Во время заседания аграрного комитета Заксобрания НСО депутаты рассказали о бедственном положении ряда сельхозпредприятий региона, которые не вошли в утвержденные в Новосибирской области программы господдержки.
На комитете по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям ЗС НСО 18 мая депутат Александр Кулинич передал коллегам по Заксобранию и лично заместителю председателя правительства Новосибирской области – министру сельского хозяйства региона Евгению Лещенко просьбу о помощи от руководителей предприятий Баганского района.
Несколько сельхозпроизводителей района доложили депутату о тяжелой ситуации с обеспечением семенами и, в целом, сложном экономическом положении по причине прошлогодней засухи, а также пожаров в этом году.
«Четыре хозяйства Баганского района просят оказать им адресную помощь. Там сложное положение – кормов нет, семян нет. Просят у власти финансовой поддержки на покупку семян для посевной кампании в этом году, а также на возмещение транспортных расходов по доставке кормов. Улучшить их положение могло бы и сохранение условий льготного кредитования, и отсрочки платежей по кредитам до 1 января 2022 года», — рассказал депутат.
Однако, как последовало из ответа министра сельского хозяйства региона Евгения Лещенко, оказать сегодня целевую финансовую помощь предприятиям невозможно, так как это будет означать нарушение всех правил и регламентов участия в госпрограммах.
«Сегодня согласованы все участники госпрограммы, всем главам районов направлены письма и ведется сбор необходимых документов. Все средства, выделенные на доставку кормов – а это 13,6 млн рублей – будут доведены до районов. У нас основной принцип доведения помощи – на равной основе», — объяснил министр, упомянув о возможной ответственности органа власти и претензиях со стороны контрольно-счетной палаты при нарушении правил распределения средств.
Также чиновник напомнил о том, что в этом году Баганскому району уже было выделено 91 млн рублей, что на 8 млн рублей больше, чем в прошлом году.
«Все хозяйства обеспечены семенами», — сделал заключение министр.
«Да не обеспечены, приезжайте и посмотрите! — настаивал Александр Кулинич. — Мы даже не за весь Баганский район просим. Есть четыре обращения от предприятий. Им что теперь делать — вырезать скот?»
Председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Александр Терепа согласился, что проблемы у сельхозпроизводителей, пострадавших от засухи, остаются.
«По результатам прошедшего года мы видим, что не все решения исполнены. А если предположить, что не дай Бог, этот год окажется таким же засушливым, то потребуются новые решения. Конечно, порядок – это хорошо, но мы прекрасно понимаем, что ряд сельхозпредприятий оказались выведены из цепочки всех видов программ поддержки. Нужно или что-то делать, или мы тогда должны им объявить, что стоим в стороне, а их уже рынок “отрегулировал”», — резюмировал Александр Терепа.
Вместе с тем, одним из способов снятия возможных рисков для сельхозпредприятий является страхование. Однако, с этим нередко возникают сложности, сообщил заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Денис Субботин.
«На федеральном уровне подразумевается, что все хозяйства должны страховать свои посевы и скот, чтобы в случае природных бедствий получить компенсации. Другое дело, что у нас страховые компании отказываются страховать поля, которые на границе с Казахстаном. Они считают, что там смысла вообще нет сеять, потому что риски высокие», — заметил зампредседателя комитета.
Вариантом решения ситуации, по мнению некоторых депутатов, могла бы стать поддержка сельхозпроизводителей, которые сейчас находятся в катастрофическом положении, из средств резервного фонда области.
Напомним, что в прошлом сезоне засуха поразила 16 районов области, где ввели режим ЧС. Особенно затронула проблема хозяйства на юго-западе, у границы с Казахстаном: Купинский, Баганский, Карасукский районы. В декабре прошлого года правительство региона приняло решение поддержать пострадавшие хозяйства с доставкой кормов для животных. Первоначально, по словам Дениса Субботина, речь шла о сумме 20 млн рублей, в этом году ее скорректировали до 13 млн рублей.