Правительство, отложив решение наиболее острого вопроса — о том, продлевать или нет экспортную надбавку к тарифу ОАО РЖД на семь лет,— согласилось на повышение платы за порожний пробег для всех полувагонов. Таким образом, инновационные вагоны пока сохраняют преимущественное положение (их тариф на 11–27% ниже), но и для них плату поднимут.
Точный размер индексации должен быть определен до 1 декабря. Операторы и вагоностроители заняли противоположные позиции: первые просили премьера не вводить плоское повышение для всех, а вторые — воздержаться от отмены скидок для инновационных вагонов.
Правительство 29 октября не смогло одобрить долгосрочную программу развития (ДПР) ОАО РЖД до 2025 года — на совещании под руководством премьера Дмитрия Медведева было решено доработать документ к 1 декабря. Ключевой вопрос, решение по которому не принято,— сохранение экспортной надбавки к тарифу на перевозки в 8%, которую с 2019 года должны были обнулить (подробнее см. “Ъ” от 5 и 19 октября). Реализация этой меры, по подсчетам промышленников, обойдется им в 253 млрд руб. (см. “Ъ” от 25 октября). Против надбавки выступил глава Минэнерго Александр Новак (см. “Ъ” от 26 октября), тогда как министр транспорта Евгений Дитрих заявил 29 октября, что «мы дополнительно рассмотрим, как и было поручено, все эти параметры и, уверен, придем к согласованному решению».
Однако по одному спорному вопросу стороны к соглашению пришли.
Евгений Дитрих уточнил, что решение поддержали все участники совещания. Конкретный размер повышения, пояснили министр и глава ОАО РЖД, будет определен до 1 декабря в рамках доработки проекта ДПР.
О возможном повышении тарифа на порожний пробег говорят давно, еще в 2017 году этим инструментом как альтернативой общему повышению тарифов планировала воспользоваться ФАС (см. “Ъ” от 20 и 25 декабря 2017 года). В этом году предлагались различные механизмы сбора дополнительной платы. Так, на рассмотрение Совета потребителей ОАО РЖД выносилось общее повышение тарифа на порожний пробег всех вагонов (что включает спецпарк типа цистерн или зерновозов, у которых нет обратной загрузки), а также отмена специальных тарифных схем для ряда моделей инновационных полувагонов, тариф на порожний пробег которых сегодня на 11–27% дешевле, чем для типовых. Совет потребителей не принял решение по этому вопросу (см. “Ъ” от 19 октября). Позднее источники “Ъ” сообщили, что ОАО РЖД планирует ограничиться в этой мере только полувагонами.
Операторы выступили против меры и предлагали премьеру взамен выровнять тарифные схемы для всех полувагонов, лишив инновационные вагоны их преимуществ (см. "Ъ-Онлайн" от 29 октября). Со своей стороны, Объединение вагоностроителей в письме от 23 октября просило сохранить сниженный тариф для инновационных вагонов. Вице-премьер Дмитрий Козак поручил профильным ведомствам представить согласованные предложения до 2 ноября.
Повышение платы за порожний пробег не приведет к снижению суточной стоимости вагона: операторы переложат нагрузку на грузовладельцев, полагает председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. «Регулирование порожних пробегов должно осуществляться в зависимости от расстояния или полигона курсирования. При общесетевом повышении у операторов не возникнет желания заниматься вопросами снижения порожних пробегов и поиска попутной загрузки, это будет для них просто транзитным повышением, которое оплатит в конечном итоге грузовладелец»,— говорит он. Скидки были направлены на стимулирование приобретения инновационных вагонов, однако сегодня механизм уже не работает, считает господин Иванкин: приобретение парка сокращается.
Но глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает правильным решение по дополнительной индексации порожнего пробега, так как оно создает стимул к сокращению избыточных порожних пробегов. По мнению эксперта, индексация увеличит расходы в основном тех грузовладельцев, которые используют закольцованные схемы перемещения полувагонов без обратной загрузки и самостоятельно оплачивают порожний пробег. Большинство грузовладельцев, уточняет он, сами оплачивают только груженый пробег и поэтому разделят расходы на индексацию с операторами, маржинальность бизнеса которых близка к историческим максимумам.