С введением в конце ноября ледовых ограничений уменьшится число сухогрузов, работающих в портах Азовского моря, что может существенно повысить ставки в регионе уже в начале ноября. Об этом сообщили в аналитическом отделе брокерской компании «Глогос проект».
Дело в том, что в период ледовых ограничений в малых портах Азова имеют право работать только теплоходы, не старше 30 лет, имеющие класс не менее Ice1 Российского морского регистра судоходства (РМРС). Для региона, где возраст большинства судов составляет 40+, а 60% судов не входят в Российский регистр, это грозит существенным сокращением свободного тоннажа. Поскольку в зимний период количество морских перевозок сократится в разы, трейдеры спешат вывезти запасы рекордного урожая в оставшиеся полтора месяца (в прошлом году зимняя навигация началась 30 ноября), что с высокой вероятностью поднимет ставки фрахта уже через 2-3 недели.
«Сейчас мы наблюдаем разнонаправленное давление на фрахт: высокое предложение зерна со стороны других стран, увеличивающее конкуренцию российскому экспорту зерновых на мировом рынке, влияет на снижение ставок, а рост объемов других грузов в регионе, в частности угля и металлолома, — на увеличение. На мой взгляд, — прогнозирует Константин Гриневич, генеральный директор брокерской компании «Глогос проект», — приближение зимы будет вынуждать трейдеров повышать премии для судовладельцев в надежде заработать хоть что-то. С учетом того, что сейчас это достаточно низкомаржинальный и при этом рисковый бизнес, а продолжающийся рост ставок фрахта и уменьшение мировых цен на зерно делают его для трейдеров все менее интересным, неизвестно, будет ли из страны вовремя вывезено зерно, предназначенное для экспорта, или останется лежать до весны на складах и элеваторах».
Согласно данным еженедельного ценового мониторинга «СовЭкон», цены на российском зерновом рынке начиная с июля упали на треть. Сейчас рынок медленно отталкивается от минимумов, достигнутых во второй половине сентября: цены на пшеницу и ячмень на европейской части России на прошлой неделе (9-13 октября) были преимущественно стабильны или медленно росли. «Несмотря на пересмотр прогнозов по сбору урожая поздних культур в сторону уменьшения, — объясняет Константин Гриневич, — подняться ценам на зерно мешает, помимо ухудшения мировой конъюнктуры, дорогой фрахт зерновых. Производители вынуждены продавать зерно по низким ценам, чтобы сохранить возможность фрахтователям контрактовать суда по действующим на рынке ставкам».