Старт молочных интервенций запланирован на начало 2017 года. Кабмин рассчитывает, что реализация механизма поддержит доходность работников отрасли в сложные для них периоды и стабилизирует розничные цены на потребительском рынке.
В конце октября Правительство РФ расширило перечень молочной продукции, в отношении которой планирует проводить закупочные и товарные интервенции. Помимо сливочного масла, сухого цельного и сухого обезжиренного молока в номенклатуру закупок включено питьевое стерилизованное молоко, три вида сыров: твердые, полутвердые и сверхтвердые без вкусовых наполнителей. Добавлены новые виды сухого молока различной степени жирности.
По замыслу Минсельхоза, расширение перечня молочных продуктов, в отношении которых могут поводится закупки, откроет доступ к альтернативному каналу сбыта не только сельхозпроизводителям, но и перерабатывающим предприятиям. С помощью закупок ведомство рассчитывает сократить сезонные колебания цен на молоко-сырье. В ряде субъектов оно достигает 20-25%. Прогнозируется, что реализация механизма поддержит доходность работников отрасли в сложные для них периоды и стабилизирует розничные цены на потребительском рынке.
Молочные интервенции в России еще ни разу не проводились, хотя обсуждение ведется давно и государство в 2010 году уже подходила вплотную к запуску механизма. В этот раз старт молочных интервенций запланирован на начало 2017 года. Проводиться они будут в девяти регионах, где показатели сезонности молока максимально выражены: летом молока много и оно дешевое, зимой его мало и оно дорожает. Кроме того, регионы должны располагать свободными сушильными мощностями, а таковых в России немного.
Несмотря на энтузиазм Минсельхоза, отраслевое сообществе инициативу воспринимает неоднозначно. Чем ближе отправная дата интервенций, тем оживлённее дискуссии. И если одни усматривают в них действенный механизм поддержки молочной отрасли, то другие убеждены, что интервенции обернуться «выброшенными на ветер» средствами из без того скудного бюджета.
– Идея по молочным интервенциям в корне ошибочна. О каких интервенциях можно говорить, если даже по официальным данным нехватка молока-сырья оценивается в 30%, – считает член аграрного комитета ГД Аркадий Пономарев. – Государство затрачивает миллиарды субсидий на строительство ферм, воспроизводство скота, потому что у нас дефицит сырья и готовой продукции, до излишек еще не доросли... Зато уже утвердили, как их распределять. А ведь это тоже расходы казны, причем немалые: компенсировать предприятиям стерилизацию молока, производство сыров, обеспечить условия для хранения. Какова целесообразность этого всего? Да и, собственно, чье молоко заводить в фонд? Белорусское? Ведь именно его доля на российском рынке преобладающая. Более 60%... Интервенции будут проводиться именно по белорусскому молоку. Россия поддержит не отечественных, а зарубежных, пусть и дружественных, производителей-переработчиков.
Если речь о поддержке переработчиков молока, то здесь уже есть продуманный, эффективный механизм, развивает аргументацию парламентарий.
– Компенсация оборотных процентов на закупку молока-сырья реально работает. Эти средства как раз и идут на стимулирование производства таких молокоёмких продуктов как масло, сухое молоко, сыр, – поясняет эксперт.
Он заостряет внимание также на том, что из-за нехватки молока в стране производится огромное количество молочного суррогата и фальсификата.
– Какой сыр собирается Минсельхоз иннервировать? С пальмовым маслом? – интересуется эксперт. – Ведь это не вкусовая добавка, с которой согласно задумке правительства «вход» в интервенционный фонд запрещен, а составная часть продукта, самый ходовой ЗМЖ (заменитель молочного жира).
Удивляет депутата введение в перечень товаров для интервенций сублимированного молока (высушенный продукт путем удаления воды из замороженного сырья).
– У нас в России, насколько я знаю, сублимацией молока никто не занимается. Очевидно, будет иннервироваться иностранное молоко. При чем здесь тогда поддержка отечественной отрасли? Я считаю, слишком много противоречий, чтобы запускать механизм, – убежден Аркадий Пономарев.
Проблема сезонности, на которую ссылается Минсельхоз, это, прежде всего, вопрос грамотного менеджмента, технологических решений, уверен Аркадий Пономарев.
– Просто этим нужно заниматься, кропотливо менять устарелый уклад производства. Понятно, что это небыстрый процесс, а выжить отечественным производителям нужно сегодня. Почему бы в качестве альтернативы не перенаправить сезонные излишки на социальные программы? Ведь наша основная цель – не консервирование на подходящий случай, а стимулирование потребительского спроса. Именно стабильный спрос сохранит устойчивость и производства, и переработки, и торговли. Сохранит уровень потребления и увеличит налоговые поступления в бюджет. Как варианты таких программ – продуктовые карты или закупки для бюджетных нужд. Те же самые интервенции, но уже с гарантией на результат, – заключает эксперт.