В сфере экспорта зерна у России – успех, что редко в последнее время на фоне ставших привычными неприятностей в других областях. Планируемый в текущем сельхозгоду (до июля 2018 г.) экспорт в 52 млн т зерна станет на 46,5% выше, чем в предыдущем году (35,5 млн т.)., по оценке Минсельхоза.
По пшенице повышение окажется ещё более значимым – до 40 млн т с 27,1 млн т, то есть, на 47,6%. По данной культуре мы уже опережаем США, которые продают на вывоз порядка 26 млн т. Хотя по общему экспорту зерновых отстаём от Штатов, имеющих показатель примерно 80 млн т, но в их экспорте превалирует кукуруза. По пшенице же Россия занимает 22% мирового рынка, Евросоюз -14%, США – 13%.
Успех связан с рекордным урожаем зерновых, составившим 134,1 млн т по итогам 2017 г., и значительными переходящими запасами в размере примерно 32 млн т, что на 16% больше, чем год назад.
Стоит отметить, что такая ситуация сочетается с ограничениями по урожаю из-за климатических условий в США, Австралии, Франции. Поэтому большой физический объём экспорта из России счастливым образом сочетается с ростом мировых цен на пшеницу. Так, экспортная цена в середине апреля 2018 г. составляла 208 долларов за тонну пшеницы, а уже к концу апреля – 214 долларов, по оценке Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). Таким образом, если при грубом расчёте принять цену в 200 долларов, то объём выручки от экспорта пшеницы может составить порядка 8-10 млрд долларов за год. Кроме того, следует учесть и то, что курса доллара к рублю поднялся с 56-58 руб. прошедшими осенью-зимой до уровня выше 60 руб. в апреле-мае 2018. Это ещё больше повышает экспортную выручку от продажи зерна.
По итогам 2018 г предполагается урожай 110-115 млн т зерновых, то есть примерно на 14% ниже, чем в рекордном 2017 г. Переходящих запасов, вероятно, также станет меньше, поскольку текущие объёмы уйдут на экспорт, что благоприятно при такой внешней конъюнктуре. Поэтому экспортный потенциал следующего сельхозгода пока определить сложно.
Но есть определённые нюансы и в сегодняшних реалиях зернового рынка. Увеличение экспорта и высокие вывозные цены создают давление вверх на внутренние закупочные цены. Парадокс в том, что при исключительно высоком урожае цены внутри страны не снижаются, а несколько повышаются, по данным ИКАР. Однако беспокоиться по поводу розничных цен на хлебопродукты не приходится. Это социально значимая продукция, ценообразование на которую жёстко контролируется антимонопольными и иными службами. Поэтому увеличения цен выше общего уровня инфляции в 2,5-3% не будет.