхозпродукции может увеличить доходы фермерских хозяйств более чем наполовину, о чем свидетельствуют результаты анализа основных исследований по вопросам контрактации. Однако в докладе подчеркивается общая нехватка информации о различных последствиях контрактации продукции, помимо его влияния на благосостояние фермеров.
Как сельскохозяйственные и продовольственные рынки могут способствовать устойчивому развитию?
В докладе убедительно обосновывается та роль, которую рынки сельхозпродукции и продовольствия могут играть в качестве катализатора устойчивого развития.
В нем утверждается, что продвижение и широкое применение схем и стандартов добровольной сертификации устойчивости в сельском хозяйстве может способствовать, например, балансированию экономических, экологических и социальных интересов.
Схемы сертификации устойчивости могут способствовать развитию справедливой торговли, интеграции, недискриминации и благоприятных для окружающей среда агротехнологий. Они могут также способствовать решению таких задач, как обеспечение безопасности труда, запрет труда и поощрение инвестиций.
Так, согласно данным, полученным от мелких фермеров, занимающихся выращиванием кофе в Уганде, семьи, прошедшие сертификацию на предмет устойчивости, тратят на образование детей на 146% больше и держат детей в школе дольше, чем семьи, не прошедшие сертификацию.
Еще одно исследование, посвященное системам сертификации, способствующим рациональному лесопользованию, показывает, что выращивание кофе в тени лесов в Эфиопии может помочь замедлить деградацию лесов.
В докладе также отмечается, что, хотя бананы являются одним из самых продаваемых тропических товаров в мире, по оценкам, только 5-8% бананов регламентируется стандартами устойчивости.
Эволюция торговли и рынков - тенденции и движущие силы
∙Движущими силами международной торговли сельхозпродукцией и продовольствием являются технический прогресс, урбанизация, рост численности населения и доходов, снижение транспортных расходов; торговая политика и снижением средних ввозных пошлин.
∙Страны с уровнем дохода выше и ниже среднего вместе взятые увеличили свою долю в мировом экспорте агропродовольственной продукции примерно с 25% в 2001году до 36% в 2018 году.
∙Хотя с 1995 года мировая торговля агропродовольственными товарами удвоилась в реальном выражении, после финансового кризиса 2008 года темпы ее роста замедлились. Ожидается, что пандемия COVID-19 еще более усугубит эту тенденцию.
∙Финансовый кризис 2008 года и последовавший за ним экономический спад затормозили развитие глобальных производственно-сбытовых цепочек в агропродовольственной сфере, а пандемия COVID-19 может еще больше ослабить их роль как фактора глобальной торговли и роста.
∙Цифровые технологии трансформируют все этапы цепочки производства и сбыта продовольствия - от фермы до стола. Они позволяют повышать эффективность, создавать рабочие места и экономить ресурсы. Однако трудно предвидеть, каким образом возможные последствия технических инноваций могут повлиять на то, как мы выращиваем, перерабатываем, продаем и потребляем пищевые продукты.
∙В то время как страны Европы и Центральной Азии, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, как правило, торгуют внутри своих регионов, страны Южной Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна, Африки к югу от Сахары, Северной Америки, Ближнего Востока и Северной Африки торгуют более глобально. Около 90% экспорта сельскохозяйственных товаров из стран Африки к югу от Сахары, а также Латинской Америки и Карибского бассейна направляется в другие регионы.
∙Торговля будет и впредь играть важную роль в обеспечении глобальной продовольственной безопасности и качества питания, путем перемещения продовольствия из регионов с избытком продовольствия в регионы, где его не хватает.
∙Региональные торговые соглашения могут стимулировать участие в глобальных производственно-сбытовых цепочках и ускорить процесс институциональных и политических реформ. Однако, поскольку многие уязвимые страны по-прежнему зависят от глобальных рынков, важное значение имеет развитию многосторонней торговой системы.
∙Большую часть торговли агропродовольственной продукцией составляют переработанные пищевые продукты.
О СОКО 2020
Доклад состоит из четырех разделов: тенденции на рынках сельскохозяйственной продукции и продовольствия, глобальные производственно-сбытовые цепи в сфере продовольствия и сельского хозяйства; фермеры и производственно-сбытовые цепи: бизнес-модели более устойчивого роста и цифровые технологии и рынки сельскохозяйственной продукции и продовольствия.