Американские, а вслед за ними и российские эксперты, прогнозируют снижение урожая зерновых из-за крайне жаркого и засушливого лета в Европейской части страны.
А вот Минсельхоз продолжает упорно отказываться пересматривать свои чересчур оптимистичные оценки, невзирая на объективные угрозы.
Рубль дорожает, а пшеница — дешевеет
Минсельхоз США, а затем и российский Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) снизили прогнозы на урожай отечественного зерна в новом сельскохозяйственном году (он начался первого июля). Американские эксперты уменьшили оценку мирового урожая на 10 млн. тонн, причем наиболее существенно — именно для России: если еще в июне прогноз составлял 78 миллионов, то в июле снизился до 74,2 миллионов. Также снижена оценка объемов экспорта российской пшеницы — с 37 до 34,5 миллионов тонн.
Американцы также снизили прогнозы относительно урожая украинской пшеницы (29 млн. тонн), а вот прогнозы производства зерновых в Казахстане у США остались прежними (13,8 млн. тонн).
Неожиданно пессимистичный прогноз Минсельхоза США, вышедший 11 июля, мигом сказался на мировых ценах на пшеницу: российская пшеница, отправляемая на экспорт, за прошлую неделю подорожала на $ 1 — до $ 194 за тонну.
Вслед за американцами ухудшил прогноз и ИКАР, который подсчитал, что урожай российской пшеницы в этом году составит 77,5 млн. тонн (две недели назад эксперты оценивали урожай на уровне 79,3 млн. тонн). Причем агентство не исключает дальнейшего снижения прогнозов производства и экспорта зерновых.
Наиболее оптимистичен, как всегда, отечественный Минсельхоз: заместитель министра Оксана Лут заявила, что урожай зерновых составит не менее 118 млн. тонн, а экспортировать зерно будут не менее чем в 130 государств планеты. Любопытно, что прогнозы чиновников остаются неизменными с февраля — хотя за это время независимые эксперты уже не раз пересматривали свои прогнозы: они ориентируются, в частности, на крайне засушливое и жаркое лето в Европейской части России, а также на снижение урожайности в южных регионах. Ближайшая «корректировка», как пообещали в министерстве, может состояться не ранее конца августа.
А вот на экспортные цены оказывает влияние множество факторов. В частности, как указывают аналитики агентства «СовЭкон», трейдеры пытаются снизить цены, чтобы конкурировать с другими странами, в то же время снижаются поставки, поскольку фермеры хотят продать зерно по более высокой цене.
Сказывается также и укрепление рубля, заявил на пресс-конференции президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. По его словам, именно из-за неконкурентоспособной цены россияне проиграли французам недавний тендер на поставку пшеницы в Египет — а это традиционно крупнейший покупатель отечественных зерновых.
Американцы не раз ошибались в прогнозах
«СП»: — Почему американские эксперты, на ваш взгляд, уже не единожды корректируют вниз свой прогноз относительно российского урожая?
— Министерство сельского хозяйства США уже не раз ошибалась в прогнозах на урожай в России: ведь его специалисты в нашей стране не работают и по ней не ездят, — объясняет «Свободной прессе» кандидат экономических наук Леонид Хазанов. — К тому же, неблагоприятные климатические факторы — понятие растяжимое, под него можно подогнать что-угодно. Вряд ли стоит ожидать выпадения снега в основных регионах по выращиванию зерновых: для подобного сценария попросту нет никаких предпосылок.
Мне лично кажется, что прогноз Министерства сельского хозяйства России об урожае в 188 млн. тонн может сбыться: все-таки это ведомство оперативно собирает информацию о ситуации с ростом и сбором зерновых культур в различных областях и краях. Даже если из-за нынешних дождей урожай снизится на 1−2 млн. тонн, для России это точно не будет катастрофой.
«СП»: — В общем, бояться неурожая не стоит?
— В отчете иностранной сельскохозяйственной службы Минсельхоза США, который послужил источником дискуссий о будущем российском урожая пшеницы и объемах ее экспорта, ни в коей мере не утверждается о катастрофическом неурожае — речь лишь идет о снижении ранее сделанного прогноза на 5%, связанного с засухой в регионах — производителях зерна, — говорит ведущий научный сотрудник Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Денис Терновский, — Несмотря на неблагоприятные погодные условия урожай 2019 года прогнозируется хороший, вторым по величине за всю историю наблюдений, уступая лишь рекордному урожаю 2017 года.
«СП»: — Отразятся ли на урожае неблагоприятные погодные условия?
— Прогнозы о снижении урожая зерновых в связи с неблагоприятными погодными условиями делаются и отечественными аналитиками зернового рынка, но и в этом случае речь не идет о низком урожае: прогнозы в любом случае превышают данные прошлых лет, кроме 2017 года.
«СП»: — А каковы ваши прогнозы относительно объемов зернового экспорта?
— Большого падения экспорта не будет. Внутренние потребности в зерне перекрываются скорректированным урожаем зерна более чем в два раза. Если и будет падение, то небольшое. Эффект высокой базы объясняет и предсказываемое сокращение объемов экспорта (минус 4,2%): в 2018 году экспортировались высокие запасы пшеницы, сформированные после рекордного урожая 2017 года.