Воронеж. 18.11.2015. ABIREG.RU – Аналитика – За последний год с небольшим и без того непростой молочный рынок накрыли последствия эмбарго и рост валюты. Кризисные явления – обострившийся дефицит сырого молока, снижение покупательской способности, удорожание оборудования, упаковки и т.п. – почувствовали на себе не только мелкие, но и ведущие игроки. Впрочем, нельзя не признать, что сейчас в стране пытаются решить хотя бы одну проблему: создаются максимально благоприятные условия для развития молочного животноводства. И в этом деле Черноземье вполне может быть «поильцем» многих близлежащих регионов.
Молочные реки
Одна из немногих, Воронежская область от дефицита молока не страдает. Регион лидирует по приросту молока в стране и занимает седьмое место по объему производства. Помимо большого потребления молочной продукции, Воронежская область еще и поставляет ее во многие другие регионы.
В Воронежской области работает российский лидер по производству сырого молока – холдинг «ЭкоНива». По результатам 2014 года компания произвела 153,7 тыс. тонн молока и вытеснила с этих позиций компанию «Красный восток».
Рост производства сырого молока эксперты констатируют ежегодно. Тем не менее, по словам министра сельского хозяйства Александра Ткачева, его дефицит в стране составляет 9 млн тонн при производимых 30 млн тонн. И сиюминутно высвободившуюся нишу заполнить не удастся: молочное животноводство – не птицеводство, где от яйца до упитанного цыпленка проходит меньше года. По подсчетам Минсельхоза, для покрытия дефицита сырого молока в стране сельхозпроизводителям нужен еще 1 млн голов дойного стада дополнительно. Для этого потребуются государственные и частные инвестиции в размере около 500 млрд рублей.
Даже в Воронежской области, где работает «ЭкоНива», лишнего сырого молока нет. Старший аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Алим Аюбов признает, что в сравнении с другими регионами в Черноземье достаточно много сырья. «Но ведь львиная доля вашего молока едет на рынок Москвы и Московской области. Это главные рынки сбыта и там самый платежеспособный спрос», - отмечает эксперт.
Федеральные власти, судя по всему, понимают, что дефицит молока надо экстренно восполнять. По словам председателя совета Молочного союза России, депутата Госдумы от Воронежской области Аркадия Пономарева, в 2015 году на развитие молочного животноводства выделена беспрецедентная сумма – около 23 млрд рублей. За ближайшие шесть лет объем финансирования составит 246 млрд рублей, тогда как в предыдущие шесть лет – почти на 90 млн рублей меньше. Также теперь увеличен период субсидирования процентных ставок по инвесткредитам для молочного животноводства – с 8 до 15 лет. Причем ставка рефинансирования по таким кредитам будет возмещаться полностью, а не на 80%, как раньше. Кроме того, еще 3% покрывает региональный бюджет. Сохраняются для молочного животноводства субсидии на литр товарного молока. Будет компенсироваться часть капитальных затрат на строительство и модернизацию молочных ферм, селекционно-генетических центров.
В данный момент в Черноземье реализовано и реализуется несколько крупных инвестпроектов по возведению молочных комплексов. Белгородская «Зеленая долина» нынешней осенью приступила к реализации второй очереди молочно-товарной фермы. Всего проект включает в себя строительство в течение 2014-2016 годов двух молочно-товарных ферм в Корочанском районе, на которых будут содержать почти 4 тыс. фуражных коров голштинской породы. Общий объем инвестиций – 2,6 млрд рублей. Производственная мощность новых ферм составит более 36 тыс. тонн товарного молока в год при среднегодовом удое в 9,1 тыс. кг на одну корову. Также проект предусматривает создание площадки по выращиванию нетелей в Шебекинском районе, где будут содержать более 4,2 тыс. голов.
В том же регионе в 2014 году белгородская компания приступила к строительству молкомплекса в Красненском районе на 2,5 тыс. голов, инвестировав 1,4 млрд рублей. Совсем недавно в регионе заявлен еще один проект: ОАО «Самаринское» планирует к концу года завершить строительство молкомплекса на 1,8 тыс. голов дойного стада и до 2 тыс. скотомест молодняка в Красногвардейском районе (Белгородская область).
В мае нынешнего года в Воронежской области был запущен второй молкомплекс фирмы «Калитва», подконтрольной бывшему сенатору от региона Николаю Ольшанскому. Речь идет о комплексе на 2,2 тыс. голов дойного стада. Предполагается, что на начальном этапе планируется получать от одной коровы 7 тонн молока в год, а при выходе на проектную мощность увеличить этот показатель до 8 тонн. Строительство комплекса началось в 2014 году. При этом первый комплекс был запущен в мае 2013 года. Инвестиции в проект составили 1,2 млрд рублей. Сейчас поголовье комплекса насчитывает 3,44 тыс. голов голштинно-фризской породы, валовый надой составляет 32 тонны молока в день.
«Для регионов Черноземья с благоприятными климатическими условиями для молочного животноводства недостаточно «прокормить» себя. На вас лежит ответственность, если так можно выразиться, за все те регионы РФ, в которых молочное животноводство либо невозможно по объективным причинам, либо из-за экономической нецелесообразности. Так что дефицит, о котором говорит министр, - это потенциал роста для всего Черноземья», - считает Алим Аюбов.
Своими силами
Введение эмбарго пока не стало очевидной причиной для возведения молочными холдингами своих ферм. Пожалуй, в Черноземье только воронежский «Молвест» спустя полгода после введения эмбраго заявил о намерении реализовать масштабный проект: впервые в Воронежской области появится молкомплекс на 5 тыс. голов дойного стада. Строительство комплекса в Аннинском районе к июлю следующего года должно быть завершено, что позволит получать с мегафермы порядка 110 тонн молока в сутки. Общий объем инвестиций оценивается в 3,4 млрд рублей.
Напомним, ранее компания реализовала похожий проект только меньшим объемом: в Кантемировском районе Воронежской области построили мегаферму СХП «Новомарковское» стоимостью свыше 2,6 млрд рублей. Комплекс рассчитан на 3,5 тыс. голов и дает 70 тонн молока в сутки.
Летом 2015 года «Молвест» также заявил о возведении второй очереди площадки для содержания молодняка и ремонтных телок в Кантемировском районе Воронежской области на площадке «Новомарковского». Объем инвестиций в реализацию проекта составит около 700 млн рублей. Завершение строительства планируется в мае 2016 года, комплекс будет рассчитан на 9,6 тыс. голов. За счет возведения второй очереди комплекса в Кантемировском районе планируется увеличение дойного стада до 4 тыс. голов, при этом годовое производство молока вырастет с 18,5 до 28 тыс. тонн.
Вместе с тем летом 2015 года владелец другого молочного предприятия в Воронежской области - россошанского ООО «Молоко» - Василий Остроушко, наоборот, продал большую часть своего стада (560 голов) структурам Николая Ольшанского. Однако, по словам господина Остроушко, сделал он это не от хорошей жизни: этими деньгами предприятие оплатило часть кредитов.
Пошло движение и в обратную сторону: производитель сырого молока холдинг «ЭкоНива» взял кредит на строительство завода по переработке молока и производству цельномолочной продукции с плановой мощностью 30 тонн молока в сутки. Планируется, что на заводе будут производить молоко, кефир, ряженку, варенец, сметану и творог под брендом «Академия молочных наук». Со временем в «ЭкоНиве» надеются расширить ассортимент. Ранее в «ЭкоНиве» говорили также о намерении возвести второй молзавод – мощностью уже 300 тонн в сутки и стоимостью порядка 600 млн рублей.
Удивительно, но развитием молочного животноводства после введения эмбарго занялись те, кто никогда не имел отношения к этому направлению. Посчитав, что от молочного животноводства будет синергия с мясным, «Мираторг» купил в конце 2014 года ферму в Курской области.
В погоне за прибылью
В отсутствие должного количества сырья и с ростом курса рубля на российском молочном рынке обострилась другая проблема: в начале октября нынешнего года Россельхознадзор заявил, что более 78% проверенного им сыра является фальсификатом. Правда, чуть позже министр сельского хозяйства и руководитель «Союзмолока» опровергли эту информацию. Корректной считается цифра в 10% фальсификата на отечественном рынке молока, а в сыре – не более 20-25%.
Между тем сообщений об обнаружении фальсификата после введения эмбраго в СМИ стало намного больше. Попался на этом и черноземный производитель молочной продукции: в начале октября 2015 года Россельхознадзор обнаружил фальсификацию растительными жирами сыра белгородского ООО «Ровеньки-маслосырзавод» (входит в ГК «Модекс», работает под ТМ «Богдаша», «Ровеньки»).
Алим Аюбов напоминает, что непростая ситуация с сырым молоком, сложившаяся после засухи в 2012 году, уже приводила к дефициту молока из-за существенного подорожания кормов. Тогда крупные переработчики просто перетянули к себе производителей сырого молока, а небольшие региональные компании оказались без ресурсной базы. Сейчас, говорит эксперт, «стало очевидно, что текущая сырьевая база не позволяет возместить освободившиеся ниши». Кроме того, и потребитель не может позволить себе такие расходы, как до кризиса.
В этой ситуации производителям все же хочется, уменьшив себестоимость, сохранить объемы производства и уровень прибыли. Отсюда и фальсификат.
«Я с читаю, что ситуация с фальсификатом абсолютно точно продиктована законами рынка и рациональным поведением рыночных агентов. Но мы ведь понимаем, что это нехорошо. И все это понимают. Но если искать виновника, то им могут быть только регуляторы в виде государственных органов, которые и должны понимать движение рыночных механизмов и вводить инструменты для регулирования. Это как дать людям автомобили и не вводить ограничение скорости. Кто будет виноват в высоком уровне аварий – водитель или ГАИ?», - высказывает свое мнение Алим Аюбов.
По мнению эксперта, запретами фальсификат вряд ли искоренить. А вот обязать переработчиков указывать на упаковке, натуральное ли это молоко или с содержанием растительного масла, в частности пальмового, - другое дело.
«Маркировка продукции - правильный и эффективный инструмент», - уверен аналитик. Тогда, если потребитель будет знать, что покупает, он «своим рублем будет решать, какого производителя поддерживать».
И недавно Минсельхоз выступил с такой инициативой. В ведомстве предложили обязать производителей на этикетках продукции, содержащей пальмовое масло либо заменитель молочного жира, изготовленный с использованием пальмового масла, располагать черную надпись на белом фоне в рамке «Продукт содержит пальмовое масло». При этом она должна занимать не менее 30% от общей площади этикетки.
Алим Аюбов, впрочем, замечает, что написать закон – это лишь полдела. Главное – уследить за соблюдением. Такой же точки зрения придерживается и депутат Госдумы от Воронежской области, руководитель Молочного союза Аркадий Пономарев. По его словам, молочный техрегламент и в его нынешнем виде нарушается. Например, если продается не сливочное масло, а «спред», производитель в обязательном порядке должен делать на упаковке соответствующие отметки. Но это мало кто делает.
«Отчасти проблему можно решить возвратом к обязательной сертификации. Об этом я всегда и везде говорил. Другой путь – требование корректной маркировки продовольствия. То есть названия типа «кефирный», «сметанный», «творожный», «сырный» не должны вводить в заблуждение потребителя. Если есть растительный жир, то будь добр – не указывай, что это молокосодержащий продукт. Там «паста», «соус», «десерт» – что угодно. Только не название, связанное с понятием молока либо молочносоставного продукта», - говорит господин Пономарев.
По его словам, сейчас Молочный союз разрабатывает программу выведения фальсифицированной молочной продукции из оборота.
«Речь идет об усилении ответственности за нарушение прав потребителей и добросовестных производителей, а также более жестком контроле за качеством выпускаемой и реализуемой продукции. Рассматриваем фальсифицирование продукции ни много ни мало как одну из угроз для национальной безопасности», - рассказывает депутат Госдумы.
Кризис - на руку
Впрочем, если говорить о текущей ситуации на крупных молочных предприятиях, все выглядит не так печально.
ОАО «Вимм-билль-данн» («ВБД») и Danone по итогам прошлого года серьезно снизили объемы продаж молочной продукции с низкой добавленной стоимостью. Однако в первом квартале выручка Danone от продаж молочной продукции выросла на 0,2%. Произошло это во многом от изменения валютных курсов.
Руководитель россошанского ООО «Молоко» Василий Остроушко утверждает, что пока работает без убытков, хотя объемы продаж молочной продукции также уменьшился.
Гендиректор воронежского холдинга «Молвест» Анатолий Лосев также отмечает снижение спроса на молочную продукцию.
«Мы наблюдаем такую картину: продажи дешевой продукции (в пленке, весовая, полувесовая) растут, а дорогой (например, йогурты) - падает», - разъясняет господин Лосев.
Гендиректор «Молвеста» говорит о повышении себестоимости производства молока на 15% - из-за удобрений, привязанных к валюте, корма для животных, упаковки и т.д. При этом если рост себестоимости составил 3-4 рубля, то рост цены на молоко - всего на 1-1,2 рубля. Поскольку цена упирается в спрос.
По его подсчетам, в целом к прошлому году отрасль минусует около 4-4,5% в натуральном выражении. При этом выручка увеличилась на сумму порядка 15%.
Анатолий Лосев считает, что нынешний год будет прибыльным как для молочной отрасли, так и в целом сельского хозяйства из-за роста курса валют. Но для «Молвеста» этот и следующий год до сих пор остаются недостаточно прибыльными в связи с большими вложениями в инвестиционные проекты по импортозамещению, развитию молочных ферм и увеличению дойного стада. «Ферма - это необходимость для нас, которая позволяет увеличить производительность высококачественного молока-сырья», - говорит господин Лосев.
Другие материалы по теме "Воронежская область":
«Молвест» в Воронежской области будет производить 50 тонн молока в сутки.
В Воронежской области «мясной кластер» влияет на посевную компанию
Падение в сельском хозяйстве Воронежской области