Рынок нишевых культур для многих экспортно-ориентированных компаний России остается закрытым направлением, а, между тем, потенциал данного сегмента большой. Безусловно, каждый выбирает для себя сам – идти проторенной дорожкой или искать новые пути развития и увеличения прибыли. "Краснодарзернопродукт" – одна из тех компаний, которые не боятся трудностей и готовы расширять не только географию поставок, но и список экспортируемых культур. Рассказать о работе компании в сегменте нишевых культур согласился руководитель коммерческого отдела кормовых и нишевых продуктов компании Валерий Кафанов.
Группа компаний "Краснодарзернопродукт" (КЗП) входит в число крупных операторов на аграрном рынке России и является членом Российского Зернового Союза, соучредителем Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП). Предприятие производит зерновые и масличные культуры, осуществляет их хранение, переработку, логистические и торговые операции. КЗП занимается инвестированием в зернопроизводящие активы, оказывает услуги по их управлению. Консолидированная выручка ГК "Краснодарзернопродукт" по итогам 2014 финансового года составила 22 млрд. руб. Ее доля на международном рынке торговли зерном российского происхождения составила 5% в натуральном выражении.
- Ваша компания одна из немногих достаточно давно и успешно экспортирует нишевые зерновые культуры, такие как рис, нут и горох, в то время как большинство российских экспортеров обратили внимание на них только после введения пошлины на поставки пшеницы. В связи с этим хотелось бы уточнить, возросла ли конкуренция среди трейдеров в прошедшем сезоне?
- Да, несомненно, конкуренция возросла, но не в прошлом сезоне, а в этом. В 2014/15 МГ многие еще раскачивались, кто-то только присматривался к рынку. А уже в 2015/16 МГ конкуренция усилилась, но на работу таких крупных компаний, как наша, это повлияло не сильно. Например, на закупку судовых партий товара (коастеров) требуется около 120 млн. руб., у маленьких компаний нет таких средств, соответственно, возникает необходимость использовать заёмные, что не всегда приемлемо. При этом, сформировав одну партию товара, нельзя уходить с рынка в связи с отсутствием денежных средств.
- Увеличились ли за последние сезоны объемы экспортных поставок нишевых культур? Расширили ли перечень экспортируемых культур?
- Однозначный ответ дать сложно. Перефразируя, можно сказать так: "Любой спрос порождает предложение". Всё зависит от спроса на нишевые продукты на мировом рынке. Если в Индии в один из сезонов неурожай, то спрос на бобовые увеличится. В то же время, если в Индии урожай, то спрос снизится. Но еще не надо забывать, что основными конкурентами российских экспортеров остаются такие страны, как Канада и Австралия, их влияние на конъюнктуру мирового рынка достаточно существенное, и приходится считаться с ними. Если говорить об экспортируемых нашей компанией культурах, то, в первую очередь, хотелось бы отметить, что большую популярность набирает забытый сафлор, кориандр, люпин. В прошлом году наша компания была первой, кто экспортировал люпин из РФ. Люпин называют заменителем сои, в люпине отсутствуют ГМО, а это очень важно для некоторых покупателей. А для сельхозпроизводителей люпин важен в севообороте, т.к. он восстанавливает почву, обогащает её азотом.
- Изменилась ли в последнее время география рынков сбыта?
- Как таковая география рынков сбыта не меняется, все зависит от спроса на конкретный вид товара и, соответственно, цены на этот товар, никто не отменял формулу "цена-качество". Также существует так называемая культура потребления. Если Индия потребляет гороха и нута много, то Европа в пересчёте на одного жителя – гораздо меньше. Хотелось бы отметить, что "Краснодарзернопродукт", развивая экспорт нишевых культур, сам выстраивает стратегию продаж, ориентируясь на их востребованность в тех или иных странах. С появлением забытых культур, таких как люпин, мы расширили географию экспорта, и для нас было удивительно, что люпин используется не только на корм скоту и птице, но и в пищу человеком. В Испании, например, продаётся консервированный люпин.
- Какие направления (страны) считаете наиболее перспективными для работы?
- Все направления являются перспективными, если их развивать и над ними работать. Отмечу, что Турция – страна-перекупщик и как импортер нишевых не является интересным для нашей компании направлением. Прежде всего, турецкие компании, имея скрытую субсидию государства, активно закупают в РФ пшеницу, перерабатывают её и реализуют муку в другие страны. Вместе с тем, Турция является монопольным импортёром сафлора, но это лишь подхлестывает нас активно работать и находить новые рынки сбыта. Отдельно стоит выделить Китай как наиболее перспективное направление. Но этот рынок пока закрыт ввиду жестких фитосанитарных норм. А вот Шри-Ланка интересна как импортер кориандра, который используется не только в качестве приправы, но и эфира для парфюмерной отрасли. О необходимости развивать данное направление говорит тот факт, что в настоящее время одна из крупных российских компаний финансирует выращивание кориандра отечественными сельхозпроизводителями. Существуют и другие направления, но детально говорить о них не стоит, т.к. это коммерческая информация.
- С какими трудностями в поставках нишевых культур на мировые рынки вы столкнулись в последнее время?
- Самой главной проблемой была и остается высокая конкуренция на мировом рынке. Для того чтобы постоянно наращивать объемы экспортных поставок, нам необходимо не только предлагать приемлемые цены, но и сырье хорошего качества. В настоящее время основными конкурентами для нас являются Австралия как экспортер нута, Канада – гороха, Италия, Франция – люпина и т.д.
- Какие сложности возникают при формировании экспортных партий нишевых культур?
- Если говорить о нишевых культурах, то при рациональном подходе сложностей не возникает. Как известно, в РФ началась активная кампания по борьбе с перегрузом при автодоставке. Но экспортёры быстро нашли выход и переключились на ж/д перевозки. Да, это более долгий путь (заказ вагонов, согласование ГУ и т.п.), но работать надо. В пик сезона бывают проблемы со складскими площадями, но для крупных игроков это не проблема, т.к. мы предоставляем работу складам круглый год и мы находимся в приоритете. Если взять само физическое накопление партии, то мы активно работаем с сельхозтоваропроизводителями, которые выращивают ту или иную культуру, мы даём им обязательство, что выкупим их продукцию по рыночной цене. Вдобавок к этому у нас имеется свой солидный земельный банк, и наши сельхозпредприятия тоже выращивают необходимые нам культуры.
- Какое влияние оказывает нестабильная ситуация на валютном рынке на работу вашей компании в текущем сезоне?
- Однозначно ответить сложно, есть как отрицательные моменты, так и положительные. Девальвация национальной валюты зачастую позволяет повышать цены спроса на сырье на внутреннем рынке и формировать необходимые объемы, при этом уступая в цене на мировом рынке. Вместе с тем, курс нестабильный, предугадать его сложно, и, соответственно, риски очень большие.
- Каких результатов планируете добиться в 2015/16 МГ, какие цели для себя поставили?
- Планы наполеоновские, но как любая экспортно-ориентированная компания мы, прежде всего, зависим от конъюнктуры мирового рынка. Безусловно, приоритетной для нас остается задача расширять рынки сбыта, перечень экспортируемых культур, увеличивать объемы экспорта. Ставку делаем, в первую очередь, на бобовые, но не забываем и о таких культурах, как люпин, сафлор, кориандр, горчица и т.д.