Механизм госрегулирования российского рынка сахара с помощью импорта устарел. Нужен новый, более гибкий, который будет соответствовать современному состоянию рынка, считает эксперт агрорынков, преподаватель РЭУ им. Плеханова Марина Сидак. Она прокомментировала информацию о том, что Минсельхоз рассматривает введение импортной квоты на сахар с пониженной пошлиной.
"Последние годы показали, что пора модифицировать импортную политику на рынке сахара, которая была разработана, когда наш рынок был дефицитным и зависимым от импорта. Фокус делался на ввоз недостающего объема сахара, необходимого для рыночного баланса и в целях защиты интересов отечественных сахаропроизводителей", - заявила Сидак "Интерфаксу".
"Только хотелось бы больше понимания, о квоте на какой именно сахар идет речь: на белый, сахар-сырец или на тот и другой", - добавила она.
"Интерфакс" направил соответствующий запрос в Минсельхоз.
Сидак напомнила, что в связи с образованием Таможенного союза в 2009 году и введением Единого таможенного тарифа сахар был включен в перечень чувствительных товаров, решение по которым принимается на уровне трех стран (пяти стран с 2015 года). "Это делает невозможным отмену установленной в то время и действующей по сей день импортной пошлины на национальном уровне", - пояснила она. Тогда же была разработана и переменная шкала импортных пошлин на ввоз в Таможенный союз (теперь в ЕАЭС) сахара-сырца, которая "привязана" к фьючерсному контракту №11 на Нью-Йоркской бирже и определенным месяцам поставки.
Согласно этим правилам, импортная пошлина на белый сахар из стран, не входящих в ЕАЭС, составляет $340 за тонну, пошлина на сахар-сырец по шкале варьируется от $140 до $250 за тонну и для октября составляет $250.
"Поскольку с 2016 года рынок сахара РФ стал не только самообеспеченным, но у него появился и экспортный потенциал, этот механизм перестал работать, - заявила эксперт. - Кроме этого, о его противоречивости свидетельствует сохранение импортных льгот на ввоз сахара-сырца в Армении и Казахстане, гармонизация законодательства которых с общим для всех стран-участниц ЕАЭС до сих пор продолжается". Сидак пояснила, что эти две страны из-за природно-климатических условий не способны производить сахар в объеме, полностью удовлетворяющем их внутренние потребности, поэтому они вынуждены работать на импортном сырье либо закупать сахар у других стран-участниц ЕАЭС.
"Безусловно, внутренний рынок сахара ввиду своей специфики должен оставаться защищенным, но вот степень защищённости и сам механизм нужны уже другие, более гибкие и соответствующие современному состоянию рынка, - считает эксперт. - Высокая защищенность, с одной стороны, способствует росту отечественного производства, что на рынке сахара России сегодня актуально только для развития экспорта и удовлетворения потребностей внутреннего рынка, в частности растущей пищевой промышленности. С другой, способствует некой "расслабленности" рынка, злоупотреблению и самоуверенности, как показывает недавняя ситуация с необоснованным ростом цен. Поэтому при таких раскладах вмешательство государства - мера необходимая".
По ее словам, применение импортных пошлин на сахар - как на белый, так и на сахар-сырец - и установление квот на его поставки - распространенная мировая практика. "В нашем случае стоит еще учитывать интересы и особенности внутренних рынков остальных стран-участниц ЕАЭС. Необходимо, чтобы импортная политика была не только единой для всех, но также эффективной для всех и могла не только защищать внутренний рынок, но одновременно выступать в качестве инструмента стабилизации ситуации на нём", - заявила эксперт.
Говоря о положительном воздействии на рынок возможного введения квоты на импорт сахара с пониженной пошлиной, Сидак отметила, что если речь идет только о белом сахаре, то она будет способствовать развитию полноценной конкуренции и как следствие - стабилизации внутренних цен. Кроме того, квота может быть направлена на пополнение запасов, увеличение предложения на рынке, снижение риска дефицита, в том числе искусственно созданного. "В целом она может стать тем инструментом, который приведет рынок "в чувство", когда ценовая ситуация выходит из-под контроля, - сказала она. - Но к принятию подобных мер регулирования необходимо подходить очень взвешенно".
Если же речь идет и о сахаре-сырце, то, как считает эксперт, важно учитывать текущее состояние рынка, в частности, то, насколько он обеспечен свекловичным сахаром, и от этого формировать дальнейшие действия. "При этом защита производства из отечественного сырья должна всегда оставаться на первом месте", - подчеркнула она.
Что же касается рисков, то, как отметила эксперт, практика показывает, что любое квотирование способствует развитию коррупционных схем, поэтому нужно хорошо проработать вопрос прозрачности механизма распределения квот, чтобы объемы не попадали в одни и те же руки.
В целом же, подчеркнула Сидак, любой рынок регулируют спрос и предложение. "Но бывают ситуации, когда требуется вмешательство государства. И квотирование - один из немногих инструментов государственного регулирования, который, если правильно и своевременно применять, будет работать эффективно. Но и злоупотреблять им тоже не стоит", - заявила она.
Вопрос о введении квоты на импорт сахара с пониженной пошлиной возник в связи с резким ростом внутренних цен на сахар. Так, цены производителей с августа по октябрь 2020 года выросли с 28 рубля за 1 кг до 45 рублей соответственно (базис Краснодар).
По данным ФТС, импорт белого сахара в 2019 году составил 232 тыс. тонн против 316 тыс. тонн в 2018 году. Основные объемы поступают преимущественно из Белоруссии в рамках межправительственных соглашений. За 8 месяцев текущего года было импортировано 122 тыс. тонн сахара (170 тыс. тонн за аналогичный период прошлого года). Сахар-сырец в РФ с 2016 года не импортируется в связи с тем, что страна полностью обеспечена свекловичным сахаром.