Курица с продовольственной точки зрения птичка универсальная. Курятина - самое ходовое мясо в торговой рознице всех городов и весей страны. На нее крепко подсело колбасное производство. Куриное мясо активно востребовано на рынке фастфуда - быстрого питания.
Популярность птичке обеспечила ценовая доступность, особенно в условиях падающей платежеспособности населения. Но вот уже несколько месяцев подряд курятина дорожает.
Грипп, корма, бензин... банкрот!
Ситуацию в птицеводческой отрасли большинство экспертов рынка оценивают как катастрофическую. В прошлом году закрылись или резко сократили производство более десятка крупных российских птицефабрик. Причина - вспышки птичьего гриппа. Если в конце декабря 2017 года Россельхознадзор зафиксировал 35 очагов этой болезни, то на ту же дату 2018-го назвал 82 очага. В общем и целом было уничтожено 10% поголовья.
Соответственно, рост производства в отрасли не мог быть высоким. За весь год мясное птицеводство, по подсчетам Росстата, прибавило всего 1%. Для сравнения: итог 2017-го - плюс 7%.
Здоровые куры, по сути, подорожали из-за больных. Средняя оптовая цена мяса птицы с января 2018-го по январь 2019-го, по данным Минсельхоза, выросла на 21,8% - до 117,2 тысячи рублей за тонну. В рознице куры подорожали еще заметнее - на 22,4% (в середине января 2018 года килограмм стоил 125,1 рубля, в январе нынешнего - 152,7 рубля). Столь существенного роста, отмечают в министерстве, не было с 2014 года. Но тогда из-за резкого ухудшения экономической ситуации в России к концу года подорожало практически все продовольствие.
Но валить все на птичий грипп было бы несправедливо. Есть еще одна причина, лихорадящая отрасль. Растет себестоимость производства из-за удорожания кормов, бензина и дизельного топлива. За год кормовое зерно поднялось в цене на 35 - 45%, соевый шрот - на 10 - 15%, кормовые добавки - на 10 - 20%. Между тем корма в себестоимости производства продукции птицеводства занимают от 60% и больше. Ну и плюс к этому «горючка» подорожала на 10 - 15%.
Результат: у птицефабрик нарастают финансовые проблемы, а инвесторы не спешат вкладываться в новые проекты.
Лидером птицеводческой отрасли на протяжении полутора десятков лет была Белгородская область (в свое время - главный конкурент ленинградского птицепрома). Именно тут зародился агрохолдинг «Белая птица» с двумя крупнейшими птицефабриками России. Позже холдинг запустил производственный комплекс под Курском и птицеводческие мощности в Ростовской области. Общий объем производства - 300 тыс. тонн куриного мяса в год.
В прошлом году холдинг «посыпался»... Причина - многомиллионные долги перед кредиторами. Сейчас приостановившие производство птицефабрики «Белая птица» ждут новых хозяев.
Закрылись или снизили объемы производства Великоустюгская птицефабрика, фабрики «Ивановский бройлер» и «Чувашский бройлер», птицефабрика «Атемарская» в Мордовии, Шекснинская птицефабрика в Вологодской области и другие.
В конце прошлого года были выставлены на продажу две птицефабрики в Ленинградской области: «Русско-Высоцкая» в Ломоносовском районе и «Приморская» - в Выборгском. А в январе 2019 года та же участь постигла птицефабрику «Лебяжье», тоже из Ломоносовского района.
Племя на продажу
Проблемы на «Русско-Высоцкой» начались не сегодня и даже не вчера. Иск о собственном банкротстве фабрика подала еще в 2013 году. До этого предприятие с проектной мощностью 20 тыс. тонн продукции в год давало 5% общего объема мяса птицы Ленобласти. Спустя два года фабрику признали банкротом и ввели конкурсное производство.
Банкротство фабрике пошло, как ни странно, на пользу. Предприятие приступило к модернизации и глобальной реконструкции. Птичники снабдили европейским оборудованием с современными системами освещения и вентиляции, кормления/поения птицы. Обычно такая модернизация позволяет снизить себестоимость продукции. Но, выходит, не все получилось так уж радужно, если сейчас фабрика ищет новых хозяев.
В отличие от «Русско-Высоцкой» «Приморская» специализировалась на производстве куриного яйца. Предприятию крепко повезло в начале нулевых годов. Шесть московских фирм на паях стали собственниками птицефабрики и, соответственно, ее инвесторами. Вложили немалые средства в реконструкцию, построили цех по производству яичного меланжа.
Фабрика семимильными шагами двинулась к триумфу. Ее мощность выросла до 500 тыс. кур-несушек с продуктивностью 323 яйца в год от каждой. С перспективой роста поголовья до 1 млн несушек. На потребительском рынке куриные яйца «Приморской» составляли достойную конкуренцию продукции почти безусловного яичного лидера региона - птицефабрики «Роскар».
Говорят, что именно меланжевый цех и погубил фабрику. Под его строительство брали кредиты, а расплатиться с долгами не смогли. Злые языки еще судачат, что московские варяги сняли сливки и с барышом умчались восвояси. Но дело в том, что умчались-то они уже давненько. Их сменили другие собственники, потом третьи... Очередные вдруг решили заняться «параллельной отраслью», коей стало... овцеводство.
В итоге ни основной отрасли, ни «параллельной». В 2015 году на птицефабрике было уничтожено 300 тыс. кур. В том же году решением арбитражного суда птицефабрика была признана банкротом. В мае 2018-го начата процедура конкурсного производства.
Удастся ли возродить эту птицефабрику - большой вопрос. Во-первых, предприятие находится все-таки далековато от основного рынка сбыта, от Петербурга. Во-вторых, рынок жестко поделен между уже существующими игроками, конкуренция на нем в условиях перепроизводства куриного яйца отчаянная. И, наконец, в-третьих: а кто работать будет?.. Всю свою историю «Приморская» была, по сути, градообразующим предприятием поселка Красная Долина Выборгского района. Фабрика давала работу местным жителям. С ее закрытием население поселка уменьшилось на треть, остались в основном люди нетрудоспособного возраста.
Продажа «Лебяжьего» стала поистине громом среди ясного неба. Это уникальнейшее предприятие. Ведущий в Северо-Западном регионе производитель племенных цыплят мясного направления. На птицефабрики всей России «Лебяжье» поставляло инкубационное яйцо и суточных цыплят. Ее продукция занимала около 40% российского рынка мясных пород птицы. В год здесь выращивали до 12 миллионов голов птицы.
В конце 2018-го производство тут остановили. Причина - разрыв контракта с поставщиком племенного материала. Его ввозила французская компания Hubbard.
К сожалению, птицеводческая отрасль в России находится в сильной импортной зависимости. Даже при наличии птицеводческих научно-исследовательских институтов за минувшие четверть века страна не смогла обеспечить себя племенным материалом в этом секторе производства. Впрочем, точно так же она остается зависимой и от импортного семенного материала в растениеводстве.
Бройлер летит в Поднебесную
Сейчас птицеводы России подводят итоги работы в 2018 году. Примерно через месяц они будут обнародованы. Тогда станет известно, насколько птицеводство Ленинградской области отстает от недавнего лидера - Белгородской области. В 2017-м картина выглядела так.
* По поголовью птицы область занимала второе место в России: наши 30,6 млн против 51,3 млн в Белгородской области. Но уже тогда у белгородцев наблюдалась отрицательная динамика - их птичий двор сократился на 6,5%. В то время как наш прирос на 4,7%.
* По производству мяса птицы Ленинградская область находилась на третьем месте в стране - в 2017-м произвели 308,2 тыс. тонн курятины. Белгородцы - 841,6 тыс. тонн. Вторую строчку заняла Челябинская область - 347,8 тыс. тонн.
* По производству куриных яиц свое российское лидерство Ленобласть удерживает уже несколько лет подряд. В прошлом и в нынешнем году 47-й регион произвел по 3,1 млрд штук яиц.
Больше всех курятины в Ленобласти производит птицефабрика «Северная», ее доля в общем весе - 83%. На втором месте - «Роскар» (7,6%), на третьем - «Русско-Высоцкая» (3,9%). По производству куриных яиц впереди птицефабрика «Синявинская» с долей 45%. «Роскар» и тут на втором месте (37,7%). На третьем - агрокомплекс «Оредеж» (12,4%).
При всех катаклизмах в птицеводческой отрасли Россия в прошлом году не попала в зависимость от импорта мяса птицы. Более того, поставщики курятины из дальнего зарубежья даже не выбрали квоты. В целом импорт сократился на 24%.
Экспортный потенциал рынка пока ограничен. Хотя в нашей курятине очень заинтересован Китай. В январе уже нынешнего года были подписаны договоры на поставку мяса птицы в Поднебесную с 23 предприятий России. Эти предприятия отбирали самостоятельно китайские ветеринарные службы. В числе первых - птицефабрики Пензенской, Воронежской, Московской областей. Разрешение на китайский экспорт получили и две фабрики, специализирующиеся на производстве мяса индейки.
Кстати, последнее десятилетие Россия стала самым быстроразвивающимся производителем мяса индейки. Причем с очень высокими среднегодовыми темпами прироста - 25%. По данным консалтингового агентства Agrifood Strategies, такой прирост отмечен только в Польше, Чили и Испании. В то время как в традиционных странах - производителях индюшатины (США, Бразилия, Германия, Великобритания, Франция и Италия) отрасль либо стагнирует, либо сокращается.
МЕЖДУ ТЕМ
Сергей ЮШИН, руководитель Национальной мясной ассоциации:
- Если будет решена проблема с импортом сои и соевого шрота, который необходим для кормопроизводства и за который сегодня Россия платит почти на 20 - 30% больше, чем конкуренты на мировом рынке, удастся снизить себестоимость производства. Мясо птицы станет более доступным. За этим последуют и рост потребления, и новый толчок в наращивании экспорта.