Российская масложировая отрасль переживает очередной этап трансформации: профильные федеральные органы власти рассматривают введение нового нормативного показателя безопасности и качества – по уровню содержания глицидиловых эфиров.
На прошлой неделе Масложировой союз России направил в Министерство сельского хозяйства РФ доработанные предложения в Дорожную карту по введению нормирования содержания глицидиловых эфиров в растительных маслах и жирах с учетом замечаний Роспотребнадзора.
В документе отражены этапы перехода производственных площадок на новые требования.
«Российская масложировая отрасль будет адаптироваться к новым требованиям по качеству и безопасности в течение 5 лет. Переходный период должен завершиться к 2025 году. Отмечу, что этот проект не затрагивает вопросы реализации экспортных задач, поскольку ограничения по глицидиловым эфирам действуют исключительно в странах ЕС, в остальных государствах влияние глицидиловых эфиров в продуктах питания изучается, но не нормируется. Потому в нашем случае речь идет о повышенных показателях качества для продукции на внутреннем рынке», – прокомментировал исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев.
Глицидиловые эфиры – это вещества (контаминанты), которые образуются во время рафинации и дезодорации масел. В 2008 году Международное агентство по изучению рака (IARC) включило эти контаминанты в список потенциально возможных канцерогенов. В группе риска оказались все масла, в том числе самые популярные в мире: оливковое, подсолнечное, пальмовое, соевое и рапсовое. Это связано с тем, что в масличных содержатся предшественники глицидиловых эфиров. И во время рафинации и дезодорации они преобразуются в GE под действием высокой температуры. Чтобы соответствовать готовящимся стандартам, производителям придется внести существенные изменения в процессы переработки, закупить лабораторное оборудование для оперативного производственного контроля.
По предварительным оценкам союза, объем инвестиций на такую всеобщую модернизацию обойдется российскому масложировому бизнесу в сумму от 30 до 50 млрд рублей. Стоит отметить, что средства для переоснащения компании будут изыскивать самостоятельно, возможности субсидирования под данную категорию проектов пока не обсуждаются.
«Мы столкнулись с критикой в отношении продолжительности сроков вступления норматива в силу. Здесь, как и для любого другого нововведения, требуется переходный период. Масложировые предприятия и сельхозтоваропроизводители не имеют технической возможности одномоментно обеспечить выполнение новых требований. Понадобятся не только существенные инвестиции в обновление производственных площадок, но целый комплекс мер по проработке стандартов, аккредитации лабораторий, подготовке специалистов. Обязательное введение норматива в формате «уже завтра» – это выстрел себе в ногу в пользу продовольственного импорта из ЕС. Затрагивая аспект безопасности продукции, хочу подчеркнуть, что прямого влияния на здоровье масложировая продукция, содержащая более 1 мг/кг данного контаминанта, не оказывает. Чтобы глицидиловые эфиры действительно повлияли на здоровье человека, ему необходимо употреблять несколько литров растительного масла ежедневно», – пояснил Михаил Мальцев.
«Глицидиловые эфиры – это одни из тысяч контаминантов, о которых известно науке. В этот список входят также акриламид, который образуется при жарке кофейных зерен, гербициды – удобрения, которые используют для ускорения роста растений и другие вещества. При наличии современного оборудования контаминанты можно найти в любых продуктах», – отметил доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой фармакологии факультета фундаментальной медицины МГУ Олег Медведев. По данным ВОЗ, основными канцерогенными факторами риска развития рака в мире являются «употребление табака, употребление алкоголя, нездоровое питание, а также отсутствие физической активности».
Ключевые игроки рынка – члены Масложирового союза России на публичном обсуждении редакции Дорожной карты проинформировали о текущем состоянии подготовки корпоративных программ по модернизации своих мощностей для обеспечения снижения глицидиловых эфиров в выпускаемой продукции. При этом они отметили, что ключевым фактором, сдерживающим переход в активную фазу реализации таких программ, является отсутствие единого арбитражного метода.
В мае 2019 года ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» разработал методику, которая позволяет определить содержание глицидола в растительных маслах и жирах. Российские ученые использовали несколько подходов для определения содержания GE в растительных маслах и жирах. При этом необходимо отметить, что каждый стандарт предъявляется специфические требования к оборудованию и результаты исследования одних и тех же образцов зачастую могут быть различны.
В феврале 2020 года в России вступили в силу национальные стандарты (ГОСТ Р ИСО 18363) по определению глицидиловых эфиров жирных кислот в растительных маслах. Эти стандарты идентичны международным. В январе 2021 года будут введены в действие межгосударственные стандарты (ГОСТ ISO 18363).