Система борьбы с АЧС не позволяет пресечь распространение вируса, а страховщики отказываются принимать высокие риски. В результате мелкие хозяйства могут не выжить.
В российские свиноводческие хозяйства вернулась африканская чума свиней (АЧС). Согласно данным Россельхознадзора, ущерб животноводческой отрасли России от вируса на конец ноября 2016 года составил порядка 1,2 млрд рублей. Уничтожены свыше 248 тыс. голов свиней. В 2014 году ущерб составил порядка 1,1 млрд рублей, тогда как в 2015 году — 96,3 млн рублей.
Вирус вновь напомнил о себе на юге страны. В ноябре в Краснодарском крае зафиксировано десять новых вспышек АЧС. Случаи зафиксированы в Сочи, в Староминском, Ейском, Абинском, Тихорецком, Темрюкском, Красноармейском, Туапсинском и Павловском районах Кубани. Заболевание выявлено на таких крупных комплексах, как АО «Дан-Куб» и ООО «Кубанский бекон» (принадлежит АО «Фирма "Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева»).
С юга страны зараза ползет дальше. За последние месяцы известия о заражениях животных приходили из Ростовской, Липецкой, Новгородской, Архангельской областей, Крыма и Чувашии. Ветеринары зафиксировали вирус АЧС в продукции предприятия ООО «ГлавМясПром» Борисоглебского района Воронежской области. Чума выявлена на предприятии «Краснодонское» в Волгоградской области. Дикий кабан, погибший от опасной болезни, найден в Орловской области на поле ООО «Брянская мясная компания» (принадлежит холдингу «Мираторг»).
Для свиноводов заражение животных оказывается настоящим бедствием. Согласно правилам, изъятию и уничтожению в очаге подлежат все свиньи. Государство выплачивает небольшую компенсацию крестьянам, но она несравнима с потерянной выгодой и затратами животновода. При этом возможность страхования свиноводов от риска АЧС остается на уровне разговоров.
Страховые компании не будут страховать животноводов от рисков АЧС, считает председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции Краснодарского края Виктор Сергеев. Как заявил фермер корреспонденту «Росбалта», такой вид страхования не окупит последующих трат страховой компании.
«Мне не известно, чтобы кто-нибудь брался за подобное страхование. Я так думаю, что страховые компании не пойдут на него, им это не выгодно. Страхование рисков от АЧС само по себе окажется рискованным. Например, несколько лет назад в Тимашевском районе, в очаге АЧС уничтожили, сожгли 33 тысячи свиней. Кто возместит свиноводам такие потери? Страховые компании не пойдут на это», — уверен Виктор Сергеев.
При таких условиях ставку можно делать только на предотвращение бедствия. Однако существующая сегодня система борьбы с АЧС не позволяет пресечь распространение этого вируса по регионам, считает экс-председатель краснодарской организации профсоюза работников АПК Федор Долженко. Как заявил эксперт, меры противодействия эпидемии следует принимать на федеральном уровне.
Федор Долженко напомнил, что вспышка АЧС в 1970-х годах в советской Украине была остановлена путем полного блокирования зараженных районов, вплоть до привлечения военных. «Сейчас, при нынешней модели экономики, каждый может везти что хочет и куда хочет. Поэтому, думаю, что основный путь распространения вируса — через транспортировку кормов. Никто ее не отслеживает и не контролирует. Оттуда, где сдохли свиньи от АЧС, вывозят корма в другой регион и продают через посредников и подставные фирмы», — предположил Долженко.
Эксперт также назвал контрпродуктивным решение об отстреле диких кабанов. «Это безумие — гонять диких кабанов, пытаясь их уничтожить. Как охотник, скажу: все сто процентов кабанов все равно не убить. Кабан, живя в одной местности, за сутки может проходить 35-40 километров. А если его начинают гонять, то он, спасаясь, может уйти и в другую местность. И если прогнать больного кабана из зараженного очага, то он уйдет и в другой регион, и очаг вируса только „разгоняется“ на приличное расстояние», — сказал Федор Долженко.
В такой ситуации все громче звучат предположения, что чума оказывается даже выгодна некоторым игрокам на свиноводческом рынке.
Ситуация с распространением АЧС используется владельцами крупных свиноводческих хозяйств для ликвидации мелких конкурентов, считает председатель калининградского отделения экологической организации «Зеленый фронт» Олег Иванов. «Мелкие фермеры занимают определенную долю рынка, хоть и не такую большую, как крупные хозяйства. Но у владельцев крупных хозяйств есть и более широкие возможности влияния, в том числе, на государственную политику в отрасли. Поэтому, когда у них появляется возможность устранить конкурентов даже с небольшой доли рынка, то ею будут пользоваться», — отметил Иванов.
Как рассказал экозащитник, власти и крупные производители могут пойти по примеру «польского опыта». Олег Иванов напомнил, что в Польше ситуация с АЧС вышла из-под контроля, и министерство сельского хозяйства этой страны ужесточает правила свиноводства. В ближайшем будущем ограничительные меры будут предусматривать, что каждый, кто содержит свиней, должен будет, как минимум, оградить хозяйство капитальным забором на фундаменте. Въезд в хозяйство должен быть защищен дезинфекционным барьером. Свиноводы будут должны вести книгу посещений хлевов, а также реестр всех транспортных средств, въезжающих в хозяйства. Будут подлежать учету применение дезинфицирующих средств и документы на их приобретение. Органы надзора станут проверять, сколько этих средств было использовано в дезинфекционных мероприятиях. Свиноводы будут обязаны внедрить программу по борьбе с грызунами. По предположениям экспертов, такие меры сделают содержание небольшого количества свиней нерентабельным.
«По сути, предлагается такая спорная мера, как уничтожение малых фермерских свиноводческих хозяйств ради того, чтобы АЧС не распространилась на крупные фермы. Все эти меры, как и отстрел диких кабанов, по мнению экологов, являются несоразмерными. Но власти исходят из прагматических соображений обезопасить свое сельское хозяйство и поддержать рентабельность крупных ферм», — сообщил эксперт.
Иванов полагает, что, если АЧС перейдет польско-российскую границу и обнаружится в Калининградской области, то власти региона также не станут колебаться в выборе мер. «В Калининградской области АЧС пока не фиксировалась, но если что-то случится, то все будет зависеть от того, насколько серьезной будет вспышка. В области есть несколько крупных свиноводческих ферм. Не сомневаюсь, что тогда их владельцы, являющиеся крупными инвесторами в сельское хозяйство региона, будут требовать максимально обезопасить свой капитал и бизнес. Думаю, что наши власти в этом случае тоже могут пойти на подобные меры», — не исключил эксперт.
Вспышки АЧС могут происходить из-за намеренного заражения животных, полагает директор Института региональных биологических исследований Валерий Бриних. Как заявил эколог, это может быть следствием конкурентной борьбы между крупными агрохолдингами.
«За период наблюдения за развитием АЧС на Юге России я обратил внимание, что все предприятия, на которых были вспышки, когда уничтожали целые свинарники, — это были предприятия самого высокого уровня ветеринарной защиты. Их работники даже не имеют права содержать дома свиней, чтобы не было случайного заражения. Поэтому болезнь на этих фермах не могла появиться от каких-то случайных контактов с зараженными животными. Но при желании эту заразу можно занести с каким-нибудь зараженным материалом, например, с кормом», — рассказал Валерий Бриних.
Эколог напомнил, что в Краснодарском крае идет острая конкурентная борьба между бизнес-группами за главенство в производстве и продаже свинины. «Это очень прибыльная отрасль, имеющая быстрые обороты и приносящая большие доходы. У меня сформировалось мнение, что мы видим, можно сказать, акты диверсий против конкурентов», — заявил эксперт.
Бриних раскритиковал утверждение о заражении животных от диких кабанов. «Случаи обнаружения диких свиней, зараженных АЧС, единичны, и они абсолютно не соответствуют картине распространения чумы. Если в стаде свиней появляется чума, то, по аналогии с домашними, болезнь распространяется на все поголовье. Однако даже в то время, когда была в регионе высокая плотность кабанов, не было картин их массовой гибели, гуртами и табунами дикие свиньи от АЧС не гибли», — сообщил Валерий Бриних.
Эколог уточнил, что численность кабанов в Краснодарском крае резко снизилась уже в результате отстрела и отравления диких животных после вспышек АЧС.
Чума косит и мелких, и крупных животноводов. Но кто-то в этой «мясорубке», возможно, выйдет победителем, разделавшись с конкурентами.