В пятницу 16 февраля в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи прошла дискуссия «МСП в агропромышленном секторе. Как повысить доходность?».
Государство уделяет значительное внимание усилению малых форм хозяйствования и формированию благоприятных условий для развития предпринимательской активности на селе. Малые сельхозпредприятия в агропромышленном комплексе выполняют важную социальную функцию и вносят весомый вклад в устойчивое развитие регионов России, отмечают участники разговора.
«Сегодня фермер - это высокоэффективный сельскохозяйственный субъект. За последние 5 лет фермерские хозяйства стали гораздо эффективнее, они уже занимают земли по 200 га и больше. Они стали конкурентоспособными, - заметил Джамбурат Хатуов, первый замминистра сельского хозяйства РФ. – Глава Минсельхоза Александр Ткачев с первых дней своей работе поставил задачу уделять максимум внимания фермерским хозяйствам и оказывать им господдержку. Министерство сельского хозяйства определило механизм квотирования для этаких хозяйств. Есть также грантовая поддержка, но ее пока недостаточно, грант желает получить каждый пятый желающий».
Для развития малых хозяйств важен и набирающий обороты рынок органики, который создает возможности для создания таких малых форм. Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза, заметил, что сегодня производитель органического хозяйства – это небольшое предприятие с 40 га земли, производящее продукции на 30-50 тысяч евро. В ближайшем будущем мировое производство органики вырастет на 100 млрд евро, и кто-то должен это произвести. И сегодня из производителей органики в мире - 90 процентов это малые и средние предприятия».
Органическое производство - рентабельно для малого бизнеса, напоминает Олег Мироненко. А еще важно, что в этом секторе работает принцип face to face – потребитель знает в лицо производителя, в органике это важно. И потребитель начал верить в этот товар, и стал его покупать, несмотря на цену. Стали доверять производителям органики и финансовые учреждения. «Банки раньше считали, что это продукт рисковый и даже венчурный. Но сейчас западные банки переключились на органику и стали инвестировать такие проекты охотно», - замечает эксперт.
Для сравнения: в 2000 году объем мировой органической продукции составлял 17 млрд евро, а в 2017 году эта цифра составила уже более 100 млрд евро – потому что государство поддержало производителей, а это запустило механизм интенсивного развития, замечает Олег Мироненко.
«Этот сектор ведет к развитию не только самого фермерского хозяйства, но и всего что вокруг них. Например 10 процентов туристов поехали сейчас в село, это почти 170 млн туристов», - подчеркивает эксперт. Агротуризм сегодня – очень популярная ниша. Или, к примеру, в Амстердаме почти 90 кафе и ресторанов предлагают клиентам органическое питание – а значит почти 900 производителей органики поддержаны и работают.
«Пока Россия отстает в этом секторе, закон об органическом сельском хозяйстве у нас только принимается. Но мы надеемся, что уже в марте будет первое чтение законопроекта», - напомнил Олег Мироненко, а принятый закон, убежден спикер, запустит механизм развития этой отрасли в России.
О важности поддержки производства органической продукции сказал и Юрий Рудаков, президент Союза заготовителей и переработчиков дикоросов, заместитель директора по развитию ООО «Медовая ярмарка». «Ежегодно в лесу 370 млрд рублей превращается в перегной – то, что можно использовать, не нанося вред природе», - заметил эксперт, заявив, что необходимо принять и закон о дикороссах. «Это даст возможность производителям такой продукции получать прибыль, а потребителям – точно знать, что они покупают».
Тренд здорового питания набирает обороты по всему миру, соглашается и Александр Хлынов Генеральный директор, ООО «Вологодский Иван-чай». Эксперт предложил рассмотреть производство иван-чая как отдельный вид МСП.
Дмитрий Голованов, председатель МСП банка, заметил, что для поддержки малых форм сельского хозяйства сегодня в РФ создано достаточно институтов финансовой поддержки, в том числе программы кредитования, субсидирования и так далее. Активизировалась и работа в части сельскохозяйственной кооперации. «Во всем мире это активный фактор роста. У нас в этом направлении есть еще большие резервы», - считает Дмитрий Голованов, отмечая важность объединения личные фермерские хозяйства и фермерские в кооперативы.
Елена Родионова, руководитель кооператива «Пищевик» в Липецкой области, поделилась опытом создания такого объединяющего звена. Кооператив был создан в 2015 году. «Когда мы открывались, было 7 хозяйств, а сейчас у нас уже 29 фермерских животноводческих хозяйств. В 2015 году мы получили грантовую поддержку, это очень эффективный вид поддержки. Сначала мы решили вопрос сбыта продукции, это удобно для фермеров. Теперь уже думаем, как расширить товарные хозяйства в нашем кооперативе и повысить доходность». «Пищевик» кредитуется в областном фонде поддержки малого и среднего предпринимательства, заметила Елена Родионова, подчеркнув важность помощи со стороны региональных властей. Работает также и региональное субсидирование.
«Мы получаем 50 процентов субсидии на покупку скота и птицы, 30 процентов на покупку кормов. Сейчас мы готовим документы на покупку молодняка и расширения наших хозяйств. Мы знаем, что мы можем погасить такой кредит и для нас он не дорогой. А в итоге на полках наших собственных магазинов - продукты премиум-класса по доступной цене. Развиваться бизнесу невозможно без государственной поддержки и взаимосвязи с местной властью. Мы сейчас даже получаем от глав сельских поселений данные фермеров, готовых к сотрудничеству. Фермеры в итоге благодаря кооперации получают уверенность в завтрашнем дне. А еще -увеличенную цену на свою продукцию – больше на 25-30 процентов, чем дал бы перекупщик».
В этом смысле хорошим примером является опыт Башкортостана. Как рассказал Рустэм Марданов, премьер-министр Правительства Республики Башкортостан, в Башкирии удельный вес фермерских хозяйств вырос с 4 до 11 процентов за последние несколько лет. Сейчас в среднем на одно фермерское хозяйство в республике приходится 143 гектара. Это экономически более выгодная форма ведения хозяйства, поэтому она лучше развивается, считает Рустэм Марданов. В Башкирии решили поддержать естественные порывы к объединению фермерских хозяйств. «Если они уже предусмотрели средства, чтобы купить какое-то оборудование, например, мы выдаем средства дополнительно. Считаем, что это дает им возможность дополнительно развиваться», - рассказал спикер.
Сейчас в России 70 тысяч сельхозкооперативов. Липецкая область, как и Башкирия, - пример сельскохозяйственной кооперации. «Конечно, каждый регион имеет свои особенности. 25 лет частной собственности это еще маленький период для развития. Ментально еще не все готовы объединяться. Административно заставить невозможно, такое решение должно созреть», - считает Джамбулат Хатуов. Но замминистра убежден, что есть ниши, где слово будет именно за малыми формами хозяйствования. Нужно выработать такую модель, в которой крестьянско-фермерские хозяйства будут чувствовать себя активными участниками. При этом интерес населения к развитию фермерства растет. «Мы видим, что сельские жители, мигрировавшие в города, готовы вернуться, чтобы на земле своих родителей работать и вносить свой вклад в развитие АПК страны», - замечает Джамбулат Хатуов.
Предстоящий съезд фермеров расставит нужные акценты, считает замглавы ведомства. «Мы сейчас убедились что малые фермерские хозяйства - это важный сегмент экономики, и они эффективны. Мы хотим пожелать успехов всем в этой работе, - подчеркнул Джамбулат Хатуов. - Минсельхоз готов разделить с региональными властями ответственность за развитие малых форм хозяйствования, мы это уже делаем».