В I квартале 2020 года экспорт российской аграрной продукции составил $ 6,36 млрд, что на 19,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ростовская область лидирует как в традиционном экспорте зерна, так и перспективном — масла и продуктов глубокой переработки.
— Экспорт агропродукции в I квартале 2020 года резко вырос, так как оставались запасы зерна и масличных, — рассказал гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько на пресс-ланче компании «Сингента». — Последние два года на первом месте по импорту аграрной продукции из России находится Китай. Он увеличил импорт, но мало покупает основных продуктов российского экспорта — зерна, подсолнечного масла, недавно стал закупать шрот за счет его сертификации российскими компаниями в Китае. Я был в Китае, видел, как они стоят в очереди за российским мороженым, бакалеей, они покупают колоссальные объемы российской рыбы.
В этом году резко изменилась структура экспорта. Год назад зерновые существенно опережали экспорт масличных, рыбы и прочих товаров. Сейчас на первое место вышли масла и масличные ($ 1,92 млрд), зерновых продано на $ 1,91 млрд, прочих товаров — на $ 1,54 млрд, рыбы и морепродуктов — на $ 0,94 млрд, причем везде наблюдался рост показателей.
— Прочие товары — это бакалея и др., — пояснил Дмитрий Рылько. — Наша страна становится экспортером продуктов с высокой степенью переработки.
Стратегический потенциал роста экспорта эксперт видит у масла и шрота, рыбы и продукции глубокой переработки. Сейчас стоимость 1 тонны экспорта намного ниже стоимости 1 тонны импорта.
Как писал ранее N, в Ростовской области в I квартале этого года производство круп выросло на треть, масла растительного произвели больше на 28%. По данным ФТС РФ на 31.05.2020, приведенным на сайте Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России, Ростовская область занимает первое место среди регионов России по трем направлениям: в экспорте зерновых, масличных, а также прочих продуктов. В мясной и молочной сферах регион занимает третью строку.
— Мы выступаем против ограничений и запрета экспорта сельскохозяйственной продукции как постоянно действующей системной меры, — заявил Дмитрий Рылько. — В этом году, чтобы как-то остудить ситуацию, возможно была разумность в ограничении экспорта 7 млн т зерна. Больше из России выжать и не смогли бы. Но мы против введения квоты на вторую половину года. Это излишняя мера, которая постепенно будет подтачивать инвестиционную привлекательность нашего растениеводства.