Угроза роста нелегального экспорта зерна и масличных через Казахстан в обход введенных в России пошлин вынуждает власти задуматься об усилении контроля за вывозом урожая. По данным “Ъ”, Минсельхоз предлагает вернуть санитарный контроль на границе и отслеживать перемещение каждой партии. Но против этого может выступить Казахстан.
На совещании у замглавы Минсельхоза Оксаны Лут 2 сентября обсуждался вопрос усиления контроля за вывозом зерна и масличных в Казахстан для недопущения реэкспорта в другие страны, сообщили “Ъ” несколько участников встречи. По их словам, в министерстве опасаются, что российские производители, пытаясь обойти пошлины, нелегально вывезут в соседнюю страну 3–4 млн тонн. Пошлины на российское зерно и масличные введены для стабилизации цен. Так, вывоз подсолнечника с 1 июля облагается пошлиной в 50%. Пошлина на пшеницу с 3 сентября установлена в размере $46,5 за тонну, ячменя — $26,1, кукурузы — $51,1. Ограничения действуют только при поставках за пределы ЕАЭС.
В качестве оперативной меры в Минсельхозе рассматривают частичный возврат санитарного контроля на границе с Казахстаном, говорят собеседники “Ъ”.
Предлагается дать сотрудникам МВД и пограничной службы ФСБ доступ к данным о выданных сертификатах на каждую партию зерна и масличных для поставок в Казахстан, а также используемых для перевозки транспортных средствах. Это позволит сверять номера автомобилей и останавливать зерновозы, сведений о которых нет. Планируется, что проверять партии груза будет Россельхознадзор.
В Минсельхозе не стали комментировать усиление контроля на границе с Казахстаном. Но заявили “Ъ”, что рассчитывают на унификацию экспортного регулирования в ЕАЭС — это позволит повысить эффективность национальных мер и затруднит их обход. В МВД, ФСБ и Россельхознадзоре на запросы “Ъ” не ответили.
Проблема различия в таможенно-тарифном регулировании продукции АПК в РФ и Казахстане уже обсуждалась на уровне ЕАЭС, и одним из решений было отслеживание происхождения товаров (см. “Ъ” от 17 июня). В Минэкономики заявили “Ъ”, что 20 августа Евразийский межправительственный совет поручил членам ЕАЭС унифицировать экспортное регулирование, в том числе пшеницы, подсолнечного масла и подсолнечника. Но, говорят собеседники “Ъ”, в Минсельхозе сомневаются, что Казахстан решится на пошлины, так как хочет развивать экспорт.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько признает, что усиление контроля на границе может отбить желание у части нелегальных экспортеров вывозить зерно и подсолнечник через Казахстан.
Исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев считает, что это «позволит повысить прозрачность товарных потоков». В организации ожидают, что в случае выполнения договоренностей странами ЕАЭС об унификации внешнеторгового регулирования обеспеченность российских перерабатывающих мощностей местным сырьем может превысить рекордные 80%.
Нелегальный оборот зерна необходимо пресечь, согласен председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин: «Россия в состоянии закрыть потребности своих партнеров по ЕАЭС по легальным каналам экспорта, чему способствует и беспошлинный характер торговли между нашими странами». По его словам, помимо усиления контроля на границе свою роль в повышении прозрачности поставок внесет анонсированная Минсельхозом система учета и отслеживания зерна. Также крайне важно, чтобы партнеры России по ЕАЭС гармонизировали регулирование экспорта продовольствия за пределы союза, добавляет господин Зернин.
Однако у предложенной Минсельхозом схемы есть недостатки, подчеркивает один из источников “Ъ”, участвовавших в заседании в министерстве.
По его мнению, невозможно контролировать тоннаж каждой партии, потому что пропускные пункты не оборудованы весами. «При этом даже частичное усиление контроля за перевозкой товаров рискует вызвать негативную реакцию Казахстана, который сможет заявить о несоблюдении соглашений в рамках ЕАЭС»,— полагает собеседник “Ъ”. В Минсельхозе Казахстана на вопросы “Ъ” не ответили. Но директор «Совэкона» Андрей Сизов согласен, что в основе Таможенного союза лежит идея свободного перемещения товаров, которую усиление контроля «подрывает».